Восприятие звука у детей

Что же должен слушать ребенок?

Древние греки, преуспевшие в развитии многих искусств, говорили: «Лучший музыкальный инструмент – человеческий голос». Для того, чтобы петь малышу потешки, совсем не нужно обладать особым музыкальном даром. Одна и та же песенка, исполняемая мамой или другим близким человеком, для развития ребенка значит намного больше, чем «Золотая коллекция дисков». Ведь мама не может дважды пропеть одну песенку одинаково – интонации зависят от множества факторов.

Голосовые связки изменяют звучание при разной погоде и влажности, физическом и моральном состоянии, и т.п. А что же запись? Аудио-запись песни будет предлагать ребенку только один интонационный вариант, отчего слуховое восприятие не развивается. У нас с вами слуховое восприятие не столь тонко настроено, как у малыша, и нам не заметна разница, а для ребенка в маминой песне явны все малейшие оттенки. Кроме того, наше ухо «изобретено» куда раньше любых воспроизводящих звук устройств, правда? Поэтому для развития слухового восприятия годится только «живая» музыка, какое бы ни было современное устройство для воспроизведения, оно все равно искажает звук. Прослушивать любые аудиозаписи лучше не ранее 5-6 лет.

Слуховые восприятия, как и зрительные, являются следствием выработанных в прошлом условных связей, они – результат жизненного опыта. То, что может слышать ребенок, зависит от качества условных связей, сформировавшихся ранее.

Главное, чтобы ребенок умел вслушиваться или рассматривать, а не загружать его анализаторы непомерным количеством раздражителей. Мельтешение изображений (телевизор) или музыка в качестве фона только притупляют работу соответствующих центров, а не развивают.

Именно умение самым тщательным образом обработать поступающую информацию ценно для развития мыслительных способностей, а не поверхностное пропускание через себя, без всякой обработки. Ощущения и восприятия — это процессы непосредственного отражения действительности. Ощущать и воспринимать можно те свойства и предметы внешнего мира, которые непосредственно действуют на анализаторы.

Все анализаторы состоят из трех отделов:

— периферического рецептора (глаз, ухо, и т.д.);
— нерва-проводника
— центра в коре головного мозга.

Каждый образ, создаваемый на основе действия анализатора – это комплекс условных связей, а не простое (зеркальное) отражение.
Слуховые восприятия, как и зрительные, являются следствием выработанных в прошлом условных связей, они – результат жизненного опыта. То, что может слышать ребенок, зависит от качества условных связей, сформировавшихся ранее.

Главное, чтобы ребенок умел вслушиваться или рассматривать, а не загружать его анализаторы непомерным количеством раздражителей. Мельтешение изображений (телевизор) или музыка в качестве фона только притупляют работу соответствующих центров, а не развивают. Именно умение самым тщательным образом обработать поступающую информацию ценно для развития мыслительных способностей, а не поверхностное пропускание через себя, без всякой обработки.

Большое заблуждение считать, что чем сильнее нагружен анализатор (в данном случае – чем больше звуков слышит ребенок), тем лучше он будет работать. Это не так, но чем лучше и тщательнее обрабатывает анализатор информацию, тем больше условных связей создается, тем лучше для развития мышления.
Еще в младенчестве ребенок выстраивает особый гармонический звуковой ряд. В этом ему помогают, в первую очередь, мамины колыбельные и различные попевки и потешки.

Что же должен слушать ребенок?

Древние греки, преуспевшие в развитии многих искусств, говорили: «Лучший музыкальный инструмент – человеческий голос». Для того, чтобы петь малышу потешки, совсем не нужно обладать особым музыкальном даром. Одна и та же песенка, исполняемая мамой или другим близким человеком, для развития ребенка значит намного больше, чем «Золотая коллекция дисков». Ведь мама не может дважды пропеть одну песенку одинаково – интонации зависят от множества факторов.

Голосовые связки изменяют звучание при разной погоде и влажности, физическом и моральном состоянии, и т.п. А что же запись? Аудио-запись песни будет предлагать ребенку только один интонационный вариант, отчего слуховое восприятие не развивается. У нас с вами слуховое восприятие не столь тонко настроено, как у малыша, и нам не заметна разница, а для ребенка в маминой песне явны все малейшие оттенки.

Кроме того, наше ухо «изобретено» куда раньше любых воспроизводящих звук устройств, правда? Поэтому для развития слухового восприятия годится только «живая» музыка, какое бы ни было современное устройство для воспроизведения, оно все равно искажает звук. Прослушивать любые аудиозаписи лучше не ранее 5-6 лет.

Мне задали вопрос по поводу «Классики для малышей», дисков «Бэби-Эйнштейн» и прочего. Первое – я считаю, что современные аранжировщики, «адаптирующие» музыку, куда менее талантливы, нежели великие композиторы. Второе – наше ухо не умеет так тонко слышать, как хотелось бы. А ведь кроме основной мелодии в произведении есть еще много чего, что нужно слышать! Зачем же его обеднять?

Еще один существенный аргумент в пользу природных звуков: ребенок должен уметь определить источник звука. Например, вы гуляете с малышом, и слышите пение птицы. Ребенок вертит головкой, желая увидеть источник звука, и когда находит, показывает туда пальчиком. При слушании любых воспроизводящих средств звук заранее «статичен» и имеет постоянный источник.

Любой «натуральный» звук в смысле развития слухового восприятия важнее, чем все специально разработанные средства. Ведь в природе есть уникальное разнообразие частот! Лучше слушать чириканье воробьев или бульканье воды, нежели «развивать» слух электронной музыкой. Купите простейшие музыкальные инструменты: бубен, дудку и т.п. , пусть ребенок свободно ими играет. Помните, что обучение на настоящих музыкальных инструментах в дошкольном возрасте возможно только на основе свободной импровизации, любая игра по нотам относится к изучению знаковых систем, и нежелательна до 7 лет.

http://community.livejournal.com/deti_v_semje/

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика