Английский для малышей: после 3-х уже поздно?

Анна Ремиш, главный редактор журнала для родителей Mommy’s Mag, автор телеграм-канала Internos: что лучше – начать учить иностранный язык, как говорится, с пеленок, или не спешить, а подождать хотя бы лет до шести? И, главное, гарантирует ли ранний старт блестящее знание этого языка в будущем?

Несмотря на то, что английский (а также испанский, немецкий, французский…) для малышей – это довольно-таки спорный вопрос, некоторые родители уверены, что ничего лучше нет и быть не может. Ведь только в раннем детстве можно «поставить» спонтанную речь, когда ребенок заговорит уже готовыми блоками без зубрежки и языкового барьера. Это, конечно, замечательно, только не удивляйтесь, если малыш, непринужденно болтающий на нескольких языках, будет делать ошибки и перемешивать слова из разных языков (что случается довольно часто и называется code switching). Например, сыновья моей сестры, живущей в Германии, могут преспокойно заявить: «Я пошла» (вместо «я пошел»), потому что русский слышат исключительно от нее и привыкли, что у этого глагола есть только женский род. Так же они говорят «сумку» вместо «сумка», потому что чаще всего сестра использует это слово, говоря: «Бери сумку и поехали!».

Конечно, в этом нет ничего страшного и в 5-7 лет дети говорят уже достаточно правильно, однако заимствование слов и доминирование грамматических правил «более родного» языка может оставаться. Искореняется это в большинстве случаев лишь с помощью железной воли родителя-носителя «хромающего» языка. Однако на этом проблемы детей-билингвов не заканчиваются, и они, как ни странно, могут столкнуться с более серьезными трудностями:

  • с задержкой речи (им необходимо накопить определенный словарный запас на обоих языках, а это требует времени);
  • с переутомлением и как следствие – агрессивным поведением;
  • с речевыми расстройствами (недоразвитостью речи);
  • и я уже молчу про различные срывы в работе ЦНС (заикание), замкнутость или трудности с социальной адаптацией.

Мало того, начиная заниматься языками, настраивайтесь на то, что заниматься придется постоянно, и желательно без перерывов, так как знания, лежащие мертвым грузом, увы, имеют тенденцию забываться. Тут можно поспорить, что когда у ребенка есть хоть какая-то база, восстановить язык будет проще, но, честно и откровенно, если у вас в доме нет постоянной билингвальной среды, то особого смысла во всех этих книжках-занятиях-мультфильмах нет. Безусловно, если малыш с удовольствием их смотрит, почему бы не продолжать занятия, но пообщавшись с преподавателями и родителями-адептами раннего обучения языкам, я не услышала ни одного веского аргумента о том, что есть преимущества у детей, начавших заниматься в 3-4 года, перед детьми, познакомившихся с иностранным языком в 6 или даже в 8 лет.

Чем раньше, тем лучше?

Сторонники раннего обучения языкам утверждают, что «после трех уже поздно», так как пик развития речевых навыков у детей — это 1,5-3 года (согласно классификации, разработанной психологом и дефектологом Л.С. Выготским, действительно так и есть). Однако, это не единственный подобный период в развитии: второй пик приходится на 8-9 лет. Помните, в СССР были школы с углубленным изучением английского языка? Второй язык в них начинали преподавать со 2-го класса, то есть как раз с 8-ми лет. И тут, насколько я понимаю, важно, скорее, не наличие самих занятий языком, а их качество и количество.

В общем, единственный серьезный плюс раннего обучения – бóльшая спонтанность речи детей, рано начавших говорить на другом языке. Это происходит в первую очередь потому, что у малышей отсутствует психологический барьер, и они, в отличие от взрослых, не боятся сделать ошибку или сказать что-то неправильно, поэтому общаются более свободно и раскрепощенно.

Тем временем, у маленьких детей мотивация все-таки ниже, чем у более старших, которые уже понимают, где могут использовать второй язык и какие преимущества он дает. Мало того, если малышу не нравится новая языковая реальность, он может не только не захотеть в ней находиться, но, возможно, выразит свой протест в виде трудностей с родным языком или вообще откажется от вербального общения (да, такое тоже случается). Не стоит забывать и о том, что на желание отдать малыша учить английский или французский может повлиять ваше личное нереализованное желание овладеть этим языком, и тут речь уже идет о ваших амбициях, нежели чем о пользе для ребенка.



Не только знать, но и общаться

По большому счету пробовать учить иностранный язык можно с детьми любого возраста. Возможностей — масса, и все зависит от того, что вы можете (и хотите) себе позволить.

  • Нанять няню-иностранку — один из лучших способов обучения иностранному языку для малышей. Дорого, зато действенно: «У моих парней несколько лет была няня-филиппинка, – рассказывает Ирина, мама двоих детей (8 лет и 4 года). – Сказать, что я довольна результатом – ничего не сказать! Конечно, заговорили ребята не сразу, но где-то в 3,5-4 года старший уже более-менее объяснялся по-английски (правда, на достаточно простом уровне, но все же). Тем не менее, даже сейчас мы не расслабляемся и каждый день минимум смотрим передачи на английском. Кстати, младшему в этом плане повезло меньше, потому что с няней он общался только до 3-х лет, а потом пошел в русскоговорящий детский сад. Так что с ним мы ходим на занятия, плюс старший помогает: может почитать простенькую книжечку или поиграть в слова. Но толку от этого, конечно, меньше».
  • Записаться на занятия в беби-клуб. Обычно в группы набирают детей 4-5 лет (раньше не имеет смысла). Однако ждать особого эффекта от таких занятий не стоит. Действительно, большая ли будет польза, если заниматься пару раз в неделю по 45 минут без ежедневной закрепляющий практики? Да и занятиями это назвать сложно: малыши поют песенки, учат стихи и некоторые слова… В общем играют, что вполне естественно: обучение таких маленьких деток возможно только через игру. «Примерно так все и происходит, по крайней мере, в нашем клубе: песни, названия цветов, счет до десяти, – рассказывает Вероника, мама 4-летней Софии. – Думаю, для четырех лет вполне достаточная программа. Мне важно, что дочке нравится: она повторяет дома слова и песенки, которые они там разучивают (хотя мне часто приходится подсказывать ей правильное произношение: ведь она запоминает именно так, как расслышала). Но все-таки эти занятия больше развлечение, поэтому лет с 6-7 хочу отдать дочку заниматься языком более серьезно».
  • Смотреть с ребенком мультфильмы, читать книжки. Разумеется, это — достаточно пассивный метод, и ждать от него мегарезультата не имеет смысла, однако если вы хотите попробовать познакомить ребенка с другим языком, можно начать и с него (список мультфильмов – в конце статьи). Тем более, что вы быстро поймете: вовремя ли начали или лучше пока подождать.
  • Отдать ребенка на занятия, имитирующие языковую среду, на которых учителя и окружающие общаются только на изучаемом языке (что-то типа развивающих занятий). Несмотря на то, что таких центров мало, мне удалось поговорить с мамой, чья дочка занимается по подобной методике: «Мы ходим на английский, как я называю «с погружением», уже 2 года. Начали заниматься с 3,5 лет два раза в неделю по два часа. В этом году занимаемся в те же дни, но уже по 3 часа. Конечно я очень довольна. Скажу сразу, совмещать занятия с садом непросто (они идут с 9 до 12 дня), но у нас цель, чтобы ребенок имел возможность учить язык (у меня такой, к сожалению, не было), поэтому мы договорились с воспитателями и в эти дни приходим к обеду. Что касается результатов, то предложениями дочь пока не разговаривает, однако, когда мы осенью встретили на улице нашу преподавательницу, они с ней вспомнили и травку (а также то, что на лугу пасется овечка — дочка сама сказала: «Sheep»), и дерево, и домик, и песок, и листья. Это я к тому, что ребенок не растерялся, а смог вспомнить нужные слова и, вообще, включился в беседу. Кроме того, я уверена, что дочке это еще очень пригодится, когда она начнет учить язык по-настоящему».
  • Нанять для занятий с ребенком носителя языка. Не такой уж и редкий способ, вот только вопрос: как адекватно оценить качество занятий и уровень подготовки учителя? Ведь, чтобы заниматься с детьми, одного знания языка недостаточно – нужна методика, рассчитанная именно на малышей. Тем не менее, родители, нанимающие экспатов, считают, что «без сомнения, толк в таких занятиях есть».
  • Отдать ребенка в языковой детский сад, желательно в смешанную группу, в которую ходят дети-носители. Это – неплохой вариант, но опять же дорогой, мало того, отдача от такого сада будет явно не через полгода. Могу поделиться своими наблюдениями: в нашу детсадовскую группу (к слову, сад обычный, государственный) второй год ходят две китаянки (девочки пошли в садик с 3-х лет). Первый год они вообще не разговаривали, но более-менее сносно понимали русский язык, сейчас уже что-то лепечут, правда, не очень связно. Воспитатели утверждают (а у нас в саду практически в каждой группе есть иностранцы), что говорить по-русски такие дети начинают лишь в 5-6 лет.
  • Периодически ездить с малышом за рубеж, например, в США и отдавать его в местный сад. Конечно, это несколько экстремальный вариант, и одной поездкой явно не отделаешься, но что не сделаешь ради заветной цели?!

В целом, учить или не учить второй язык с пеленок – это больше про желание родителей или необходимость (например, при переезде в другую страну), нежели чем про «навык на всю жизнь» или «второй родной». Поэтому не стоит отчаиваться, если «ребенку уже три», а вы еще не начали учить английский, потому что совершенно спокойно это можно сделать и позже.

Список мультфильмов на английском

Первая часть для детей, которые уже немного знают этот язык:

  • «Свинка Пеппа», возраст: 2,5+. Хотя диалоги достаточно простые, для начального уровня мультфильм вряд ли подойдет, так как требует приличного словарного запаса.
  • Daniel Tiger – мультсериал, рассказывающий о приключениях тигренка Дэниела. Тоже для детей от 2,5 лет.
  • Ben & Holly’s little kingdom – новое творение создателей «Свинки Пеппы» — сериал для детей 4-6 лет про королевскую семью. Диалоги сложнее, чем в «Пеппе».
  • Curious George – красочный сериал про Джорджа — любопытную маленькую обезьянку. Эпизоды достаточно длинные (40-45 минут). Мультфильм подойдет для детей 3-5 лет.
  • Мультсериал про машинки (соответственно, он будет больше интересен мальчикам) — Tayo the little bus, возраст: 3+.
  • Mouk – приключения медвежонка Мука и его друзей. Мультфильм достаточно забавный, но диалоги сложные, поэтому подходит он, скорее, для детей не младше 4-х лет, которые уже неплохо понимают английскую речь.
  • Mr. Men & Little Miss – довольно-таки своеобразный мультфильм, снятый по одноименным книжкам. Для малышей от 3-х лет.

Вторая часть для тех, кто только начинает знакомиться с английским:

  • В первую очередь, это конечно же замечательный мультсериал про Маззи, который многие смотрели в детстве по телевизору. Он будет интересен для детей от 2,5 лет. Мне кажется, «Маззи» – отличная старт для изучения английского! Он забавный и занимательный, а все диалоги транслируются на экран в виде титров, поэтому если ребенок что-то не понял, можно быстренько прочитать ему.
  • Sarah and Duck – коротенькие мультики с достаточно простым лексиконом и медленной речью. Для детей от 2,5 лет.
  • Мультипликационные песенки Mother Goose Club Playhouse можно слушать даже с детками до года! Они простые и веселые. Обратите внимание, что у Mother Goose есть множество игровых видео, но для малышей подойдут именно мультфильмы. Жаль, что их так мало!

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

Телефон: 8 (926) 132-08-28

E-mail: soznatelno@mail.ru

© 2018. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика