Грудное вскармливание и теория привязанности Гордона Ньюфелда

teoriya-privyazannosti

Ольга Писарик: Первая благоприятная среда для развития малыша — это утроба матери. Там, в безопасности, младенец растёт и развивается, пока не приходит время родов. Физиологически, новорожденный является достаточно жизнеспособным существом, он самостоятельно дышит, кушает и собственными силами избавляется от продуктов своей жизнедеятельности.

Однако физиологическая жизнеспособность не равна психологической. При рождении мозг младенца сформирован всего на 25%, а дальше он развивается под влиянием среды, реакций ребёнка на среду и обратных реакций среды. Самое важное в таком интерактивном развитии – общение с другими людьми, особенно со взрослыми, которые заботятся о ребёнке.

Сегодня нам известно, насколько важным для развития младенца является простое прикосновение. Если новорожденного вообще не брать на руки, то он умрёт.

На исходе ХIX века Генри Чейпин (Henry Dwight Chapin) руководитель отделения педиатрии Медицинской школы при Колумбийском университете обнаружил, что уровень смертности новорожденных в организованных приютах достигал 100%, в специально приспособленных заведениях, светлых, чистых и материально обеспеченных, младенцы теряли вес и умирали от пневмонии. К 1917 году Чейпин уже был убеждён, что именно недостаток индивидуального ухода, особенно порядок, когда даже при кормлении детей не достают из кроватки, не дают им физического контакта, а просто держат бутылочку на весу, является причиной такого ошеломляющего уровня смертности.

Исследования среди недоношенных детей, проводивших первые недели своей жизни в инкубаторах, показали, что простое прикосновение и поглаживание ребёнка в течение всего 10 минут в день стимулирует развитие головного мозга.

Это примеры того, насколько фундаментальной у младенцев является потребность в контакте и близости, или, говоря научным языком, в привязанности. Привязанность к своим значимым взрослым, ко взрослым, которые заботятся о ребёнке, это безопасная утроба, в которой происходит психо-эмоциональное развитие малыша.

На первом году жизни единственная возможность для ребёнка чувствовать близость с окружающими это ощущать их: видеть, слышать, обонять, пробовать на вкус и ощущать их прикосновение.

Малыш начинает волноваться, когда мама пропадает из его поля зрения, но стоит маме заговорить с ним из соседней комнаты, как тут же уровень тревожности падает. Мама обкладывает спящего ребёнка вещами с её запахом и его сон становится глубже и спокойнее. Простое ношение на руках или в слинге помогает детям расти любознательными и позитивными.

В этой связи вспоминается исследование Сирсов: » Еще в 1992 году доктор Уильям Сирс провел наблюдения. Соматически здорового ребенка (родную дочь Лорен, возраст 3 месяца) обвешали датчиками, и уложили спать в свою кроватку. На кормление (грудь) брали, успокаивали, и опять укладывали в кровать. Было зафиксировано 53 ситуации сбоев дыхания и сердечного ритма за 6 часов вне периода контакта с матерью (и более 150 эпизодов падения уровня кислорода в крови).

Потенциально, у ослабленного ребенка, они могли бы быть опасными, либо просто усугубленными. Следующий ночной сон был с мамой в кровати. НОЛЬ сбоев. Списали на погрешность оборудования. Следующая ночь «пополам». 3 часа в кровати, потом отец переложил дочь матери. Пока ребенок спал в метре от мамы — регистрация сбоев была четкой (28 зарегистрированных аномалий). Через 15 минут нахождения в материнской постели — НОЛЬ. Идеальный сердечный ритм, идеальное дыхание.»

Когда мама кормит ребёнка грудью, она обеспечивает ему ощущение контакта и близости сразу через все возможные каналы восприятия: она держит малыша на руках или лежит рядом, малыш слышит мамин голос и стук её сердца, он видит маму, а в ротик льётся такое родное на вкус молочко, запах мамы и молока тоже говорит ему о том, что мама рядом и связь надёжна.

Получается, что таким вот нехитрым и вообщем-то рутинным действием кормления ребёнка грудью мама решает сразу обширный комплекс задач, направленных на укрепление привязанности с ребёнком, на то, чтобы он ощущал связь с ней как надёжную и непрерывную.

Много раз в день через зрение, слух, обоняние, вкус и тактильные ощущения ребёнок получает сигнал от матери: «Малыш, не бойся, мир дружелюбен. Тебе не надо переживать о собственной безопасности и комфорте. Ты можешь расслабиться и заняться исследованием мира, а о регуляции твоего самочувствия позабочусь я».

Конечно, дать ребёнку ощущение надёжной привязанности можно не только через прикладывание к груди. Да и грудное вскармливание, если мама это делает через силу, без любви и принятия, не сможет стать волшебной палочкой, решающей все проблемы взаимоотношений. Но на сегодняшний день кормление грудью «по требованию” (по необходимости, а не по режиму) всё ещё является самым простым, экологичным и эффективным способом напитать ребёнка контактом и близостью, успокоить, расслабить и создать безопасную утробу, в которой будет проходить его психо-эмоциональное развитие.

***

А теперь я вас немного удивлю, и напишу про минусы грудного вскармливания.

Как я не устаю повторять на своих семинарах и в статьях: “Главное, не то, что вы делаете или не делаете по отношению к своему ребёнку, главное – отношения между вами”. И, как ни странно это звучит на первый взгляд, кормление грудью может мешать установлению доверительных надёжных отношений между матерью и ребёнком.

Такое случается не часто, но случается. В своей практике консультирования я сталкивалась с двумя типами ситуаций, ведущих к тому, что грудное вскармливание мешало развитию надёжных безопасных связей между матерью и ребёнком.

1. Ситуации этого типа встречаются, в основном, с неопытными мамами новорожденных первенцев.

Молодая женщина рожает вдали от родственников и друзей. Она очень хочет быть хорошей матерью своему малышу, но как в матери сильно в себе не уверена и поддержать её некому. В поиске хоть какой-то опоры она обращается к идее о том, что “хорошие матери кормят своих детей только грудью”. Ответ на вопрос “что делать” получен и мама сосредотачивается на том, чтобы кормить малыша грудью.

А ребёнок грудь “не взял”. Возможно, сказалось общее психологическое напряжение мамы, её неуверенность в себе и в ребёнке, возможно, сыграло роль вмешательство чужих людей в процесс родов и в процесс налаживания взаимосвязи между мамой и малышом, а опытной подруги или грамотного консультанта по ГВ рядом не оказалось, но уже через несколько дней после родов жизнь мамы и ребёнка превращается в битву за грудное вскармливание:

Мама сцеживается, кормит из бутылочки своего новорожденное чудо, потом опять сцеживается, кормит, сцеживается, кормит и так бесконечно по кругу. А в промежутках ещё надо прокипятить бутылочки, прибрать квартиру, постирать и приготовить ужин. И хорошо бы успеть на прогулку выйти хотя бы на два часа в день, а лучше два раза по два часа.

И где в этой круговерти бесконечных дел место отношениям? Эмоционально включиться, посмотреть ребёнку в глаза, поулыбаться, попеть песенки или просто расслабленно полежать рядом сил у мамы уже не хватает. А сменить приоритеты мешает установка “грудное кормление любой ценой!”

Неудивительно, что через несколько недель ребёнок начинает воспринимать грудь, как своего конкурента, как то, что стоит между ним и мамой и мешает ему иметь маму в своём распоряжении. У малыша повышается общая тревожность, он плохо спит, много капризничает “без повода”, при виде груди начинает плакать и все попытки перевести его с грудного молока в бутылках на грудное молоко “из мамы” заканчиваются сильной истерикой.

Когда мама смогла сместить акценты с грудного кормления на установление и укрепление контакта и близости с малышом, его тревожность сильно понизилась, он стал спокойнее засыпать, стал спокойнее относиться к груди и я уже не помню точно, чем дело кончилось, но, кажется, он даже согласился питаться грудным молоком из груди.

2. Ситуация второго типа больше касается не новорожденных, а уже подросших деток, где-то после года.

Мама в депрессии, эмоциональный контакт с ребёнком отсутствует, но грудь исправно даётся по требованию. Не получая эмоционального отклика на свои переживания, ребёнок привыкает утешаться исключительно “сисей”, которая всегда доступна, в отличие от мамы.

В итоге, ребёнок привязывается к груди больше, чем к маме, и, внезапно, грудь становится для мамы конкурирующей привязанностью. Мама не в состоянии успокоить ребёнка ничем, кроме груди, и если в 3 месяца это кажется естественным, то в 3 года уже вызывает раздражённость, непонимание и настойчивые попытки “отучить”. Но не тут-то было! Ребёнок держится за грудь мёртвой хваткой, холит её и лелеет и следит, чтобы с ней ничего не случилось.

Звучит шизофреничненько, но скажите это мамам, которые прошли через такое, мамам, которые годами чувствовали себя придатком к своей груди. Когда ребёнок агрессивно лупит тебя и одновременно ласково гладит твою грудь, постоянно беспокоится о самочувствии “сиси”, целует её, разговаривает с ней, игнорируя её носительницу, а при малейшем намёке на отлучение начинает демонстрировать все признаки тревоги от разделения.

И приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы вытеснить конкурирующую привязанность с собственной грудью, показать ребёнку, что не грудь, а мама – его безопасная гавань и надёжная база.

***
Всегда полезно помнить, что кормление грудью не должно быть самоцелью ни для мамы, ни для её окружения. У ребёнка в мозгу нет архетипа “правильной” пищи, так же как у него в мозгу нет архетипа “правильной” матери. Бабушка, дядя или приёмная мама имеют все шансы воспитать самодостаточного независимого взрослого, так же как и мама, кормящая из бутылочки имеет все шансы вырастить здорового, уверенного в себе и открытого миру ребёнка. Грудное вскармливание — не цель, грудное вскармливание это средство для налаживания надёжных доверительных отношений с заботящимся о ребёнке взрослом. Простое, эффективное и эргономичное средство для установления и поддержания контакта и близости мамы и её малыша.

Смотрите также: открытый урок «Границы в жизни ребёнка» с Ольгой Писарик
Цикл онлайн-лекций Ольги Писарик «Встать на крыло. Как создать для детей надежный тыл»
Бесплатная онлайн-лекция Ольги Писарик «Будь собой или как помочь ребенку реализовать себя»

Оригинал

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика