Нелюбовный треугольник

pro-lyubovnyj-treugol'nik

Людмила Петрановская, психолог: Некоторое время назад прокатилась волна народного гнева в адрес психологов, вызванная крайне неэтичным комментом некоего психолога в журнале некоей писательницы. Писательница разозлилась (что естественно) и начала «мочить» психолога, обрастая группой поддержки, запоздалые извинения ничему не помогли. До меня докатилось уже в формате «всех бы их вешать на фонарях», с вариациями.

Про саму ситуацию ничего писать не буду, вроде всем очевидно, что исходная ситуация прям совсем некрасивая. Про действующих лиц тоже не буду, поскольку психолога не знаю, про ее квалификацию судить не могу и не хочу, писательницу не читала, и, судя по стилистическим особенностям попадавшихся отрывков, не буду. Очень прошу в комментариях тоже воздержаться от анализа их личностей, я вообще не об этом. Я, собственно, про реакцию масс. Почему она столь болезненна и широка? Откуда такая ярость?

Тут, мне кажется, совсем все не сводится к тому — безусловно имеющему место — грустному обстоятельству, что действительно качественного психологического образования у нас в стране нет. И устойчивых профессиональных сообществ, задающих кодексы и нормы, тоже нет. Никакая корочка не гарантирует ничего, диплом маститого университета о шестилетнем образовании, ну, никак не обещает, что человеку можно и есть чем работать с клиентами.

Реальную практическую подготовку можно получить только сложным серфингом по конкретным преподавателям, местам и курсам, вручную собирая себе квалификацию, а многое осваивая самостоятельно, путем проб и ошибок в том числе. Плавали, знаем. Издержки становящейся сферы, которая долгое время была в искусственном загоне, а людям нужна и пошла в бурный рост, как только открылись шлюзы.  В Европе творилось еще похлеще на заре становления психотерапии. Я не верю, что тут можно помочь контролем сверху, скорее нужно просвещение клиента, чтобы он совершал зрячий выбор, и создание этих самых профессиональных ассоциаций.

Но вопрос остается: почему же такая коллективная ярость, в том числе людей, непосредственно не задетых?

Ведь психолог, славатегосподи, не хирург, не ту ногу не отрежет. Хотя сделать больно, конечно, может. Даже налоговиков, юристов и журналистов у нас (в отличие от других стран) не любят, но вряд ли ненавидят. А вот к психологам, а также учителям, врачам, сотрудникам опеки огонь ярости и мести вспыхивает как степной пожар.

Мне кажется, тут важная особенность нашего общества в целом проявляется. Особенности национальной игры в треугольник Карпмана. Треугольник этот, если кто не знает, отписывает характерное для людей циклическое взаимодействие с предсказуемой сменой ролей в ситуации насилия. Пример, который обычно приводят: муж бьет жену. Он, соответственно, Агрессор, она — Жертва.

Жена вызывает полицейского — он Спасатель.  Защитив бедняжку, он сажает распустившего руки мужа в камеру и — раз! — в глазах Жертвы (жены) сразу становится Агрессором (а муж, соответственно, Жертвой, он такой несчастный там, за решеткой). Она — два! — превращается в Спасателя и отказывается написать заявление для возбуждения дела и просит отпустить мужа. И если полицейский, которому уже сильно надоело ездить на эти вызовы, а потом отпускать драчуна, начнет упираться, она может очень быстро — три! — стать Агрессором и написать на него жалобу начальству или начать голосить про произвол полиции, которая «честных людей держит в клетке, а воров не ловит». И так далее.

Треугольник Карпмана, подобно Бермудскому собрату, способен втягивать в эту воронку все новых участников. Яркий пример — с нашим скандалом. Изначально психологу привиделась ситуация насилия, он захотел побыть Спасателем и предупредить о возможной опасности знакомую. При этом, мягко говоря, увлекся, нарушил границы и стал Агрессором, а писатель — Жертвой. Дальше Жертва обращается за поддержкой к аудитории — Спасателю. Естественно, защита переходит в нападение и вот уже психолог — Жертва, и его защищают свои Спасатели. Они, ясен пень, говорят много нехорошего и злого уже в адрес писателя. Его группа поддержки окончательно оставляет роль Спасателя и становится мстительным Агрессором, переходя, так сказать, от слов к делу (написанию жалоб). В дело вовлекаются коллеги психолога, и не успевают глазом моргнуть, как из типа внешних справедливых экспертов тоже превращаются в Жертву, которой место на фонаре. Уже тысячи в курсе и поучаствовали.

Треугольник Кармпана — не чей-то злой умысел или вина, а вот просто так все устроено. Все вроде хотят хорошего, и все плодят насилие в процессе. Очень сложно удержаться, нужны специальные усилия. Такая уж эта штука — насилие, даже только померещившись, оно включает всю эту динамику на раз, и поди останови.

Но это еще не самое грустное. Мне кажется, у нас дело обстоит хуже. Я когда-то давно в первый раз услышала про это от Екатерины Михайловой,  потом много раз замечала проявления. У нас в силу непростой весьма истории те вершины треугольника Карпмана, которые про Агрессора и Спасателя, очень сближены. Иногда вплоть до полного неразличения. Да что говорить, у нас самые небезопасные государственные органы называются «органами безопасности», а строчку Маяковского про «моя милиция меня бережет» даже  дети в школе частенько по ошибке читали со словом «стережет», ибо так оно логичнее.  Наши системы помощи и поддержки сплошь и рядом были системами насилия, с концлагерными нравами, унизительными и жестокими правилами, вспомнить хоть роддом, хоть детдом, хоть больницу, хоть пионерлагерь. В нашем коллективном бессознательном Агрессор и Спасатель — это двуликий Янус, два лица одного целого.

От каждого, кто ассоциируется с помощью — а значит, с нашей беспомощностью и зависимостью — мы ждем насилия. ЛЮБОЙ помогающий опасен. А если это его профессия — то опасен вдвойне. Все это неразрывно с фантазиями о его всесилии: как скажет слово, так и нанесет травмунавсюжизнь. Зазомбирует. Подчинит. Мне тут постоянно пишут: вы же психолог, как вы можете так писать, это же на людей влияет. Они же сразу все станут ровно так думать, как вы написали, вы же умеете. Или начинают в процессе спора уверять, что разгадали мои «профессиональные приемчики» и ни за что не поддадутся.

Сложно с этим жить. У нас просто нет места в голове для какой-то там «Заботливой Альфы«, не случайно даже в этом, вроде бы таком добром и милом сообществе модераторам скучать не приходится — того и гляди кто-то, попросив помощи, огребет по полной.

При слове «забота» на группах многие бессознательно берутся рукой за горло — как будто их что-то душит. Все, кто занимается социалкой и благотворительностью, это хорошо знают: тебе не верят, когда ты хочешь помочь, подозревая в самых низких немерениях, приписывая тебе качества Агрессора. А если потом ты в какой-то момент перестаешь помогать, ну, не можешь больше или не считаешь нужным, тебе предстоит испытать всю силу гнева бывшей Жертвы.

Опять же хелперы, увы, сплошь и рядом в силу непрофессионализма и отсутствия норм, которые можно было бы впитать из воздуха зрелой, сформированной профессиональной среды, легко переходят грань в стремлении «причинить добро» и тем закрепляют у пострадавших от такого спасения виктимную картину мира. Как-то так все закручено.

Надо бы как-то начинать уже учиться тормозить свой бег по треугольнику. Первый шаг — это уметь выходить в позицию Наблюдателя и спрашивать себя: это я сейчас куда бегу? Из какой роли в какую? И точно ли оно мне надо? А Жертва у нас сейчас кто? Вот эта, с топором мести наперевес и оскаленными зубами? Правда, что ль? А вот я спасать собрался — а я хорошо подумал? А меня просили? И если просили — то что имели  в виду, что я покрошу в капусту всех встречных и поперечных? И кто я буду после этого? Или вот я хочу позвать, чтобы меня спасли — а я точно хочу помощи, а не мести? И как я все остановлю, если выйдет из-под контроля?

Много еще вопросов, очень разных и интересных. Пока спрашиваешь, вроде захват треугольника слабеет, мозгов подвозят, можно как-то вырулить в здравое русло.

Предлагаю начать тренироваться тормозить. Бегать мы уже научились.

Смотрите также цикл онлайн-лекций Людмилы Петрановской:
«Головоломка: как подружиться со своими эмоциями и научить этому ребенка»
Людмила Петрановская расскажет о том, как корректно проживать эмоции, справляясь со стрессом
без саморазрушения и искусственного «спокойствия», и создавать более гармоничные отношения с миром, сохраняя веру в свои силы.

«Что такое совесть?»
«У тебя совесть есть?» —  Этот упрек время от времени слышит в свой адрес любой ребенок, причем по самым разным поводам

«Матерная тема»
Лекция о тонких связующих нитях между дочерьми и матерями.

Оригинал

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика