О чем должны предупреждать педиатры
Надежда Герман: Многие родители искренне верят, что если им не предоставляют информацию о составе вакцин, об их побочных действиях, то это означает только одно — вакцины не могут наносить вред здоровью детей. Очень распространено такое мнение граждан на вакцинацию: если государство тратит столько денег на вакцинопрофилактику, значит, она безусловно полезна. Такие граждане забывают или просто не знают о том, что абсолютно безвредных лекарственных средств не бывает. Одно и то же лекарство может быть полезно для одного человека и вредно для другого.
Поскольку вакцинопрофилактикой в нашей стране охвачены в основном самые маленькие наши граждане, родителями которых являются в своем большинстве молодые люди, то их жалобы на многочисленные реакции после прививки педиатры часто оставляют без внимания. Даже более того — на наших глазах в относительно короткий промежуток времени в медицинской среде такие реакции стали считать нормальным явлением. Но ведь последствия от прививок могут быть очень серьезными, некоторые из них делают детей инвалидами, от некоторых из них дети умирают. Нередко после вакцинации развиваются такие болезни, которые, казалось бы, только и ждали внешнего толчка, ведь не секрет, и педиатры это не скрывают, что после любой прививки иммунитет временно снижается, и тогда запускаются другие процессы, для сдерживания которых ослабленный иммунитет служить уже не может.
Задумываться о вакцинах, как о лекарственных средствах, родители начинают чаще всего тогда, когда в процессе вакцинации их ребенка, что-то пошло не так, как им рассказали в кабинете педиатра. Вот тогда и приходиться слышать от родителей, чьи дети пострадали от прививок, их жалобы на отсутствие предупреждающей информации. Часто родители заявляют, что если бы они знали об этом раньше, то вряд ли разрешили бы проводить вакцинацию своему ребенку.
Рассказы педиатров о том, что осложнений на прививки бывают единичные случаи, не должны оправдывать не предоставление необходимой информации родителям. Никто из родителей не захочет, чтобы именно с его ребенком случился такой единичный случай осложнения на прививку.
Цитата:
«…В нашей стране вакцинопрофилактика поднята до ранга государственной политики, способной обеспечить предупреждение, ограничение распространения и ликвидацию инфекционных болезней»… (1)
Вакцинопрофилактика, как одно из направлений работы медицинских учреждений, сопровождают многочисленные регламентирующие документы от федеральных законов и правительственных постановлений до ведомственных приказов, многочисленных методических указаний и инструкций.
Оставим в стороне множество материалов, содержащих утверждения о предупреждении и ликвидации инфекций именно с помощью вакцинации. Попробуем проследить, КАК осуществляется государственная политика в отношении граждан, подлежащих прививанию.
Во-первых, гражданами, подлежащими первичной вакцинации, являются дети в возрасте до одного года, с последующими ревакцинациями до достижения совершеннолетия.
Во-вторых, есть особые категории граждан по роду своей профессиональной деятельности, относящиеся к группам риска, и, таким образом, попадающие в списки обязательной вакцинации. В-третьих, ревакцинации против дифтерии и столбняка, а также вакцинации по эпидемическим показаниям, или вакцинации в местностях по эндемическим показаниям, рекомендуются практически всему населению страны.
Беспрецедентное явление в истории человеческой цивилизации охарактеризовал главный Государственный санитарный врач РФ Г.Г.Онищенко, объясняя политику всеобщего охвата населения прививками: «…На современном этапе развития мы получили вакцинозависимое человечество…».
Цитата:
«…Целью работы прививочного кабинета лечебно-профилактического учреждения, кабинета иммунопрофилактики и прививочных бригад является достижение контрольных уровней привитости (не менее 95% в декретированных возрастах)»… (2)
В соответствии с Национальным календарем профилактических прививок каждый ребенок должен быть привит вакциной против туберкулеза, гепатита В (трижды в течение первого года жизни), дифтерии (трижды в течение первого года жизни), коклюша (трижды в течение первого года жизни), столбняка (трижды в течение первого года жизни), полиомиелита(трижды в течение первого года жизни), кори, краснухи, паротита.
Всего ребенок в течение первого года жизни получает 19 разных вакцин, и еще 17 вакцин до 14-летнего возраста, к этому нужно прибавить также 14 ежегодных прививок против гриппа, которые в соответствии с Национальным календарем рекомендуют детям с возраста 1 год. Если родители ребенка строго следуют рекомендациям врача, то всего получается 50 вакцин за 14 лет жизни (см. Национальный календарь профилактических прививок ). В действительности прививок может быть и больше, если например, ежегодно прививаться от клещевого энцефалита и пр.
Для того, чтобы обеспечить 95-ти процентный охват детей прививками, врачи должны проводить учебную работу среди медицинских работников и информационно-разъяснительную работу о полезности вакцинации среди населения.
Цитата:
«…- обучение врачей, фельдшеров, среднего медицинского персонала ЛПУ города (области) на рабочем месте;
— выступления на обществах врачей разных специальностей города (области) по вопросам вакцинопрофилактики;
— проведение совместно с органами управления здравоохранением и органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, тематических семинаров по вакцинопрофилактике и профилактике инфекций, управляемых средствами иммунопрофилактики, для медицинских работников разного уровня и специальностей;
— предоставление клинической базы кафедрам последипломного образования для проведения циклов усовершенствования врачей по вакцинопрофилактике;
— информационно-разъяснительная работа с населением с привлечением средств массовой информации (печать, радио, телевидение)»… (2)
Понятно, что работа среди населения направлена в первую очередь на то, чтобы убедить родителей в эффективности и безопасности вакцинопрофилактики, а зачастую и для того, чтобы представить ее как единственное средство уберечь ребенка от тяжелых детских инфекций…
ПРИМЕЧАНИЕ: Здесь нужно напомнить, что к вакциноуправляемым инфекциям в современной медицине отнесены именно те инфекции, которые еще 50 лет назад вызывали болезни, традиционно называемыми до сих пор «детскими», но при этом с поправкой на современность к ним стали добавлять определение «тяжелые». Этими болезнями в условиях «вакцинозависимости» стали болеть и взрослые… И гораздо тяжелее детей.
К тому же не нужно забывать, что за прививочный охват врачи и медсестры получают стимулирующие надбавки к своей зарплате.
Цитата:
«…Критерии оценки эффективности работы врача-педиатра участкового (врача-терапевта, медицинской сестры участковой):
…Полнота охвата профилактическими прививками детей в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок… должна составлять не менее 95% от общего числа детей подлежащих прививкам …» (5)
Когда родители, убежденные медицинскими работниками и СМИ в правильности своих действий по отношению к вакцинации, приводят ребенка на очередную прививку, то решение о проведении прививки принимает врач-педиатр детской поликлиники.
При этом: «…Врач… проводит опрос, осмотр и оформляет медицинский отвод или допуск к прививке, осуществляет медицинское наблюдение за привитым в течение 30 мин… оказывает медицинскую помощь в случае осложнения на введение вакцины»… (2)
Впрочем, такому формальному отношению подвергаются все прививаемые: «…Всех лиц, подлежащих прививкам, опрашивают о состоянии здоровья, контакте с инфекционными больными, осматривают, измеряют температуру, оформляют допуск к вакцинации или медицинский отвод. За привитыми устанавливают медицинское наблюдение в течение не менее 30 мин»… (2)
Врач выписывает направление на проведение очередной прививки и основное действие по вакцинации происходит в прививочном кабинете.
Цитата:
«…6.7.2. Перед проведением прививки вакцинатор:
— проверяет наличие заключения врача о допуске к прививке;
— сверяет наименование препарата на ампуле с назначением врача, проверяет маркировку, срок годности МИБП, целость ампулы;
— визуально оценивает качество препарата (путем встряхивания сорбированных вакцин и после растворения лиофилизированных вакцин).
6.7.3. Проводит иммунизацию с обеспечением всех правил асептики и антисептики, только одноразовыми шприцами и иглами, используя соответствующие дозу, метод и место введения, предусмотренные наставлением к МИБП.
6.7.4. После проведения прививки вакцинатор:
— убирает в холодильник ампулу или флакон при многодозовой расфасовке препарата;
— обеззараживает использованные шприцы, вату, ампулы или флаконы;
— делает запись о проведенной прививке во всех формах учета (ф. 112/у, ф. 026/у, ф. 025/у, ф. 156/у-93, журналы) с указанием необходимых сведений (дата иммунизации, место введения, название препарата, доза, серия, контрольный номер, срок годности, для зарубежных вакцин — оригинальное название на русском языке);
— при наличии локальной компьютерной сети вводит в свой компьютер сведения о проведенных за день прививках;
-информирует пациентов или родителей (опекунов) о сделанной прививке, возможных реакциях на прививку, необходимости обращения за медицинской помощью при сильных и необычных реакциях, предупреждает о необходимости пребывания около прививочного кабинета в течение 30 мин. и наблюдает в это время за привитым.
6.7.5. Оказывает первичную медицинскую помощь в случае развития немедленных реакций на прививку и вызывает врача»… (2)
Итак, перед проведением прививки врач осматривает ребенка, измеряет температуру, опрашивает родителей… и направляет его в прививочный кабинет, где после проведения процедуры вакцинации родители, наконец, получают некоторую информацию: у ребенка возможны реакции на прививку.
ВНИМАНИЕ!
1. В соответствии с Федеральным законом «О лекарственных средствах» (от 22 июня 1998 года №86-ФЗ) любая вакцина является иммунобиологическим лекарственным средством.
Цитата:
«…Статья 4. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
-лекарственные средства — вещества, применяемые для профилактики, диагностики, лечения болезни, предотвращения беременности, полученные из крови, плазмы крови, а также органов, тканей человека или животного, растений, минералов, методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся также вещества растительного, животного или синтетического происхождения, обладающие фармакологической активностью и предназначенные для производства и изготовления лекарственных средств (фармацевтические субстанции);
-лекарственные препараты — дозированные лекарственные средства, готовые к применению;
-иммунобиологические лекарственные средства — лекарственные средства, предназначенные для иммунологической профилактики и иммунологической терапии»… (3)
2.Как лекарственное средство любая вакцина имеет противопоказания для применения, а также обладает рядом побочных действий.
Цитата:
«…Статья 16. Маркировка и оформление лекарственных средств
П.9. Лекарственные средства должны поступать в обращение только с инструкцией по применению лекарственного средства, содержащей следующие данные на русском языке:
1) название и юридический адрес организации — производителя лекарственного средства;
2) название лекарственного средства и международное непатентованное название;
3) сведения о компонентах, входящих в состав лекарственного средства;
4) область применения;
5) противопоказания к применению;
6) побочные действия;
7) взаимодействие с другими лекарственными средствами;
8) дозировки и способ применения;
9) срок годности;
11) указание, что лекарственное средство следует хранить в местах, не доступных для детей;
12) условия отпуска»… (3)
3.Фирмы-производители сопровождают каждую упаковку вакцин вкладышами к ним, в которых
содержится информация:
— о возможных противопоказаниях, таких как аллергическая реакция на куриный белок или пекарские дрожжи, повышенная чувствительность к другим компонентам вакцины, сильная реакция (температура выше 40°С, отек, гиперемия > 8 см в диаметре в месте введения) или осложнение на предшествовавшее введение препарата;
-о побочных действиях вакцины, таких как обострение хронических заболеваний и
развитие скрыто текущих;
-о возможных реакциях на введение вакцины, таких как повышение температуры, жалобы на недомогание, усталость, боль в суставах, боль в мышцах, головную боль, головокружение, тошноту, эритему и уплотнение в месте инъекции.
Подробно информацию, которая содержится в листовках вкладышах, смотреть в ПРИЛОЖЕНИИ к статье.
ВНИМАНИЕ!
В Федеральном законе «Об иммунопрофилактике» ясно написано, какими правами обладают граждане при осуществлении вакцинопрофилактики.
Цитата:
«…Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики
1. Граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на:
— получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;
-выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой;
— бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения;
— медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи;
— социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений
— отказ от профилактических прививок»… (4)
Итак, мы убедились, что граждане не только имеют право на получение «…полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях…», но они также имеют право и на «…отказ от профилактических прививок».
В действительности же граждане получают далеко неполную и весьма однозначную информацию: рассказывая о полезности и безопасности вакцин, педиатры скрывают сведения о побочных действиях вакцин, а информацию о возможности развития поствакцинальных осложнений сводят к сообщениям о возможных реакциях на прививку.
На самом деле такие действия врачей в детских поликлиниках грубо нарушают права граждан: подменяя одни понятия другими, родителей намеренно вводят в заблуждения.
Самое страшное в таких действиях медицинских работников заключается в том, что они следуют указаниям ведомственных инструкций и строго выполняют свои должностные обязанности.
В ситуации, когда вакцинопрофилактика возведена в ранг государственной политики, когда врачи являются только звеньями в длиной цепочке всеобщего охвата прививками, ожидать полной информации о вакцинах от медицинских работников, как о лекарственных средствах, не приходиться. Гражданам, сомневающимся в полезности, а главное, безопасности вакцинации, нужно самостоятельно изучать прививочную литературу, историю вакцинации, законы и документы, на основании которых всё это происходит. Любой человек может выбрать наиболее приемлемый для себя путь: участвовать в вакцинации или отказаться от нее.
Самые вопиющие случаи беззакония в поликлиниках случаются при отказах родителей от вакцинации маленьких детей.
Как правило, в таких ситуациях педиатры и медсестры начинают пугать молодых родителей болезнями, которые предстоит перенести их ребенку. Медицинские работники всех рангов заведомо вводят граждан в заблуждение утверждая, что ребенок обязательно заразится и непременно заболеет самой тяжелой формой, и даже, может быть, умрет… Кроме этого, родителям предлагают в письменном виде «взять ответственность за болезнь ребенка на себя». Вопреки закону обещают, что непривитого ребенка не возьмут в детский сад, в школу, в институт…
С точки зрения вакцинаторов всё это называется «предупредить о последствиях отказа от прививки». Хотя в законе прямо говорится о возможных последствиях отказа от вакцинации, прописанных всего в трех пунктах статьи.
Цитата:
«…Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики
П. 2. Отсутствие профилактических прививок влечет:
-запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;
-временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;
-отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями»… (4)
Попробуем в ответ на подобные запугивания применить здравый смысл и сделать логически правильные выводы:
Во-первых, нужно понимать, что заразиться какой-либо инфекционной болезнью еще не означает заболеть ею. Заболевают же те дети, иммунитет которых не может справиться с инфекцией. Заболевание может протекать в различных формах, как стертых, так и в легких, средней тяжести, и тяжелых. Успех в лечении случившегося заболевания зависит от правильно и вовремя диагностированной болезни. Привитые и непривитые дети болеют одними и теми же болезнями, в том числе и теми, от которых прививают.
Во-вторых, безусловно и очевидно, что своевременная диагностика и назначение лечения – это область деятельности педиатра, т.е. специалиста-профессионала. В случае заболевания как привитого, так и непривитого ребенка и своевременном обращении родителей за помощью в поликлинику специалист не вправе перекладывать ответственность за его исход на плечи родителей. Обвинения в нанесении вреда здоровью со стороны врачей в адрес родителей непривитого ребенка недопустимы в стенах лечебного заведения.
В-третьих, запоздалая диагностика и несвоевременно начатое лечение дает родителям право обращаться в судебные инстанции на предмет возмещения ущерба здоровью ребенка. Родителям нужно помнить о том, что часто педиатры, уверовав в спасительную силу прививок, теряют профессиональную бдительность, легкомысленно относятся к вероятности заболеть вакциноуправляемыми инфекционными болезнями, перестают правильно диагностировать детские болезни такие, как дифтерия, корь, краснуха, полимиелит и др… И такие ситуации уже должны вызывать сомнения общества в качестве медицинской помощи.
В-четвертых, непривитого ребенка обязаны взять в детский сад и в школу потому, что законом не предусмотрено никаких других санкций в случаях отказа от вакцинации, кроме выше приведенных. Кроме этого, попытки воздействовать на граждан угрозами о передаче сведений о непривитости ребенка третьим лицам, таким как органы опеки или милиции, незаконны.
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ
Повсеместно в детских поликлиниках можно наблюдать ситуации, когда медицинские работники ведут себя некорректно как в отношении граждан, соглашающихся на вакцинацию, т.е. не дают им полной информации, так и в отношении граждан, отказывающихся от нее, т.е. применяют политику запугивания.
Некорректность действий медицинских работников заключается в следующем:
1.Гражданам, не сомневающимся в полезности вакцинопрофилактики, уверенным в эффективности и безопасности вакцин, в поликлинике не сообщают о том, о чем предупреждают производители вакцин, т.е. о побочных действиях вакцин, и о противопоказаниях для их введения. Медицинские работники не говорят о возможных поствакцинальных осложнениях.
2.Граждан, имеющих собственное мнение о вакцинопрофилактике, отличающееся от официального, и отказывающихся от прививок, медицинские работники запугивают возможными негативными последствиями в виде болезней, сведения о побочных действиях вакцин опровергают. Очень часто педиатры ссылаются на несуществующие законы, санитарные правила, инструкции, или же утверждают, что в их должностных инструкциях содержатся сведения, отличающиеся от требований федеральных законов.
В свете выше изложенного, каждый гражданин вправе составить свое собственное мнение о действиях медицинских работников, в частности о действиях участковых педиатров, сопровождающих, как вакцинацию, так и отказы от нее. Каждый гражданин вправе требовать от детского врача полной информации о медицинском вмешательстве в иммунную систему своего ребенка и о последствиях такого вмешательства посредством вводимого иммунобиологического лекарственного средства.
При направлении на прививку педиатр в поликлинике должен предупреждать родителей детей:
—в первую очередь о побочных действиях вакцины, указанных в листовке-вкладыше производителем;
—во вторую очередь о возможных поствакцинальных осложнениях, которые могут проявляться в течение длительного времени, вплоть до смертельных исходов;
-и только в третью очередь — о возможных реакциях на введение вакцины.
Педиатр должен также уважать право родителей на отказ от вакцинации, без возражений и запугиваний принимать его, заносить сведения о нем в соответствующую документацию.
* * * * *
СПИСОК правовых и регламентирующих документов
(1)ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКИ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МУ 3.3.1878-04
(2) ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРИВИВОЧНОГО КАБИНЕТА ДЕТСКОЙ ПОЛИКЛИНИКИ, КАБИНЕТА ИММУНОПРОФИЛАКТИКИ И ПРИВИВОЧНЫХ БРИГАД МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ МУ 3.3.1891-04
(3) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВАХ» от 22 июня 1998 года №86-ФЗ
(4) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ИММУНОПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ» от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ (с изменениями на 30 июня 2006 года)
(5) ПРИКАЗ Минздравсоцразвития России от 19 апреля 2007 года № 283 «Критерии оценки эффективности работы врача – педиатра участкового»