Павел Парфентьев: о дошкольном образовании

Павел Парфентьев, глава из книги «Без школы. Юридический путеводитель по семейному образованию и экстернату»: Говоря о семейном образовании, мы не можем не сказать несколько слов и о дошкольном образовании в детских садах в сравнении с семейным воспитанием детей дошкольного возраста. Согласно распространенному мнению, дети в детских садах лучше развиваются и готовятся к школе, поскольку ими занимаются специалисты. Родителям, которые делают выбор между детским садиком и домашним воспитанием ребенка, мы советуем обратить внимание на целый ряд фактов.

Многие родители в России предпочитают не отдавать ребенка в детские сады:

  • Часто говорят о том, что в России не хватает детских садов. Это, конечно, верно: по статистическим данным (статистический сборник «Дети в России. 2009», изданный ЮНИСЕФ и Федеральной службой государственной статистики) на 2008 год в России было охвачено детскими садами 59% детей дошкольного возраста. Однако следует заметить, что в очереди на место в детском саду было лишь 19,8% детей. Вместе с тем, не обучались в детских садах и не числились в очереди 21,2% детей . Таким образом, существенная часть российских семей пользуется правом давать дошкольникам воспитание и образование в семье – это родители 1/5 части всех российских детей дошкольного возраста.
  • По данным опросов общественного мнения, 14% взрослых россиян считают, что детей лучше не отдавать в детские сады. Среди жителей Москвы этот показатель еще выше – 27% .
  • Проведенные в зарубежных странах исследования показывают, что раннее образование детей не дает позитивного результата в образовательном процессе в долговременной перспективе:
  • Так, проведенное в 2007 г. в Европе объемное исследование, охватившее около 35000 детей, показывает, что образование на ранней стадии не оказывает влияния на уровень развития детей, поступающих в начальную школу
  • Другое исследование показывает, что у детей, посещающих дошкольные учреждения, социальные навыки развиваются хуже, чем у детей, воспитывающихся в домашних условиях .
  • Американские исследователи установили, что положительные эффекты раннего обучения кратковременны и исчезают ко второму–третьему классу школы .
  • Согласно выводам других исследователей, дети, обучающиеся в детских садах, показывают статистически значимое превосходство в учебных успехах по сравнению со сверстниками, не посещавшими детского сада, в третьем классе школы. Однако, к пятому классу какая-либо разница между их учебными успехами исчезает полностью (таким образом, образовательный эффект детского сада является кратковременным и не влияет на результаты образовательного процесса в целом) .
  • Наконец, весьма серьезные исследования в области детского развития показывают, что существует связь между поведенческими проблемами и посещением дошкольных учреждений: чем больше времени проводил ребенок в детском саду, тем больше была вероятность демонстрации им поведенческих проблем в старшем возрасте (при обучении в шестом классе средней школы) .

Все эти факты – серьезный аргумент в пользу того, чтобы, по возможности, не отдавать детей в детский сад, воспитывая и обучая дошкольников в семье. Каждая семья должна, разумеется, самостоятельно принимать взвешенное решение в этом отношении. Однако, думается, делая столь важный выбор, не следует обходить вниманием приведенные нами красноречивые данные.

 Это первое в России издание, предлагающее родителям полное и доступное изложение всей юридической информации, необходимой для того, чтобы воспользоваться законным правом обучать ребенка школьного возраста дома.

8afb8ee654f0

В книге рассмотрены различные нормы российского образовательного права, касающиеся семейного образования и экстерната, включая особенности регионального регулирования этих форм получения образования. Приведены пошаговые рекомендации по решению конкретных проблем, с которыми часто сталкиваются родители, решившие учить ребенка дома. В приложение к книге включены статьи специалистов, призванные помочь родителям еще раз взвесить свой выбор в пользу семейного образования и обдумать способы его организации.

Книга снабжена CD-приложением. В него вошло более 40 образцов правильно составленных заявлений и документов, которыми могут воспользоваться родители, а также тексты более 70 федеральных и более 100 региональных законов и нормативных актов.

Автор книги — Павел Парфентьев — председатель межрегиональной общественной организации «За права семьи», историк, культуролог, консультант по семейному образованию, юридический практик. Глубоко занимается проблемами правового регулирования семейного образования, имеет многолетний опыт оказания помощи семьям в решении юридических вопросов в этой области.

Книга рассчитана на родителей детей дошкольного и школьного возраста, педагогов, административных работников, юристов.
Книга выпускается издательством «Ресурс», 352 стр., формат 145х210 мм, мягкая обложка + CD-приложение.


[1] По данным статистического сборника «Дети в России. 2009», изданного ЮНИСЕФ и Федеральной службой государственной статистики: <http://www.gks.ru/doc_2009/deti09_rus.pdf>

[2] < http://bd.fom.ru/report/map/dd064225>

[3] Merrell, C. and Tymms, P. (2007) “What children know and can do when they start school and how this varies between countries.”, Journal of early childhood research., 5 (2). pp. 115-134. < http://dro.dur.ac.uk/4917/1/4917.pdf>

[4] Susanna Loeb, Margaret Bridges, Daphna Bassok, Bruce Fuller, Russ Rumberger, «How Much is Too Much? The Influence of Preschool Centers on Children’s Development Nationwide», Stanford University/University of California (2005) < http://gse.berkeley.edu/research/pace/reports/Stanford_Berkeley_pr23DA13.pdf>

[5] U.S. Department of Health and Human Services Assistant Secretary for Planning and Evaluation, “Head Start: What Do We Know About What Works” (1990) <http://aspe.hhs.gov/daltcp/reports/headstar.pdf>

[6] Putting Arizona Education Reform to the Test: School Choice and Early Education Expansion by Matthew Ladner, Ph.D., Vice President of Policy, Goldwater Institute (2007) <http://www.goldwaterinstitute.org/Common/Files/Multimedia/EarlyEdvSchoolChoice.pdf >

[7] Belskey, Jay Ph.D. “Early Child Care Linked to Increases in Vocabulary, Some Problem Behaviors in Fifth and Sixth Grade,” NIH News, March 26, 2007.

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2019. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика