История одного маленького жизненного переворота
Евлалия Просветова, мама и психолог: Наверное, я могу с чистой совестью сказать, что эта программа изменила мою жизнь, материнство, да и меня саму. Но лучше начать рассказывать по порядку. История и концепция программы PEKiP и основанной на ней программы «Родители и дети – первый год» подробно описана на сайте*, поэтому расскажу про суть программы, как увидела и поняла ее я.
Основной фокус программы направлен на уникальные отношения, возникающие между малышом и тем взрослым, который ходит с ним на занятия (чаще всего, конечно, это – мама). Самое главное – дать маме возможность почувствовать себя компетентной, главным «экспертом» в отношении ее малыша, помочь ей научиться слушать голос своей интуиции, доверять себе и своему ребенку. Для этого создается особое пространство – подбираются игры, которые позволяют маме и малышу сфокусироваться друг на друге или же вместе играть с какой-нибудь игрушкой. Ведущая группы занимает поддерживающую, безоценочную и принимающую позицию – она готова помочь маме обратиться к малышу, когда у них возникают трудности; готова ответить на вопросы о двигательном, сенсорном и эмоциональном развитии детей и вообще обсудить любые проблемы, но она никогда не критикует и не «учит жизни».
Еще очень важной является поддержка развития малыша – в группе создается среда, в которой ребенку комфортно и интересно познавать мир вокруг и самого себя. Все занятие происходит в темпе маленького ребенка – очень медленно, и на занятии предлагается всего 2-3 игры. Малыши находятся в помещении, чаще всего, голенькими, чтобы одежда не стесняла их движения. Среда и игрушки интересные и безопасные для малышей данного возраста.
Основа занятий – это двигательные игры (pekip-игры), разработанные чешским психологом Ярославом Кохом, автором концепции «Воспитание через движение». Я.Кох писал: «Наблюдая за детьми, мы замечаем, что самостоятельные движения – центральное звено жизни здорового ребенка. Настроение, чувства и отношение к чему-либо маленькие дети особенно часто выражают с помощью движений». На занятиях в группе мамы учатся побуждать малышей к двигательной и познавательной активности, не манипулируя ими, а бережно подхватывая малейшие движения и помогая им проявить свои желания и способности. Все игры ведущая показывает на кукле.
И последний очень ценный момент – возможность общения малышей друг с другом. Оказывается, дети очень рано начинают друг друга замечать и общаться. Конечно же, без подобных групп, в обычной жизни, это нечасто можно увидеть, поскольку сейчас малыши вообще редко видят друг друга и других людей, кроме самых близких.
У нас же все началось еще в беременность, до рождения моего сына. Я уже несколько лет работала в Центре лечебной педагогики и знала, что помимо занятий с особыми детьми там проводятся и занятия для мам с малышами. Уже тогда я твердо решила, что обязательно буду на них ходить.
И вот малыш родился. Долгожданный и любимый.
Но, несмотря на кучу психологических знаний, которыми я обладала в силу своей профессии, несмотря на все мои ожидания и позитивный настрой, материнство с первых дней оказалось для меня непростой задачей. Почему-то оказалось, что ребенок — это не сладко спящий круглыми сутками маленький улыбающийся комочек, которого можно держать на ручках, когда хочется, кормить, когда хочется, и переносить с места на место тогда, когда хочется. Оказалось, что у нового человечка, который появился в моей жизни, есть свои потребности, свои биоритмы. Он хотел на ручки, ему бывало жарко или холодно, он хотел есть, у него болел животик, он не спал по ночам и плакал. А я растерялась. Авторы книг обманули — понимание всех потребностей ребенка не пришло ко мне само, я беспомощно часами качала плачущего малыша, паниковала и раздражалась, вопрошая мысленно: «Чего ты от меня хочешь?»
Конечно же, я скачала книгу Лизель Полински «PEKiP: игра и движение» и начала ее читать. Но совершенно не была готова воспринять и применить в жизнь то, что там написано: «Ну какие игры лежа на коленочках у мамы, право слово, когда он рыдает и непонятно, чего хочет?»
Конечно, растерянность первых дней постепенно уходила, но до понимания малыша, до принятия того, что теперь я стала мамой и жизнь в этой роли может быть прекрасна, что все сложности — это всего лишь небольшие эпизоды, было еще далеко.
В три месяца набралась группа, и мы пришли на занятия. Честно признаться, я не очень хорошо помню первый день. Мы что-то рассказывали о себе и играли в очень простые, как мне показалось, игры. Я очень ждала занятий, но в то же время и волновалась, ведь шла я не просто на занятия, а к старшей коллеге, почему-то было очень страшно «упасть в грязь лицом» в роли матери. Казалось, что если я не справляюсь как мама, то как же буду справляться потом, в работе с чужими детьми? (А я и не справлялась, по крайней мере, мне частенько так казалось в тот период.)
Но уже к концу первого занятия оформилось удивительное и совершенно четкое ощущение – меня абсолютно никто не собирается оценивать, более того, оказывается, у меня неплохо получается общаться с малышом. И вообще, я – молодец. Месяц за месяцем, по ходу посещения занятий, это ощущение все крепло. Вместе с этим постепенно росла уверенность в себе как в маме — я все делаю правильно, я стала лучше понимать сына, да и вообще жизнь снова приобрела краски. Я не помню, в какой момент пришло ощущение – быть мамой ЛЕГКО! Но оно пришло.
В целом, пожалуй, для меня отличительной чертой занятий было то, что на них, казалось бы, ничего особенного не происходило: мы играли, общались, задавали вопросы ведущей и друг другу, отлично и приятно проводили время. А все улучшения в жизни были, потому что это я – молодец. Понимание, насколько большой вклад в это внесла ведущая и посещение группы, пришло уже потом, когда я сама пошла на курс обучения ведущих и увидела программу изнутри.
В какой-то момент, когда наша жизнь с сыном уже полностью наладилась, стала интересной, радостной для обоих, я начала особенно ценить занятия за пространство гармонии, спокойствия, умиротворенности, когда не надо никуда спешить, ты просто общаешься с ребенком. А рядом происходит то же самое у других мам.
Отдельно, наверное, стоит сказать о папах. Наверное, это частые вопросы со стороны отцов: «Куда это ты все время таскаешь ребенка и зачем оно вам надо?» У нас в семье такие вопросы не задавались вслух, но висели в воздухе. Отличной демонстрацией для папы было, когда именно после занятий ребенок начинал переворачиваться, в следующий раз – вставать на четвереньки и даже ползти. Наверное, все дело в том, что, несмотря на акцент на контакте и общении между мамой и малышом, игры подбираются настолько подходящими для этого возраста и задач, которые стоят перед малышом, что очень помогают ему в развитии.
И, конечно же, я никогда не забуду праздничное занятие, когда малыши играли с папами, а мамы пили чай на кухне. Это было прекрасно и для мам, и для пап. Наш папа вышел с занятия совершенно гордый собой и сыном – то, как у них получилось играть, было отличным подтверждением, что он – молодец. А это ведь важно не только для мамы…
Все хорошее когда-нибудь заканчивается.
Сын перерос возраст, подходящий для занятий по программе «Родители и дети – первый год». А я, как только узнала про возможность пройти обучение на ведущую, сразу же за нее ухватилась.
Уже будучи опытной мамой, я шла на обучение за знаниями, а пришла — не только за знаниями, но и за личностным ростом.
Конечно, учеба была очень интересной, познавательной, грамотно построенной. За 4 модуля мы получили много полезных теоретических и практических знаний. Курс можно хвалить и рекомендовать коллегам бесконечно. Но я хотела бы написать о другом.
Лейтмотивом всех занятий было понятие привязанности между мамой и малышом и чуткости мамы по отношению к ребенку. Мы очень много говорили об этом, анализировали, обсуждали, спорили. А я, выходя с занятий, продолжала думать. И снова я сама не заметила, как это произошло, но почему-то в общении с сыном, да и в жизни в целом, я стала все чаще вспоминать то, о чем мы говорили на занятиях. Причем вспоминать очень вовремя. И все чаще начала поступать иначе, чем раньше…
А еще тогда же я поняла, насколько важна чуткость не только к малышу, но и к себе, и забота о себе самой и своих потребностях. На мой взгляд, уникальность программы «Родители и дети – первый год» в том, что она учит – любить и понимать своего ребенка и саму себя. А ничего важнее этого, наверное, и нет.