«Опасные» предметы и дети

opasnye-predmety-dlya-detej

Для начала скажу, что тот, кто предупрежден — тот вооружен. Нам почему-то иногда кажется, что ребенок с рождения должен знать, как все устроено в этом мире, и назначение всех окружающих вещей. А он не знает вообще ничего. НИЧЕГО!

И то, что ножом можно не только порезать огурец, но и собственный палец, он не знает. Что огонь не просто красивый и переливчатый, а еще и страшно горячий, он не догадывается. И так далее. Когда-то читала про советское детдомовское воспитание, что дети-выпускники не знали, как вообще чай заварить — они с детства видели его в готовом виде на столе. Точно так же маленькие дети не могут сами догадаться о предназначении тех или иных предметов, если они не видят их у родителей (в действии).

Любую деятельность невозможно познавать в теории.

Представьте себе врача, который ни разу не касался пациента, и все проводил только на муляжах. Вы рискнете к нему пойти? Человеку необходима практика и многократные упражнения, чтобы освоить какое-то действие. Вы скажете — чего я говорю совершенно очевидные вещи, странно как-то. Но почему не странно думать, что ребенок «по умолчанию» сможет действовать предметами, которые ни разу не трогал? Видеть — это одно, пробовать в действии — совсем-совсем другое, тем более, что координация движений и восприятие у ребенка совсем не такие, как у нас.

С тех пор, как ребенок пытается все схватить и всеми предметами подействовать, ему нужно давать попробовать манипулировать «опасными» предметами. Боитесь настоящих ножей — дайте одноразовый пластиковый. Потом обычный сервировочный. И потом уже — острые кухонные. Боитесь давать малышу настоящие ножницы (я, кстати, давала с возраста год+, с моей помощью и под моим контролем) — дайте неострые детские. Конечно, не надо опускать руку ребенка в огонь чтобы понять, что это — горячо. Но можно дать дотронуться до горячей прихватки, до чашки с чаем, и тогда ваше слово «горячо, осторожно!» будет иметь какой-то смысл.

ГОРАЗДО ОПАСНЕЕ, если от ребенка постоянно прячут острые предметы, а потом в каком-то возрасте ему приходится вдруг их осваивать (а его еще и ругают, что плохо держит и неправильно действует или еще хуже — предрекают всякие ужасы «глаз уколешь», «пальчик отрежешь»). Другой вариант — ребенок случайно обнаруживает совершенно незнакомый предмет, и начинает пробовать, как же им можно действовать. Если он ни разу в жизни не имел дела с острыми предметами и не подозревает о возможной опасности, дело может кончиться плачевно.

У меня в кружке был мальчик, который впервые в жизни взял в руки ножницы в пятилетнем возрасте. До этого не видел и не трогал. Первое движение было — себе в лицо, причем специально, я еле поймала. Так что уж лучше дать ребенку понимать, что такое «опасно», дать немножко порезаться, потрогать горячее, и т.д., чем у него не будет никакого представления, что предмет может быть опасен.

А действовать большой ребенок, не имевший опыта с «опасными» предметами, может прямо наоборот тому, что говорят. И достаточно бабушкиного оха «в глазик бы не попал!», чтобы ребенок прицельно туда и попал (не дай Бог никому). Потому что ждать «возраста икс» в овладении простыми бытовыми предметами я не вижу смысла, т.к. как раз раннее детство — тот самый период, когда человек осваивает окружающие предметы и любые действия с ними, а после трех лет уже немножко не то восприятие и приниципы деятельности, так что — всему свое время.

Что действительно надо изолировать — те вещи, которые потенциально опасны, несмотря на меры предосторожности (лекарства, бытовая химия), но объяснить, почему мы ими пользуемся ТОЛЬКО с мамой или папой.

Немножко расскажу свой опыт:

с полутора лет дочка режет обычными (моими) ножами, пользуется ножницами и иглой строго по назначению. Я показывала как это делается, первое время контролировала и даже иногда держала ее руки в своих. Потом давала пробовать. Делает не так, как велено — интересные предметы отбираются (через рев и «хочу-хочу!»). Повторяем — это делается вот так и вот так, а вот это опасно. Пробуем снова, и так далее. В итоге сейчас совершенно самостоятельно управляется с любыми острыми предметами. О, бедные наши пожилые родственники — они хватаются за сердце.

Поэтому, повторюсь, гораздо разумнее УЧИТЬ тому, как что действует, чем изолировать ребенка от мира. Дети все познают постепенно — пусть сначала смотрит на мамину деятельность из слинга, потом потрогает, потом попробует действовать с маминой помощью, потом под маминым контролем, потом один. Так что между «впервые увидел предмет» и «умеет им управляться» должно быть несколько пунктов!

http://community.livejournal.com/deti_v_semje/

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2021. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика