Расписание занятий или спонтанность? Дошкольный возраст.
Марина Озерова, педагог, психолог:
Домашнее воспитание тем и отличается от «казенного», что жизнь идет не «по звонку». В этом очень большое преимущество для дошкольного возраста (о старших детях поговорим позже, там немножко другое, нужно вырабатывать умение распределять время, осваивать алгоритмы разной деятельности, дробить информацию на «порции» и вводить достаточную регулярность для занятий). В период раннего и дошкольного детства ребенок очень интенсивно познает окружающий мир, и заключить это познание в какие-либо рамки слишком сложно.
В раннем детстве (1-3), как известно, мир нужно осваивать «на ощупь», ведущей деятельностью является предметно-манипуляционная.
Сколько времени ребенок тратит на то или иное занятие, на обследование того или иного предмета, совершенно непредсказуемо. Малыш может полчаса возиться с тряпкой, «помогая маме», то есть копируя ее бытовые действия, может подолгу повторять одно и то же действие (просто до бесконечности).
Потому что как раз этот возраст характеризуется активным исследовательским интересом и самостоятельным поиском применения известных (или неизвестных, исследуемых) предметов. Управлять этим — все равно что управлять стихией. Разные действия и разные объекты требуют совершенно разных форм исследования и разных временных отрезков. Попытаться предугадать это абсолютно невозможно. Поэтому лучше просто создать ребенку подходящую среду, а чем и сколько заниматься — ему подскажет природа.
В дошкольном детстве (3-6(7)) ведущей деятельностью является игра.
Основная задача этого периода — развитие креативности, это залог будущего творческого мышления. Два главных развивающих фактора — творчество и игра (тоже как вид творчества). Игра не в дидактические карточки, а сюжетно-ролевая, где должны быть: придумывание и развитие сюжета (его завязка, наполнение событиями, развязка), придумывание и назначение ролей и соответствие им, предметы-заместители («давай это как будто поезд» — говорят про стулья) и воображаемые детали («а тут у нас будто бы дворец» — пустое место) или персонажи («давай сюда прилетел дракон»).
Как любой творческий процесс, игра спонтанна и стихийна. «организованные игры» с помощью взрослых, регламентируемые и управляемые извне, теряют качество. Нет, конечно, взрослые могут подсказывать идеи, помочь с сюжетом, но главная роль «организаторов» в сюжетно-ролевой игре все же должна быть у детей. Познание окружающего мира продолжается и усложняется — ребенок все так же сенсорен, но у него уже появляется собственное представление о чем-то (накопленный опыт восприятия прошлого периода), и он начинает сопоставлять собственный опыт и новую информацию.
То есть, наступает страшный период «почемучек». Опять же — предугадать, когда и чем заинтересуется именно ваш ребенок, совершенно невозможно. Например, счету дети учатся просто постоянно в быту — мама берет для супа две морковки, просит почистить три картошины, и т.п. Если ребенок активно включен в домашние дела и имеет возможность наблюдать за окружающим миром (в смысле, он познает мир не через телевизор, не заключен в четырех стенах с правом прогулки по периметру песочницы, а более-менее регулярно встречается с живой и неживой природой) — он просто «обречен» на познание всего того, что имеется в программе в виде «подготовки к школе».
Дети спонтанно начинают рисовать, также им хочется копировать пишущих взрослых. Мама и папа читают ребенку книги — он начинает интересоваться буквами. Математические действия везде и всюду, и важно, чтобы ребенок их познавал не на бумаге и не на «раздаточном материале», а совершая физические действия с предметами. Если у ребенка не душить любознательность и предоставлять сенсорный опыт, он просто никуда не денется от математики — она настигнет его всюду.
И очень важно, чтобы он самостоятельно делал «великие математические открытия». Это действительно обязательно произойдет, главное не мешать ребенку. Вводя «систематические занятия», мы ограничиваем дошкольнику «территорию познания», а не расширяем ее. Творчество — процесс спонтанный. Сегодня ребенок извел пол-пачки папиной бумаги для принтера, изрисовал все имеющиеся в доме краски, потом месяц вообще не вспоминал о рисовании.
Это нормально! Это творчество. Те, кто увлекается каким-нибудь хобби творческим — неужели вы сами по себе делаете это по расписанию? (Конечно, если это не занятия в группе в определенное время). Очень важно учитывать, что у детей в зависимости от темперамента совершенно разные способы усвоения информации, а главное — разный темп.
И если холерик «схыватывает на лету», то флегматик понимает, что вообще за тема сегодня, к концу занятия. Зато первый часто познает что-то на уровне «влетело-вылетело», а второй будет размышлять еще месяц над вопросом.
Опять же — предоставляем ребенку подходящую среду (то есть, обеспечиваем материалами для творчества, делаем что-то сами для себя, предлагаем какие-то совместные идеи, предлагаем переработать впечатления (сходили в зоопарк — «хочешь зарисовать животных?») и т.п.
Ребенок задается любыми вопросами обо всем, что его окружает.
Главное, что взрослые, выбирая «программу занятий», ориентируются на свои представления о том, что должно быть интересно ребенку в этом возрасте, или чего требует официальный учебный план. Ориентироваться же нужно на познавательные потребности ребенка, и я могу подтвердить уже на личном родительском, а не только многолетнем педагогическом опыте, что они намного-намного шире наших с вами представлений о них.
То есть, ребенку интересен весь мир, все, что он слышит, видит или ощущает, а не только один тысячный процент, который записан в «методичке». «Просчитать», когда именно ваш ребенок заинтересуется вопросом, как же так получается, что два яблока на троих не поделишь — невозможно. Или сколько ему нужно будет для того, чтобы усвоить буквы — три дня, или три года (да!!! нормально учиться чтению три года, это бывает). Ребенок может сегодня заинтересоваться чем-то, потом вернуться к этому через несколько месяцев.
Или наоборот — много дней подряд по нескольку часов кряду заниматься только вот этим, не желая ничего другого. Это не плохо и тем более, не приучит ребенка к «беспорядочности занятий». Это его приучит к самостоятельным исследованиям, к глубокой проработке интересующего вопроса и свободе творческого замысла. Ситуация, когда вместо спонтанного творчества четко ограниченные занятия без опоры на физические действия (математика по карточкам, чтение по букварю, и т.п.) — лишает ребенка той самой сути мышления, то есть его креативности.
Да, все будет упорядоченно и четко, но это будет чужое и пассивно усвоенное. Если родители хотят поддерживать какое-то примерное расписание, то лучше сделать домашнюю группу (например, вторник рисование, а четверг ставим детские опыты по физике). Тогда расписание будет более логическим, чем «в одиночку», потому что группу легче «зажечь» одной темой и удерживать внимание на ней, когда вместе, тоже проще.
Я бы ставила задачей для дошкольного воспитания стимулирование творчества (творчества, а не выполнения задач с определенной единственной целью, как создание разных шаблонов типа детских раскрасок или «сделай по образцу») и предоставление возможности для развития игры (максимум собственной фантазии и минимум готовых средств). А это довольно сложно уложить в расписание.
Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов «Чтение как приключение» Марины Озеровой