Ребенок и искусство: знакомство с прекрасным. Часть II

Татьяна Тихонова:

Родитель на распутье. С чего начать разговор? Шаг первый. Создание атмосферы.

Вы сказали самому себе: «Да, моему ребенку необходимо научиться воспринимать классику». Но у вас по разным причинам отношения с искусством не сложились. Или вы любите всё на свете, но только не классику, которой вас пичкали в школе. Как же подступиться к знакомству с классическим искусством? Ответы вы найдете здесь, в моей второй статье на тему «Классика – малышам».

Представьте себе, что вы решили накормить ребенка едой, которую сами никогда не пробовали, но знаете, что она невероятно полезна. Вы расхваливаете кушанье на все лады, а малыш не верит и есть отказывается. Что вы сделаете? Правильно – положите в рот кусочек и закатите глаза: «Ммм.. как вкусно!» А что дети? Они же все разные: кто-то попробует сразу, другой последует за вами завтра, а третий созреет лишь через месяц. Так и с искусством: привить любовь получится, когда вы распробуете его хоть немного, и ребенок увидит, что вам вкусно. Да и прав классик, сказавший: «Невозможно любить то, что не знаешь»…

Сегодня мы разберем первый шаг, которого будет достаточно, как самым ленивым (или очень занятым), так и тем, кто уверен, что ребенок до всего дозреет сам, если создана питательная среда.

Шаг первый. Создание атмосферы

Пусть вашему ребенку еще нет трех лет, или он готовится к встрече с родителями у вас в животе, а может, вы только планируете его зачатие? Для подготовки к восприятию классики не обязательно ждать тортика с тремя свечками, начать можно в любой момент, как только вы будете готовы. (Только тогда вам следует быть особенно чуткими к его реакциям на происходящее).

Картины

Разыщите открытки, старые календари, репродукции картин великих художников, которые в лучшем случае вам приятны, а в худшем – оставляют равнодушными.

Развесьте по стенам своего дома, в тех местах, где бываете чаще всего. Если у вас дома есть электронная фоторамка, откажитесь на время созерцать в ней ваши счастливые лица, загрузив туда серию открыток из собрания Третьяковской галереи.

На этом можно остановиться. Но скорее всего, со временем, вам захочется обновлять коллекцию. Постепенно открытки сами поплывут вам в руки, возникнет желание менять их местами, создавать тематические уголки. А если вы будете выбирать картинки вместе с ребенком, это занятие может превратиться в приятный семейный ритуал, которые так ценят дети.

Также можно пойти немного дальше, установив заставку с классической живописью на мобильный телефон и домашний компьютер.

Архитектура и скульптура

То же, что и с картинами. Только избегайте делать это механически, прислушайтесь к своим ощущениям. Возможно, скульптура, величественные храмы и дворцы будут лучше смотреться в коридоре, в то время как нежным пейзажам и маринам место в спальне.

Или, к примеру, такой вариант: в электронную фоторамку вы загрузите виды шедевров зодчих Италии, а в детскую комнату подселятся снимки мраморных ангелов и муз различных наук и искусств. Причем, все бабочки, куклы, плюшевые мишки и рыцари с пиратами остаются на своих местах!

Музыка

Проще всего поймать радиостанцию классической музыки и включать ее дома на 10-15 минут, занимаясь своими делами. Для начала этого достаточно, главное – чтобы не было резко отрицательных эмоций.

Или добавьте в плеер по одной короткой классической композиции (на 3-5 минут) на пять детских песенок, а затем, не спеша, убирайте их по одной. Таким образом вы получите 15-минутную терапевтическую дозу классики.

Я верю в искусство маленьких шагов и убеждена, что этих действий достаточно на первый месяц, а то и больше. Вам не нужно ничего изучать, рассказывать или объяснять. Атмосфера дома начнет меняться сама по себе, а вместе с ней и вы и ребенок, незаметно для самих себя. Конечно, если малыш проявит инициативу и начнет задавать вопросы, отвечайте ему. Но будьте осторожны, не перегружайте его информацией, пусть остается недосказанность, загадка. Так воспитывается жажда знаний; со временем вопросы станут более глубокими и точными, ребенок подготовится к следующему, более активному шагу.

И будьте внимательны к эмоциям ребенка. Возможно, он будет бояться картины, совершенно безобидной на ваш взгляд. Или ему будет страшно идти в туалет мимо фотографии барельефа с очередным подвигом Геракла. Он может испытывать отвращение к змеям, а у вас Георгий Победоносец соседствует со столом, сидя за которым он так любит рисовать. Многие дети принимают домашнюю обстановку как данность, которую нельзя изменить, поэтому они могут вам ничего не сказать, но по ночам им начнут сниться кошмары. Как только наладите диалог, смело меняйте картинки, уловив детскую негативную эмоцию.

Пока ребенку не исполнилось семи лет, он тесно связан с мамой на тонком уровне и выдает во внешний мир то, что происходит у нее внутри. Поэтому я предлагаю отслеживать готовность идти дальше по себе.

Итак, вы поймёте, что пора переходить ко второму шагу, когда  вы согласитесь с одним из утверждений:

  • у вас появились любимые репродукции, которые будто ловят ваш взгляд;
  • вы специально ищете репродукции с картин запомнившегося художника;
  • вы вдруг захотели посетить Рим, чтобы воочию полюбоваться собором Святого Петра;
  • а Петербург манит вас Александрийским столпом или Атлантами;
  • вы перестали ежеминутно поглядывать на часы и думать: ну сколько можно слушать эту классику?
  • у вас возникла привычка включать классику как фон для домашних дел;
  • вы начали мурлыкать себе под нос запомнившиеся мотивы;
  • вы поняли, что слушаете классику по полчаса и больше.

Если вы заметили за собой нечто подобное, добро пожаловать в мою статью «Шаг второй. Выход в люди».

Продолжение следует.

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика