Садик и самостоятельность

Аргументы «за садик» — ребенок должен быть самостоятельным!

Почему-то в это понятие вкладывается «умение обходиться без мамы». Что, разумеется, никак не может быть приравнено к развитию самостоятельности и постепенному (!) становлению всех навыков.

Если принять во внимание, что мама разумная, а не деспотичная, стремится замечать попытки ребенка «быть самостоятельным», не подавляет волю и инициативу, то эта «самостоятельность» вырастет так же естественно, как и все остальные личностные качества. Как раз дома ребенок и получает возможность быть самостоятельным: самостоятельно решать, когда ему вставать и ложиться, есть и пить (так же — и что), с кем и когда общаться. Самостоятельность возможна, если у ребенка есть право на собственное решение, и свобода выбора, чего нет в группе. Некоторым представляется развитие самостоятельности так: ребенка мама как можно скорее приучает обходиться без ее помощи, особенно тогда, когда он просит ее помочь. Это даст как раз обратный эффект! Наоборот, тогда, когда малыш не может справиться, а мама терпеливо помогает, наступит момент, когда он САМ откажется от ее помощи, даже еще не умея выполнять какое-то действие. Ничего, что компот проливается на кофточку, не доходя до рта! Ничего, что тряпка вместо мытья полов «развозит грязь» и пачкает тапочки!

Ничего, что мука рассыпается ровным слоем по полу, вместо прямого попадания в миску с тестом! Все это — этапы научения. Придется пожертвовать «материальным» для достижения «духовного» — будем послушно вытирать и убирать последствия самостоятельного освоения разных видов деятельности, не подавляя желания ребенка справиться с делом без нашей помощи. Никто в садике не будет позволять проделывать такие эксперименты!

Постепенное освоение в сознании взрослых сводится к двум этапам:

1 — все делать за ребенка, 2 — ребенок все делает сам, без помощи, и правильно. Согласитесь, что между этими двумя пунктами должно еще что-то быть!

Я тоже довольно долго лелеяла этот стереотип — «дети без мамы куда самостоятельнее». Вот мы гуляем с дочкой на всяких «лазилках», и я все время думала, что садовские дети должны быть ловчее, они же постоянно без мамы гуляют, в группе — воспитательнице же не разорваться. Вон сколько я дочке помогала — ножки поддерживала, подстраховывала, до тех пор, пока она сама не стала забираться куда угодно, без поддержки и страховки! Но, как ни странно, когда мы гуляем с садовскими детьми, я вижу как раз обратную картину: шестилетних мальчиков с воплем «Там опасно!!!» снимают оттуда, где запросто сидит и болтает ножками моя двухлетка. (Или эти самые мальчики просто не пробуют туда залезть).

Я думаю, что это важный этап — совместное действие и уверенность в помощи. Тогда легче перейти к самостоятельным действиям, ведь для самостоятельности просто необходима уверенность! Именно у таких детей, которые не прошли этап «маминой помощи», очень часты случаи проявления инфантилизма — вдруг ребенок становится «беспомощным», просит что-то сделать, хотя сам давным-давно умеет; появляется желание побыть «маленьким», чтобы о нем заботились, или «несчастным», чтобы жалели (самый просто вариант: часто болеть, будут ухаживать), и т.п.

Как в любом развитии: мы не можем «форсировать события», человеческий детеныш — самый беспомощный, и нужно оказывать эту помощь тогда, когда она действительно нужна малышу, а не бросать его на мнимую «самостоятельность».

Все это касается не только физических действий, а и умения строить взаимоотношения. Как можно от малыша требовать такой же зрелого поведения, как и от взрослого?

Тем не менее, детям почему-то предлагают «самим разобраться». до того, как ребенок сумеет самостоятельно разрешать конфликты, налаживать отношения, заводить контакты, он проделывает все то же самое, но с помощью взрослого. И если его бросить в нужный момент без этой помощи — это еще не значит, что он научится «действовать самостоятельно». Обычно в таких ситуациях появляется ощущение безнаказанности обидчика, и формирование «синдрома жертвы» у того, кого обижают.

Если самостоятельность — это умение обходиться без мамы, то почему детдомовские дети всю жизнь зависимы от кого-то? Уж у них «самостоятельности» было…

Смотрите также цикл лекций педагога, психолога Анны Быковой про адаптацию «Дела САДовые»

http://aksik.livejournal.com/436784.html

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2021. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика