Закрытие родов
Марьяна Олейник, доула: Меня часто спрашивают о том, что же это все-таки такое, закрытие родов. Интуитивное представление есть у каждой женщины (еще бы — так как есть потребность), но в том, как оно претворяется в жизнь, есть множество расхождений и мифов. Мне важно обозначить, что делаю я. И мне важно, как бы нескромно это ни звучало, обозначить, что так делаю только я — потому что именно этот способ — авторский, то есть мой.
В жизни каждого человека есть важные вехи, отметины на пути, меняющие ход судьбы, статус человека, образ жизни раз и навсегда или на очень долго. Речь идет о свадьбе, о рождении ребенка, о начале учебы и ее окончании. Душа требует овеществления этих переходов, материального «засталбливания» для более ощутимого, в прямом смысле слова, проживания события. Чтобы его можно было осязать. Так придумались праздники, обряды, ритуалы. Нашей психике это очень важно — свидетельствование перед другими людьми, официальное право называть себя и быть кем-то, символическое воплощение в действиях того, что проживается сейчас более глобально — на уровне души.
Рождение ребенка мы празднуем тоже. На родины приходят родственники, близкие люди, дарят подарки, — все приветствуют малыша, отмечают — рождение ребенка. Но кто отмечает — рождение матери? А уж тем более, кто отмечает рождение матери двух детей, рождение многодетной матери, четверых детей, пяти?
С каждыми родами женщина перерождается, становится иной, чем прежде, проходит в них инициацию в матери именно этого, выданного ей конкретного ребенка. Каждые роды открывают нам новые грани о себе, о жизни, о других людях. Но кто говорит с ней об этом? Кто, спрашивая «ну как, ты родила?» имеет в виду твои чувства? Подразумевается дата рождения, баллы по шкале Апгар, вес и рост. Это так и звучит — 26ое, 3 500, 53 см.» В чуть более подробном варианте, с подругами или на форуме — можно поговорить о том, сделали ли мне разрез промежности, применили ли стимуляцию, как сильно было больно или терпимо, насколько хорош роддом и конкретный принимающий роды врач. Но кто, кто спрашивает женщину о том, как изменилась ты в связи со своими родами? Что ты чувствовала в них?
Вы знаете, насколько богат бывает этот спектр? к одним и тем же родам можно чувствовать благодарность, радость, разочарование, гнев, обиду, сожаление, вину, удовлетворение… да, самые противоречивые чувства. Роды могут рождать чувство неведомого ранее доверия миру и людям или засесть глубокой занозой изнасилованности, они могут укреплять и разъединять супружеские узы, они могут дарить терпимость к разным точкам зрения или делать из нас ярких фанатиков одной конкретной идеи. Роды чего только не могут, роды все могут!
И вот с этим всем женщина чаще всего остается одна, одинокая. «Родила, и слава Богу!», «Главное, что все живы и здоровы!», «Роды позади, а у малыша вся жизнь впереди» — все эти установки, напрямую или невербально транслируемые нам обществом, в семье, окружением — затыкают лавину невыраженных чувств, неназванных, не идентифицированных, непонятых, остающихся бродить где-то глубоко внутри неясным томлением, грустью, тоской, легким привкусом разочарования. Часто благодарность, которая обязаны быть у нас к людям, которые нам «жизнь спасли», помогали, старались во благо моей и безопасности ребенка, как будто запрещает нам одновременно и злиться, и обижаться и быть недовольной поведением и поступками их на наших родах.
Каждая женщина, имеющая хоть какой-то контакт со своей душой, чувствует после родов, что прежней ее — больше нет.
А новая — еще непознанная. А посередине — вот этот меридиан, большое нечто, огромная Волна, принесшая ей ребенка, и это единственно «видимая» часть ее подарка, но все остальное — в пучине. А хочется — разглядеть, осознать, понять, понять, что же _со мной_ произошло.
Может хотеться понять и осознать, какая я стала. Может хотеться отпустить наконец-то гложущие «если бы» и «почему». Роды всегда оказываются не такими, какие мы себе их представляли. Потому что реальность много шире и богаче, чем наши мысли о ней. Нам может не хватать приятия своих родов такими, какими они уже произошли. За спиной у нас может оставаться трудный путь беременности, который до сих пор отравляет уже начавшееся, проявленное материнство. Чувство вины часто создает образ недостаточно хорошей матери, плохой матери, и сжимает нас, делая узким, будто права не имеющим проявляться — поток самой благостной любви на свете — материнской любви.
Раньше существовали ритуалы — на Руси — размывания рук с повитухой, и повивания женщины после родов. Первое по факту — заключалось во взаимном мытье рук роженицы и акушерки со словами «Прости меня — Бог простит». Второе — заключало в себе проживание конца перехода и восстановления как тела, так и души женщины после родов.
Сейчас последнее — возродилось. Сейчас — на послеродовое пеленание — бум и мода. Но взято из него практически всегда — только остеопатическо-косметичкая часть, а душе, как всегда, позабыли. Непринято это, в 21 веке, говорить о своих чувствах. Делиться «негативными» чувствами. Это ведь «грузит» другого, это ведь долго, да и смысл в этом какой — о пролитом молоке не плачут.
А смысла много. Потому что только освобождая себя от горевания, от боли, в нас есть место радости, благодарности и любви. Тумблер один: когда мы пытаемся закрыть в себе одни чувства, мы блокируем и противоположные им. Освобождение от переживаний не происходит вовнутрь — заткнул поглубже, але-оп! И готово, нету! Переживание — переживается, выходит со словами, со слезами, с эмоциями, выходит действиями и новыми чувствами, выходит осознанием — наружу.
Я сделала то, чего не хватило мне самой. Все три раза, все мои такие прекрасные, домашние, здоровые, практически академически-идеальные три раза родов. Плюс потребность эта стала звучать раз от раза — от других женщин.
Ритуал Закрывания родов — это моя придумка — в той форме, в которой это делаю я. Я сделала его из мексиканской традиции темаскаля (специальной бани, в которую отправлялись пережить какое-то событие, с какой-то задачей на решение или просто поиск сил) и техники расставания из гештальт-терапии. По сути — это синтез того, что делали из века в век и психотерапии, причем и то, и другое основывается на природе души, строится по ее «законам» переживания процессов, и имеет глубокий терапевтический эффект.
Как это происходит?
Женщина рассказывает свою Историю. Причем начинаться она может очень субъективно — в разные моменты времени. Наши «роды» могут начинаться задолго до зачатия ребенка, с момента встречи с папой ребенка, а могут начинаться с момента, как ты узнала о беременности. А могут с какого-то значимого и в чем-то поворотного события уже в саму беременность. Могут и самими родами начинаться роды. То есть речь не идет о конкретном числе, фактической дате рождения ребенка и точном времени начала схваток. Равно как и заканчиваться роды могут только спустя несколько месяцев от рождения ребенка, или в день приезда домой из роддома, или в день отъезда из дома приехавшей на послеродовой период свекрови, а не в миг рождения плацента и прикладывания малыша к груди. Хоть и этим они тоже могут психологически кончаться — у всех по-разному.
В процессе рассказа явно прослеживаются особо острые моменты, яркие, цепляющие женщину, те, в которых она будто буксует. И тогда здесь присоединяюсь я. Нам важно вычленить чувства из потока оценок — своих собственных, чужих, но звучащих в собственной же голове, убеждений и отговорок, мыслей — именно чувства. Назвать их максимально точно, расщепить на тончайшие переливы оттенков. Дать им быть — выразить их. Здесь я обычно подхожу очень творчески — чувства выражать можно как телесно, так и арт-терапией, так и гештальтистскими методами, особо любимым методом является предложение — написать или высказать человеку с родов, к которому много что лежит на душе и не отпускает, неотправляемое письмо. Выписать и сжечь.
Мы смотрим внутренним фонариком на все-все эмоционально заженные моменты в истории женщины, к каждому чувству — подбираем свой ключ. Иногда он настолько прост — плакать. Иногда происходит глубинная работа. Хотя сказать, что слезы — это легко, тоже было бы несправедливым. Иногда много мужества требуется признать, что именно здесь, именно в том, как оно произошло, мне очень больно. И разрешить, дать себе право на то, чтобы испытывать ее.
Большой эффект оказывает высказанность кому-то. Выслушанность. Безоценочная, но с ведущим, с ощущением, что окунувшись в свои чувства, нырнув в них, — не утонешь, выплывешь. Это как быть в плавании океана с инструктором. Засвидетельствование и разделенность. Это мало бы было бы прожить все с самой собой. Да, и видимо, невозможно, смелости идти туда одной порой не хватает. А может, не смелости, а чего-то другого. Ведь иногда нам не хватает не только мужества столкнуться с собственной болью ли, виной ли и слабостью, но и со своей силой, удачей, победой — не хватает нам мужества признать себя, похвалить и порадоваться себе, ощущая свою ценность. И это тоже напрямую касается произошедшего в жизни женщины изменения — родов.
И только когда все вычувствовано до дна, наступает блаженная усталость, внутренняя пустота.
И только в нее и можно вложить опыт данных женщине родов. Только выплакав несбывшиеся ожидания, горечь обиды и вины, возможно найти — чему радоваться.
И эта часть — вторая (первая была условно «негативная», проживание «плохого») — состоит из поиска ресурса, своей силы, из собирания Даров со своих родов.
Смотреть стоит в двух направлениях.
Во-первых, в то хорошее, что все-таки в родах было. Что удалось, что получилось, что было особенно прекрасно. От чего душа замирает и радуется. Где есть гордость и восхищение, благодарность и изумление, любовь и восторг.
А во-вторых, все то, что мы достали в первой части — всегда на дне своем несет силу и опыт. С этим бывают сложности, я помогаю увидеть. Но главную работу, конечно, совершает сама женщина, это ее Дары. Зачем были мои роды такими, какими они были? На что мне эта ситуация? Какой я благодаря ей стала?
Для ощущение прожитости, ритуальности, я в работе всегда использую два камушка. Один впоследствии отдается природе, второй остается твоим напоминанием, талисманом, оберегом и берегом — из того океана чувств, который ты проплыла.
Формат работы у меня бывает двух видов — очный и заочный. Очный, конечно же глубже — мы видим глаза друг друга, язык тела, у меня есть возможность утешить прикосновением, да и что тут объяснять — мы все предпочитаем серьезные разговоры проводить лично, а не по телефону — здесь тот же принцип. С другой стороны — скайп или телефон — альтернатива тем, у кого по какой-то причине нет иной возможности провести этот ритуал.
По времени я никогда не ограничиваю. Потому что у всех своя работа чувств — кому-то два часа, кому-то пять. Но у нас есть четкий маршрут, по которому мы движемся, и мы всегда приходим к светлому концу. За это я отвечаю.