Знакомство с антропософией, или Возвращение вкуса Жизни

Вернер Кристиан СИМОНИС.  Перевод и предисловие — Елена Дранова:

Человек, созданный как мыслящее и обладающее волей существо (denkendes Willenswesen), нуждается в тепле для осуществления мыслительной и волевой деятельности. Необходимое тепло он производит сам. Образование собственного тепла стимулирует и поддерживает движение и питание.

Из всех существ, живущих на  Земле, только высшие животные и человек обладают способностью производить «внутреннее» тепло и поддерживать постоянную температуру тела, независимо от воздействия внешней среды. Для растений и низших животных определяющим является воздействие внешнего тепла, весь их жизненный цикл зависит от колебаний  температуры окружающей среды.

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА:

Какая польза от того, что знаешь цель и смысл жизни, если ты никогда не ощущал ее вкус? Лучше есть пирог, чем рассуждать о нем.

Энтони де Мелло, английский монах-иезуит

Прежде, чем вы начнете читать переведенные мною 5 лет назад тексты антропософского врача Вернера Кристиана Симониса (отрывки из его книги «Шерсть и шелк. Человек как тепловое существо») – я хочу рассказать о том, как эта книга возникла в моей жизни и какие мысли и чувства вызвала когда-то у меня.

Я думаю, это будет нелишним. Почему? Да потому, что я уверена, что тексты Симониса кто-то из вас прочтет  с интересом до конца, кто-то с возмущением отодвинет журнал «что за эзотерический бред!», а в ком-то с переменным успехом интерес будет бороться с  неприятием. Со мной было так же. Я не антропософ. А как все мы воспитана на «нашей» материалистической идеологии (разбавленной, правда, Достоевским). К 35 годам я умела добиваться намеченных целей, зарабатывать, анализировать, рассуждать, что целесообразно, а что нет. Но совершенно утратила способность радоваться. Симониса я начала переводить от тоски. Это была и забава для ума, и некий вызов – хорошо перевести на русский не самый простой текст.

Как описать свое впечатление от текста? Странное. Он пробуждал и мысли, и чувства. Вызывал саркастическое усмешку по отношению к «двинутому» антропософу, на «полном серьезе» написавшему аж целую книжку о том, как много значит для раскрытия свободной духовной сущности …одежда (!). Заставлял швырять книжку в стену с криком «да он ненормальный совсем!» — когда я дошла до рассуждений об аурических цветах. Завораживал описаниями природы и ритмами самого текста (ладно, буду читать дальше, красиво, черт возьми, пишет). Надоедал занудными рекомендациями, что надевать на младенца, ребенка, взрослого  (и опять-таки, ничего не объясняя – почему шелковый чепчик лучше, чем хлопковый и т.д.). Восхищал немецкой основательностью в описании сущности и особенностей материалов.

Когда я закончила перевод, то, помимо уверенности в ненормальности Симониса, у меня осталось чувство, что в жизни есть тайны. Остался вопрос – чем же я связана с жизнью и природой? Остался образ божественной Природы с ее красотой и завораживающими и успокаивающими ритмами. Осталось воспоминание о  связи всех  со всеми и меня со всем. Осталось – как откровение – что надо миром не пользоваться, а удивляться и радоваться ему.

Не знаю, что будете думать и чувствовать вы. Но если вы по-другому посмотрите на  деревья, овечек и шелкопрядов, свой свитер, других людей – значит, Симонис не зря старался.

Вернер Кристиан Симонис (1889-1984) посвятил эту книгу рассмотрению преимуществ и особенностей двух натуральных волокон – шерсти и шелка – в сравнении с другими натуральными (лен, хлопок) и искусственными материалами, повсеместно используемыми сегодня для изготовления тканей и одежды.  Взгляд автора данной книги на проблему одежды сильно отличается от расхожего взгляда современного человека, смотрящего на одежду или с утилитарной точки зрения (удобство в пользовании и цена) или как на средство самовыражения, символ социальной значимости.

Антропософ Симонис считает одежду нашей второй кожей, нашей ближайшей окружающей средой, нашей  защитной оболочкой (Schutzhuelle). Которая воздействует на нас не меньше, чем воздух, которым мы дышим, еда, которую мы едим,  вода, которую мы   пьем.
Одежда, в концепции В.К. Симониса, с одной стороны, защищает и отделяет человека от мира, с другой стороны, соединяет с миром, помогает человеку существовать в мире и выполнять предначертанные ему задачи.

Вернер Кристиан СИМОНИС. Шерсть и шелк: человек как тепловое существо и его одежда

Что значит ТЕПЛО в жизни человека

Человек, созданный как мыслящее и обладающее волей существо (denkendes Willenswesen), нуждается в тепле для осуществления мыслительной и волевой деятельности. Необходимое тепло он производит сам. Образование собственного тепла стимулирует и поддерживает движение и питание.

Из всех существ, живущих на  Земле, только высшие животные и человек обладают способностью производить «внутреннее» тепло и поддерживать постоянную температуру тела, независимо от воздействия внешней среды. Для растений и низших животных определяющим является воздействие внешнего тепла, весь их жизненный цикл зависит от колебаний  температуры окружающей среды.

Управление теплообменом обеспечивают различные системы, данные человеку еще  при рождении, но развивающиеся  только в процессе становления (созревания):

  • дыхание (приспосабливается к различным потребностям в тепле)
  • потоотделение и потоиспарение (регулируют температуру)
  • в значительной мере питание (пищеварение)
  • внутренний обмен веществ.

Задача человека как теплового существа состоит в постоянном поддержании системы терморегуляции. Для новорожденного важно сохранять внутреннее тепло. Взрослый человек способен производить   и регулировать собственное тепло. В старости способность к производству собственного тепла снижается и снова становится актуальной необходимость сохранять и поддерживать собственное тепло.

Появление каждого нового человека связано с определенными тепловыми процессами и, прежде всего, с теплом любви, соединяющим двух людей. Именно из этого тепла (во всех его видах, в том числе и в виде простой половой любви) образуется духовное существо (ein geistiges Wesen), стремящееся воплотиться на Земле.

Это новое существо поселяется  в утробе матери – это его первая земная оболочка, первая «одежда». Кровь матери питает и согревает растущее (становящееся) дитя. Температура тела младенца в утробе на 0,5 ?С выше, чем температура  матери. В результате интенсивных физиологических процессов температура у матери после  родов может повыситься  (нормой является повышение до 38 ?С), а температура  у новорожденного имеет тенденцию понижаться.

Это связано с тем, что кожа младенца очень тонкая и влажная, она быстро теряет тепло, а собственная терморегуляция у него пока не налажена (как и регуляция дыхания и пищеварительная функция). Температура новорожденного  составляет 37,7-38,2 ?С сразу после рождения, в течение 3 часов она понижается на 2 ?С (т.н. «физиологическое понижение»). Ниже этого физиологического уровня температура новорожденного опускаться не должна, т.к. это угрожает жизни младенца. Задача родителей – создать новорожденному оптимальные условия «теплового равновесия».

«Тепловое РАВНОВЕСИЕ» и воплощение «Я»

 На тепловое равновесие влияют и его создают следующие факторы:

  • одежда,
  • температура помещения,
  • питание.

Механизм терморегуляции формируется у младенца в процессе его развития. Чем «зрелее» младенец, тем быстрее запускается у него механизм терморегуляции. Но, тем не менее, все младенцы имеют особенность «замерзать» даже в теплое время года, если их надолго оставляют на свежем воздухе. Эта особенность иногда может привести к необратимым последствиям, т.е. к смерти.

Поэтому следует обратить особое внимание  на соблюдение всех необходимых для поддержания «теплового равновесия» младенца условий. Самое важное для новорожденного —  правильная одежда, сохраняющая  его внутреннее тепло, и регулярное питание.

Развитие функций дыхания, пищеварения и терморегуляции напрямую зависят от того, насколько гармонично образуют между собой взаимопроникающую связь 3 части его целостного существа – физическое, эфирное и астральное тело. Четвертой частью человеческого существа, отличающей его от высших животных,  является его «Я» (Ich-Organisation). «Я» развивается по мере созревания человека и позднее начинает играть определяющую роль  в процессе терморегуляции. До тех пор, пока система терморегуляции не созрела,  «Я» управляет человеком как бы «издалека». Зрелая система терморегуляции полностью переходит в непосредственное ведение «Я», оно управляет теплообменом и регулирует его.

Тепловая организация человека дает ему возможность в течение всей жизни поддерживать постоянную температуру тела – между 36,5 и 37 ?С.  Когда мы болеем, температура повышается или понижается.

Тепло дифференцированно присутствует в организме – все органы имеют разную температуру. При средней температуре воздуха 20?С температура кожи на поверхности под обычной одеждой составляет 34-34,8 ?С (комфортно человек чувствует себя  при 32-35?С на поверхности тела). Мочки ушей и кончик носа намного холоднее – 22-24?С. Кожа,  покрывающая кости и сухожилия, имеет меньшую температуру, чем кожа, покрывающая мускулы. Температура внутренних органов тоже различна. Внутреннюю температуру определяют по температуре прямой кишки – 36-37,2?С. в течение дня температура меняется, максимальная – между 17 и 20 часами, минимальная – между 3 и 6 часами утра.

Заботиться о поддержании собственного тепла следует потому, что оно необходимо для развития и  воплощения «Я», т.к. только в «Я» воплощается духовное (Дух) в человеке.

Именно поэтому следует избегать крайностей в гигиеническом воспитании детей – закаливания и создания «тепличных» условий. Ребенок должен тратить внутреннее тепло на воплощение своего «Я», а не на сбалансирование неразумного теплового режима.

ОДЕЖДА как оболочка нашего «Я»

Любое творение, «становящееся»  в мире, нуждается в оболочке, защищающей воплощающийся в этом творении дух от пагубного воздействия «ставшего» и преходящего, до тех пор, пока не будут выполнены возложенные на это творение задачи. В этом смысле и следует рассматривать нашу одежду. Мы должны научиться видеть и оценивать нашу одежду как оболочку нашего «Я», которая должна помогать нам в выполнении  наших предначертаний.

Одежда – это защитная оболочка, которая отделяет нас от Целого. Мы создаем и выбираем ее сами. Из всех живых творений только человек настолько выделен из природы, что самостоятельно должен решать эту задачу. Это предопределило его роль как самосознающей личности (ichhafter Mensch). Человек усиливается и зреет в столкновении с природой и окружающей средой. В той мере, в какой он сознает и узнает физические, жизненные и духовные силы, определяется его способность видеть что (в том числе и одежда) и как оказывает на него влияние.

Знание всех связей, определяющих качества натуральных и искусственных материалов, дает человеку возможность наиболее полно раскрыть свою свободную духовную сущность. Не следует забывать, что любая оболочка пронизана определенным духовным содержанием и, соответственно, проницаема для определенного духовного содержания. Воздействие ее на человека приобретает т.о. огромное значение (т.е. далеко не все равно, из нефти или из шерсти сделана наша одежда).

ХОРОШАЯ ОДЕЖДА для человека – какая она?

Для того, чтобы обеспечить себе физический комфорт и душевно-духовную гармонию, человек должен понимать, что  он (как тепловое существо и самосознающая личность) определенным образом  может влиять на свои физиологические процессы.

Задача одежды — помогать человеку вырабатывать и поддерживать собственное тепло, защищать от теплопотери, а также от перегрева и застоя тепла. Одежда должна обеспечивать достаточную вентиляцию кожи и поверхности тела и испарение выводящегося пота. Одежда не может полностью взять на себя эту функцию, но она должна быть устроена таким образом, чтобы не мешать ей и не нарушать ее, поскольку самочувствие человека в большой мере зависит от правильного функционирования кожи.

Работоспособность и энергия, необходимые «Я» для выполнения своих земных задач, тесно связаны с правильным функционированием всех систем организма (и наоборот).

Известно, что человек в процессе обмена веществ (сюда относятся дыхание, движение и питание)  производит определенное количество тепла. Выделение тепла многократно увеличивается при усиленной физической деятельности. Оптимальная с точки зрения физиологии температура тела должна поддерживаться на уровне ок. 37 ?С. Температура крови регулируется гипоталамусом и зависит от того, насколько полно воплощается в человеке «Я».

 Кожа, пронизанная периферийными кровеносными сосудами, сужающимися и расширяющимися в процессе терморегуляции организма, выполняет  ту же функцию, что и одежда.

Благодаря своей коже человек может при перегреве избавляться от лишнего тепла через испарение пота. Тело человека содержит около 5 литров постоянно циркулирующей жидкости (не надо забывать, что человек вообще на 80% состоит из воды). При длительной физической нагрузке он может выделять до 1 литра пота в час, в отдельных случаях еще больше. Выделенный пот испаряется с кожи и организм охлаждается. Если испарение пота затруднено – из-за неподходящей одежды или застоя тепла — человек может впасть в коллапс, т.к. система кровообращения не выдерживает перегрузки.

 При переохлаждении человек оптимизирует теплообмен за счет усиления интенсивности обменных процессов, возникающей как следствие напряжения мускулатуры и сильной дрожи  и может некоторое время поддерживать температуру тела. У человека, находящегося в бессознательном состоянии, эти рефлексы не работают, именно поэтому так часты случаи замерзания пьяных на улице.

Повышение температуры тела при переохлаждении многократно усиливает нагрузку на дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Только устойчивая и здоровая система кровообращения  может ее выдержать без последствий.

Точно так же, как справляется с изменениями температуры человек, должна в идеале справляться и его одежда, обеспечивая оптимальный «климат», т.е. тепловое равновесие,  на периферии человека. Тепловое равновесие освобождает силы, необходимые  человеку для свободной внутренней, духовной работы (равновесие обеспечивает и правильное питание).

Решающую роль при определении этого состояния играет индивидуальный момент (у каждого свои ощущения). Но также сильно на него влияют влажность воздуха окружающей среды и «климат», создающийся под одеждой (благодаря одежде). Чем больше влажность воздуха, тем меньше кожа испаряет. Чем суше воздух, тем больше испарение и тем больше человек хочет пить.

Кроме того, существенным фактором является ветер – все знают, как быстро замерзаешь даже при небольшом ветре, если одежда слишком легкая. Т.е. соответствующим образом защищающая одежда  обязательно необходима даже при минимальных колебаниях воздуха.

Насколько указанным требованиям соответствуют использующиеся для  тканей материалы, можно решить, только основательно их узнав.

Для современного человека при  оценке ткани существенными являются: климатические особенности окружающей среды, задачи человека и сфера  его деятельности, индивидуальные потребности и предложение на рынке текстиля. Вне внимания остается множество факторов, которые могли бы сделать наше представление о «безупречной одежде» более полным.

Образование СТАТИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРИЧЕСТВА в тканях и одежде

Статическое электричество относится к разряду жизненных явлений,  с которыми мы постоянно сталкиваемся, но очень немного о них знаем.

Человек по природе своей – носитель определенного электрического потенциала, как и большинство вещей и существ на Земле. Его пронизывают электрические потоки, можно измерить электрический заряд как человека, так и каждого из его органов в отдельности[1]. Но для человека необходимо, чтобы электричество не накапливалось, а отводилось. Все знают, как неприятно, когда одежда и вещи липнут, трещат и искрят, бьют током, и все стремятся от этого избавиться.

Ткани, не отводящие  статическое электричество, негативно влияют на здоровье человека (хроническая усталость, сонливость, слабость, нарушение концентрации внимания, головные боли, боли невралгического характера). Одежда, в которой накапливается статическое электричество, затрудняет  интеллектуальную (духовную) деятельность, снижает способность к концентрации, увеличивает нагрузку на нервную систему.

Статическое электричество образуется и в натуральных шерстяных тканях, но легко из них исчезает, если только шерстяное волокно не было подвергнуто специальной предварительной обработке, лишающей волокно его природных качеств. Шелк тоже создает небольшой электрический заряд. Каждый может наблюдать легкое потрескивание при снятии одежды из шерсти или шелка, которое неизбежно возникает, если не было возможности отвести электричество – через воздух или землю, т.е. если человек носит обувь с резиновой подошвой или из других искусственных материалов или если покрытие пола обладает изолирующими свойствами.

Все материалы, волокна которых обладают способностью  впитывать влагу, имеют незначительное  влияние на человека с точки зрения накопления статического электричества. В отличие от материалов из синтетических тканей, обладающих водоотталкивающей способностью. Способность одежды и белья из синтетических тканей «приклеиваться» к телу и сильно пачкаться связано с накоплением ими статического электричества.

Люди, незнакомые с производством синтетических волокон, даже не представляют себе, сколько трудностей возникает на каждом этапе производства из-за статического электричества.(Не вдаваясь в тонкости производства синтетических волокон, обратим внимание только на то, что  электричество связано с деятельностью физического тела человека, но не с его духовной сущностью. Оно может негативно влиять и на духовную сущность, но только в той мере, насколько его физическое тело  способно отражать явления духовной жизни. На бытии свободного духа оно не отражается.)

Попытки максимально снизить статическое электричество искусственных волокон и в производстве, и в конечной продукции постоянно предпринимаются в промышленности. Но они являются по существу бессмысленными: проблему эту невозможно решить по той простой причине, что ни один продукт нельзя освободить от сущности его образующих. Хотя действенным средством в этом направлении промышленники считают антистатическую обработку волокон, но она действует только на поверхность волокна и впоследствии уничтожается при обработке тканей растворами-закрепителями краски.

Синтетические волокна никоим образом не соответствуют гигиеническим требованиям к одежде. Нужно знать, что все химические вещества, которыми обрабатывались волокна и ткани, нарушают  активную деятельность организма человека  и выведение шлаков. Чуждые химические вещества вместе с потом проникают в организм человека, попадают в кровь и включаются в обменные процессы, вызывая нарушения и недомогания.

Осознавая, что образование статического электричества является в известной мере его природным свойством, человек все-таки стремится от него избавиться, как от чего-то ему неприятного. Лучше всего в этом стремлении человеку может помочь одежда из шерсти и шелка.

Какие ТКАНИ годятся для одежды человека

Человек – единственное существо на Земле, которому позволено самостоятельно выбирать себе оболочку. Животные избавлены от необходимости думать – чтобы мне  сегодня надеть? Человек думает об этом каждое утро. Вопрос только, как думает. Насколько он сознает возложенную на него Природой ответственность.

Люди  думают, что  отношения с одеждой являются односторонними, т.е. они исчерпываются только их выбором (на который влияет мода, цена, красноречие продавца и т.п.). Им  даже в голову не приходит, что одежда, которую они носят, в свою очередь  активно влияет на них.

Одежда – наша «вторая кожа», т.е. часть нас, и поэтому наши взаимоотношения должны быть гармоничны.

Кожа – это тот орган, благодаря которому человек соприкасается с окружающим миром, отделяется от него и соединяется с ним. Это орган, в котором отражается вся человеческая индивидуальность, деятельность всех органов тела (в первую очередь нужно упомянуть дыхание, деятельность почек и циркуляцию). Благодаря своему строению и связи со всеми составляющими человеческого существа, кожа обладает способностью отводить газы, жидкости, продукты разложения и тепло, вырабатывающееся в процессе обмена веществ  и во время болезни.

Кожа обладает не только отводящей, но и впитывающей способностью. Выведенные вещества могут частично впитаться в кожу и через нее поступить в кровь, если носимая человеком одежда не отвечает гигиеническим требованиям.

Человек должен осознать, насколько важным в его жизни является питание (то, из чего он себя строит) и одежда (внешняя оболочка человека, которая и отделяет, защищает его от мира, и помогает ему существовать в этом мире).  К выбору одежды надо подходить сознательно – и с точки зрения физического, и с точки зрения духовного здоровья.

Функции одежды сходны с функциями кожи. Материалы, из которых шьется одежда, должны быть способны выполнять функции, сходные с функциями кожи, и быть максимально близки по составу с его организмом. Именно поэтому исходное сырье (в пищевой или легкой промышленности) имеет огромное влияние на физическое и душевно-духовное здоровье человека.

Ведь, несмотря на все достижения современной науки, ни один предмет (продукт) невозможно полностью освободить от его сущности.  Разумная одежда обеспечивает гармоническое протекание процессов в физическом теле человека, что, в свою очередь, обеспечивает воплощение его «Я», проявление его душевной сущности (Seelenswesen). Человек должен научиться именно такому целостному взгляду на мир и на свою жизнь, для того чтобы не стать бездуховным рабом мира современной компьютерной техники и электроники.

ТРЕБОВАНИЯ к одежде, сформированные на основе ЦЕЛОСТНОГО ПОДХОДА к человеку:

  1. Одежда должна согревать и защищать. При этом она должна быть в состоянии приводить в соответствие выработку тепла человеческим телом  с погодными условиями, так чтобы человек чувствовал себя гармонично. Это означает, что ткани и одежда  должны не допускать ни переохлаждения, ни перегрева, препятствовать застою тепла и влаги и стимулировать деятельность кожи.[2]
  2. Одежда не должна нарушать процессов кожного дыхания.
  3. Важное требование к одежде в наш век – способность отводить статическое электричество.

СОВРЕМЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ для одежды и их свойства

Рассмотрим использующиеся для современной одежды материалы и их свойства.

СИНТЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ распадаются на две группы: волокна на основе целлюлозы[3] и волокна на основе минеральных элементов (уголь, известь, нефть).

Из целлюлозных волокон производят следующие ткани: вискоза (регенерат целлюлозы), ацетат (дериват целлюлозы) и модал (остатки целлюлозного волокна).

Вискоза – хорошо впитывает воду и пот, гигроскопичность ее почти такая же, как и у хлопка. Промокнув, долго сохнет. В сыром состоянии уменьшается прочность ткани. Используется для производства декоративного нижнего белья, летних тканей (платья, блузки), а также в смесовых тканях.

Ацетат – влагоотталкивающий и не гигроскопичный материал. Более жесткий и неподатливый на ощупь, чем вискоза. Используется для производства подкладочных тканей и ниток для шитья. Обработанный ацетат : триацетат, трицел, арнел.

Модал – обладает теми же свойствами, что и вискоза. Используется для производства штапельного полотна.

Синтетические волокна на основе минеральных элементов – продукт исключительно человеческой деятельности. Минеральные элементы (уголь, вода, известь, нефть и др.) подвергаются длительной химической обработке (растворяются, расплавляются) до получения однородной массы, которая пропускается под давлением через специальные насадки. Т.о. получаются нити, которые подвергаются дальнейшим видам обработки в зависимости  от того, для каких целей предназначаются ткани.

Самые известные синтетические волокна и ткани (торговые марки) из них:

полиамид Grilon, Nylon,Nylsuisse, Perlon
полиэстер Dacron, Terylrnr, Trevira
полиакрил Dralon, Leacryl, Orlon, Courtelle
поливинилхлорид Movil, Rhovyl
полиуретан Dorlastan, Lycra

Свойства этих волокон:

  • Образование статического электричества,
  • Большая прочность на разрыв,
  • Устойчивость к химическим воздействиям,
  • Низкая способность впитывать (связывать) запахи
  • Низкая гигроскопичность
  • Водоотталкивающая способность
  • Пожароопасность
  • Пропускают ультрафиолетовые лучи

Все эти ткани практически не соответствуют выше приведенным требованиям. Производители подчеркивают, в основном, легкость ухода за тканями подобного типа и ничего не пишут об их отрицательных свойствах.

НАТУРАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ бывают животного (шерсть, шелк) и растительного происхождения (лен, хлопок).

Шерсть и шелк — белковые протеиновые волокна, наиболее близкие организму человека (к натуральным белковым волокнам относятся шерсть, волосы, шелк).

Появлением шелка мы обязаны шелкопряду (Bombyx mori) – бабочке, проходящей полный цикл превращения (бабочка-яйцо-гусеница-куколка-бабочка). Разводить шелкопряда стали в Китае еще в 6-ом веке до нашей эры и очень долго скрывали секрет производства шелка. Нить шелка-сырца – двойная, она состоит из фиброина и покрыта защитной оболочкой из шелкового клея (серицина) и шелкового луба. Химический состав шелка: в зависимости от происхождения 72-81% фиброина, 19-28% серицина, 0,5-1% жир, 1,0- 1, 4% красящих и минеральных веществ. Фиброин обладает способностью связывать кислоты и щелочи, но более устойчив к щелочам.

Натуральный шелк гигроскопичен и впитывает до 30% жидкости от своего объема, без ощущения влажности ткани. Он обладает высокой степенью прочности, которую превосходят лишь некоторые синтетические волокна. Из натуральных волокон шелк обладает самой большой прочностью на разрыв. Опыты показали, что нить длиной 1 м удлиняется на 116 см, прежде чем порваться.

Шерсть (в настоящей книге рассматривается прежде всего овечья шерсть) играла важную роль уже в жизни «библейских» народов. Овца, как свидетельствует Библия, была для древних народов Востока основой благосостояния и валютой. Этим она обязана уникальным свойствам шерсти.

  1. Шерстяное волокно состоит  из белка кератина (из него же состоят человеческие волосы), т.е. из рогового вещества (Hornsubstanz). Шерстяное волокно имеет шечуйчатую структуру. Основным его отличием от других волокон является способность впитывать влагу (до 35% от собственного веса). Благодаря естественной извитости шерстяного волокна, а также и методам выработки тканей из него (прядение, ткание, вязание), изделия из шерсти содержат большое количество воздуха. Этим объясняется уникальная способность одежды из шерсти сохранять внутреннее и наружное тепло в соответствии с потребностями человеческого организма.
  2. Даже гарусная (самая плотная, сильно скрученная) шерстяная нить содержит 40% шерсти и 60% воздуха от своего объема. Содержащийся в шерсти воздух имеет определяющее воздействие на способность теплоизоляции.  Для сравнения: хлопчатобумажное волокно содержит только 20% воздуха и 80 % хлопка от своего объема. Естественную извитость шерстяного волокна многократно пытались имитировать при создании химических волокон, для того чтобы достичь такого же соотношения  волокна и воздуха в ткани. Исследования показали, что достигнутая с большими усилиями рыхлость волокна в носке (под механическим воздействием) очень быстро исчезала. И, как следствие, теплоизоляционная способность  существенно снижалась. Шерсть же сохраняет в носке свою рыхлую структуру очень долго.
  3. Шерстьматериал, легко впитывающий влагу, образующуюся в результате испарения на поверхности кожи. Шерсть абсорбирует до 1\3 влаги от веса сухого волокна и выводит ее наружу (благодаря  включениям воздуха в волокнах). При этом у человека не возникает ощущения влажности одежды. Выделяемый кожей пот впитывается бесчисленными тонкими завивающимися нитями шерстяной ткани и испаряется вместе  с бесчисленными микропузырьками воздуха, находящихся в волокнах шерсти. Кожа дышит. Кожные выделения, находящиеся в поте и воздухе, которым дышит кожа (Hautatemluft),  не впитываются в кожу снова (что происходит, когда человек носит «неправильную» одежду). Вещества, образующиеся на периферии тела в процессе дыхания кожи (например, двуокись углерода) беспрепятственно отводятся. Эта  способность  придает шерсти  высокую гигиеническую ценность. Те, кто носил или носит нижнее белье из искусственных материалов, обязательно обратит особое внимание на это свойство шерсти. Нижнее белье из шерсти никогда не прилипает к коже.
  4. Шерсть обладает также очень ценной способностью к отталкиванию влаги окружающей среды. Если испаряемый кожей пот шерсть впитывает (наружная оболочка шерстяного волокна \ epicuticula\ пропускает пот и впитывает его), то льющаяся вода практически не впитывается шерстью. Это свойство шерсти усиливается благодаря природной смазке шерсти – ланолину. Капли дождя просто скатываются с шерстяной ткани. Согласно статистическим данным, приводящимся в специальной литературе, максимальной способностью к абсорбции водяного пара обладает шерсть, близко к ней находится шелк; далее с большим отрывом идут хлопок и химические волокна.
  5. На качество ткани влияет также то, как она реагирует на окраску. Шерсть хорошо впитывает красящие вещества, ее можно покрасить в любой желаемый цвет.
  6. Шерсть эластична. Поэтому она сохраняет форму и хорошо носится. Взятые по отдельности волокна полиамида и полиэстера обладают большей прочностью на разрыв, чем волокна шерсти. Но  в ткани  или в вязаном полотне прочность шерсти удовлетворяет требованиям данного теста.
  7. Водо- и грязеотталкивающая способность тканей связана со способностью накапливать статическое электричество. У разных тканей лона различна. Почти все синтетические ткани в носке накапливают гораздо больше статического электричества, чем шерсть или шелк. Поэтому частички пыли и грязи пристают к синтетическим тканям. Натуральная шерсть обладает выдающимися грязеотталкивающими свойствами и легко моется деликатными моющими средствами.
  8. Уникальным свойством шерсти является способность «связывать» запахи. Все запахи, возникающие при испарении пота и в процессе функционирования кожи, шерсть впитывает, в результате происходящей химической реакции все неприятные запахи уничтожаются. (Если этому не препятствуют подкладка, рубашка и т.п. из искусственных материалов). Одежда из синтетических волокон наоборот награждает своего хозяина букетом неприятных запахов.
  9. Помимо способности сохранять тепло, шерсть еще обладает способностью легко массировать кожу. Завивающиеся волокна шерсти покрыты тоненькими волосками, которые постоянно легко массируют кожу, что улучшает циркуляцию крови в коже и способствует согреванию. Одежда из шерсти как бы «парит» над кожей, согретый воздух между кожей и одеждой выполняет теплоизолирующую функцию, предохраняя человека от переохлаждения. Даже если человек сильно вспотеет, этот эффект сохранится.

Когда ткани из других волокон намокают и лежат на коже как компресс, чудесные волокна шерсти продолжают впитывать и отводить влагу, тем самым сохраняя необходимое человеку тепло.


[1] Не нужно также забывать, что в настоящее время на человека оказывается дополнительная большая нагрузка электромагнитными полями Земли и полями от бытовых приборов и устройств

[2] Автор книги полемизирует с распространенным мнением о том, что « способность одежды удерживать тепло зависит от толщины воздушной прослойки между одеждой и телом» (J. Mecheels) и никак не зависит от материала. Это верно только  для температуры  около 20 ?С.  Но ведь материалы, используемые для одежды (шерсть, лен, хлопок, шелк, ткани из искусственных волокон) по натуре своей  совершенно различны: лен, например, холодный, шерсть – теплая. См. стр. 38 оригинала.[3] Целлюлоза производится из хлопкового пуха (линта) и различных видов древесины. Ее химический  состав образуют  углерод, водород и кислород

Антропософия — учение, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером с целью открыть широкому кругу методы достижения так называемого «духовного созерцания», а также результаты проведённых с помощью такого созерцания исследований. Является самой развитой школой западного эзотеризма. На основе антропософии Рудольфом Штейнером была основана вальдорфская педагогика, лечебная педагогика, антропосо?фская медицина, биодинамическое сельское хозяйство, основы трёхчленности социального обустройства общества, эвритмия и многое другое.

Известные последователи учения:

  • Рудольф Штайнер — основатель учения;
  • Андрей Белый;
  • Лев Кобылинский;
  • Максимилиан Волошин;
  • Василий Кандинский;
  • Андрей Тарковский;
  • Бруно Вальтер;
  • Сельма Лагерлёф;
  • Сол Беллоу;
  • Йозеф Бойс;
  • Альберт Швейцер;
  • Виктор Ульманн;
  • Чехов, Михаил Александрович.
  • Карен Араевич Свасьян

W.Ch. SIMONIS. Wolle und Seide — Der Mensch als Waermewesen — Bekleidungshygiensiche Betrachtungen. — Stuttgart, Verlag Freies Geistesleben, 1995.\

Перевод — ЕЛЕНА ДРАНОВА

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика