Дети в пять, шесть лет такие весёлые, счастливые, любознательные

lyuboznatel'nye-deti

Евгения Кац: Они всем интересуются, всё хотят сами попробовать, готовы чему-то новому сами учиться, и с гордостью показывают: «Смотри, я САМ научился, меня никто не учил!» И глаза светятся,они готовы играть сами, придумывать, скакать слушать и включаться в новые игры. А потом начинается… Иногда мне кажется, что у многих детей, да и у многих родителей ощущение беззаботного детства на этом заканчивается.

Впрочем, у некоторых такую же реакцию вызывает поход в детский сад. По моим наблюдениям многие шестилетки, не ходящие в школу, решают задачи лучше, чем первоклашки. У первоклашек уже рефлекс — есть числа, значит, надо складывать, чего там рассуждать, если надо писать, а не думать. Пишут они быстрее дошколят, а вот думают реже. Есть школы и учителя, с которыми детям легко и спокойно, но таких не так уж много.

Даже если ребёнок прекрасно читает и считает, его всё равно найдётся, за что пожурить. Не отступил нужное количество клеточек. Умножил число яблок на число тарелок, а надо было наоборот — число тарелок на число яблок.

Со школой у детей во много раз вырастает число дел, которые они ДОЛЖНЫ делать, хотят они того или нет, но совсем не всегда  растёт число ВОЗМОЖНОСТЕЙ, хотя дети явно взрослеют. Чем старше, тем сильнее гонка: «быстрее делай уроки, иди на кружок, скорее ешь, скорее собирай портфель на завтра! Скорей, скорей! Не остаётся времени для «бессмысленных» занятий, типа «помечтать», «почитать книжку в тишине», «просто порисовать», «запустить в ручье кораблик», «проверить глубину лужи».

Просто раньше ребёнок старался быть хорошим для себя, для мамы с папой, а теперь ему все взрослые рассказывают, чего и как он должен делать. Казалось бы, выросли обязанности — надо дать побольше и самостоятельности, но во многих семьях этого не происходит. Ребёнок учится всё лучше выполнять чужие задачи, просьбы и требования, но не учится сам ставить и решать задачи, сам  придумывать себе дела и занятия, самостоятельно распоряжаться своим временем…

Вспомните себя в первом классе. Вы помните, как было сложно?

Если вы не помните, как вы учились писать прописными буквами, возьмите ручку не в ту руку, которой вы привыкли писать, и попробуйте списать пару строчек или нарисовать пару китайских иероглифов. А теперь попробуйте честно оценить свои каракули. Красиво? Похоже? Но ведь вы старались! И в какой ситуации вам захочется продолжать? Если вас обругают за кривые буквы — или если поддержат и скажут, что уже лучше, чем в прошлый раз?

Представьте себе человека, который учится водить машину. Если инструктор будет постоянно кричать и ругаться, то ученик будет нервничать ещё сильнее, машина будет глохнуть, а ученик — судорожно впиваться в руль. А ведь дети часто оказываются именно в такой ситуации: им трудно, они стараются изо всех сил, а их ругает сначала учительница, а потом ещё и мама дома добавляет.

Я исхожу из позиции, что каждый старается сделать максимально хорошо. Помните, есть такой тезис, что «дети ведут себя хорошо, если могут». Это верно и для родителей, и для учителей тоже! И если у учительницы в классе 8 тихих и примерных девочек, ей нет смысла повышать голос. А если трое подвижных мальчиков скачут, как обезьяны, по партам, под партами, по столам и уже почти по головам, то учительница повышает голос не со зла, а потому что у неё не осталось сил на иные воспитательные меры.

А у этих троих шестилетних мальчишек не осталось сил на то, чтобы спокойно сидеть ещё 40 минут. Дети в первом классе тоже весёлые и смышлёные, но уже видно, что их начали причёсывать под одну гребёнку. Но самое сложное для меня как для мамы было — продолжать видеть в этом школьнике, который что-то пропустил на уроке, потерял сменку, забыл портфель, не сделал домашнее задание — видеть в нём того же жизнерадостного малыша, каким он был до школы. И придумывать поводы для радости. И хвалить за малейшие успехи.
А вы помните себя в первом классе?
Как звали вашу первую учительницу?
Какая она была?

Оригинал

 

Фото Юлии Зальновой

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика