Девочки и гендерные роли: смена ролей

gendernye-roli

Марина Озерова, педагог, психолог: Дождались про девочек. Что случается с представлениями о мужском и женском образах у девочки?

Вот мама привела девочку первый раз в группу, девочка прячется за ее юбку. Что ей говорят? «Как тебе не стыдно!». Хотя застенчивость всегда была женским положительным качеством и ценилась.
Вернемся к воспитательницам: какие девочки наиболее положительно оцениваются? Всегда стремятся помочь, любят выступать или рассказывать стихотворения, бойкие, не стеснительные, инициативные, активные. Это кто? Это мужской образ с маскулинной активностью! К тому же, девочке приходится подсознательно «сражаться» за внимание «главного взрослого» — воспитательницы.

В условиях семьи, даже очень многодетной, невозможно представить ситуацию, когда столько сверстников. Даже если очень много детей в семье, то за исключением случаев двоен-троен, это разновозрастные дети, а значит, у них разные потребности. Но здесь целая большая группа сверстников с одинаковыми эмоциональными потребностями. Дети вынуждены подсознательно соревноваться за «место под солнцем» — внимание воспитательницы.

Поэтому девочка формирует скрытую агрессию — это ЕЕ воспитательница, ЕЕ подружки и т.п. такая воинствующая позиция не свойственна женскому образу — в семье девочки как раз проявляют заботу по отношению к маленьким.

Может, и сами того не желая, воспитательницы и учительницы в начальной школе «подыгрывают», выталкивая девочек на активную позицию, превосходящую мальчиков. Мальчики (в целом) чаще начинают устный ответ примерно так: «Ну это… там такое…это…», на что педагог говорит: «Петров! Сначала подумай, а потом отвечай!», и тут встает девочка и: «бал-бал-бал-бал-бал» — звонким и четким голосом. В садике скорее девочка вызовется выступать, петь и рассказывать стишки на утреннике, нежели мальчик. Да и воспитательницы скорее поставят девочек на «ведущие» роли, нежели мальчиков.

Про начальную школу мы уже поговорили — что программа в целом не рассчитана на то, что дети бывают разного пола и среди них встречаются и мальчики. Нейропсихологи утверждают, что к первому классу разница в развитии между мальчиком и девочкой примерно в год! Представьте, какая это огромная разница для эмоционального развития! То есть, с 6-летними девочками должны бы учиться 7-летние мальчики.

Да еще и физически зачастую девочки превосходят мальчиков-ровесников. Мальчик что-то нашалил, смял девочке тетрадку и еще что, а она его берет за шкирку, как котенка, и лупит линейкой — она ж его на голову выше и в полтора раза шире в плечах!

Какой же это образ защитника? Как быть за «каменной стеной»?

То есть, девочка мало того, что стоит на более активной и успешной позиции в течении НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ по сравнению с мальчиком, она получает черты маскулинного образа и учится подавляющей и опекающей модели поведения. Модели поведения заменяются на чисто противоположные. Она постоянно демонстрирует свое превосходство над мальчиком, она «вхожа во власть» — воспитательница и учительница к ней более благосклонны; если учительнице некогда — девочка проверит, сделана ли домашняя работа у соседа по парте и поможет ему найти и исправить ошибки.

В общем, девочка выносит следующие подсознательные установки: женщина главная, сильная, независимая, она все может, а мужчина это такое убогое сознание, которого нужно за ручку вести и за которого нужно все проблемы решать. Что из этого получается в будущем? В семье ссоры, и вместо конструктивной работы женщина думает: «да ладно, сама справлюсь, ерунда какая, подумаешь — муж! подумаешь — развод!». Образ мужа как таковой совсем не имеет ценности. Мужа вообще подбирают из жалости (не он завоевывает женщину, а она его пожалела и взяла), а если «плохо себя ведет» — выкидывают. Зато женщина — она ого-го, и коня на скаку, и что угодно. Представления о семейных ролях и моделях поведения мужчины и женщины закладываются в раннем и дошкольном детстве, как раз тогда, когда окружение заставляет мальчика и девочку меняться ролями.

Оригинал

Фото Юлии Зальновой

Вебинары Марины Озеровой: 

Бесплатная онлайн-лекция «Чтение как Приключение»

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2020. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика