Для чего нужна песочная терапия?

Часто руки знают, как решить загадку,с которой интеллект боролся напрасно.

К.Г.Юнг

Екатерина Хломова, психолог, системный и гештальт терапевт:

Я — детский психолог, я веду тренинг общения «Сказки на песке» в семейном центре «Ученый кот», а также провожу консультации. У меня в кабинете есть огромный стол с песком и 2 шкафа с фигурками. На группу приходят 5-6 детей. Всего раз в неделю, чтобы провести 40 минут в моей «песочной стране». За это время им предстоит договориться, кто сколько займет места, кому достанется фигурка, а также сообщить другому, что мне важно, дать отпор агрессивному ребенку, заметить стеснительного и поделиться с ним, послушать другого, пока тот рассказывает свою сказку и т.д. Здесь каждый ребенок сталкивается с теми же трудностями, что и вне этого кабинета и решает их при помощи психолога и группы.

 История создания метода «Песочная терапия»

Психологи стали использовать песок в своей практике почти 100 лет назад. Теоретической основой работы с песком считается  техника активного воображения К. Юнга. Ну а автором метода «Песочной терапии» признана швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф. Она рассматривала картину, созданную ребенком на песке, как отражение его душевного состояния. По ее мнению, это игровой способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи и избавиться от них, преодолеть эмоциональное напряжение.

С чем работает песочная терапия?

Метод песочной терапии можно использовать в работе с детьми от трех лет со следующими сложностями:

  • различные формы нарушений поведения;
  • сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками;
  • психосоматические заболевания;
  • повышенная тревожность, страхи;
  • сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальных ситуациях (детский сад, школа);
  • неврозы.

Как проходит песочная терапия?

Ребенок выбирает фигурки и создаёт на песочном подносе свой мир. Психолог может задать тему работы в зависимости от трудностей, обозначенных родителями и самим ребенком («Я и моя сестра», «Мои родители», «Я в школе», «Мои дети и я», «Мои страхи», «То, что со мной происходит сейчас» и т.д.) После завершения постройки ребенок рассказывает о своём мире, а терапевт задаёт ряд необходимых вопросов (из знания архетипов фигурок, а так же их местоположения, материала и др. важных факторов для анализа). В момент постройки и обсуждения постепенно происходят изменения относительно затронутой темы. Проиграв свои проблемы в миниатюре, ребенку становится легче обращаться с ними в повседневной жизни (противостоять напору одноклассников, выразить свою обиду родителям и т. п.).

За счет чего это работает?

Психолог знает значение фигурок и может проинтерпретировать, о чем говорит построенная композиция. То есть, песочная картина расскажет за ребенка обо всех его трудностях, чтобы психолог мог наиболее эффективно выбрать стратегию работы, правильно задать вопросы. Существует карта, согласно которой песочница разделена на ряд секторов, каждый из которых имеет определенное значение.

Разыгрывая на песке разнообразные сказочные сюжеты, маленький человечек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных проблем. Этот опыт «попадает» в бессознательное и некоторое время перерабатывается в нем. Чуть позже наступает момент, когда мы можем заметить в поведении ребёнка определённые изменения, то есть, со временем, он начинает применять в реальности свой «песочный» опыт.

В чем особенности и преимущества этого подхода?

Цель песочной терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой.

Возможность самовыражения в песочной терапии не ограничена словами. Особенно это может помочь детям, еще пока не чувствующим себя непринужденно в мире слов. Создавая сам или с вашей помощью свой мир на песке, ребенок чувствует себя волшебником: он не боится что-то менять, ломать старое или строить новое.

Кроме того:

  • Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активирует возможности самоисцеления, заложенные в детской психике.
  • Дает возможность попробовать новые способы построения отношений и разрешения конфликтов, позволяет от роли жертвы перейти к роли создателя.
  • Ребенок в процессе песочной игры выражает свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов. Снижается уровень тревоги и усиливается уверенность в себе. Ребенок постепенно берет на себя ответственность за свои действия.
  • В процессе работы меняется отношение к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим. Работа с песком формирует коммуникативные навыки (особенно актуально для работы в группе).
  • Ребенок может на своем символическом языке рассказать взрослым о том, что его беспокоит, выразить, как он относится к себе, к родителям, к событиям в своей жизни, к окружающим людям.

 Что можно сделать дома?

Можно купить, например, в «IKEA» большую пластиковую коробку голубого цвета и на две трети засыпать светлым песком для аквариума, купить набор маленьких фигурок (дикие и домашние животные, рыбы, птицы, насекомые, динозавры, добрые и злые персонажи, монстры, мебель, и т. п.), найти камешки, ракушки, бусы и предлагать ребенку пару раз в неделю.

При этом важно не мешать крохе играть с песком, не осуждать его действия, ни в коем случае не интерпретировать вслух то, что вы видите (это может правильно сделать только профессионал). Лучше ничего не спрашивать. Ребенок просто отреагирует в песочнице какие-то свои переживания, проиграет важные для него моменты жизни. При этом мама выступает не в роли психолога, а в роли принимающего и не критикующего родителя. Если Вас что-то беспокоит, Вы можете написать свои вопросы мне на почту — это анонимно и бесплатно. khlomova@gmail.com Также по этой почте вы можете записаться ко мне на очную консультацию в Москве.

Смотрите также открытый урок «Игра и дети». Ведет педагог, автор методики игрового обучения детей разных возрастов Женя Кац
Цикл онлайн-лекций
«Игра и дети» Жени Кац
Вводную лекцию из Цикла
«Игры разума» Евгении и Анатолия Гин

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2021. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика