Игра и мышление
Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте.
Итак, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, т.е. в ней развиваются основные психические процессы и функции, в том числе и то самое наглядно-образное мышление, о котором мы пытаемся рассуждать.
Как мы можем видеть в игре особенности развития мышления дошкольника?
1. Сюжет
В отличие от периода раннего детства, дошкольники играют в сюжетно-ролевые игры. В раннем детстве ребенок отрабатывает одно действие и может механически повторять его, практически не меняя деталей. Например: девочка играет в кормление малыша (куклы). Она множество раз «предлагает» ему «еду», и «ест» за него, т.е. озвучивает («ням-ням» и т.п.). Это может продолжаться сколь угодно долго без изменений, меняется только «меню» — те предметы, которые используются в игре. В раннем детстве ребенок организует пространство, отрабатывает действия, его целью является манипуляция предметами. В дошкольном детстве ребенок подчиняет пространство ИДЕЕ, его целью является развитие сюжета и проигрывание различных ролей.
Мы обращаем внимание на то, может ли ребенок:
- самостоятельно придумать сюжет (как правило, на основе проигрывания услышанных произведений, разыгрывания бытовых сценок из повседневной жизни, осуществлении своих ожиданий (как то — хочет пойти с друзьями на прогулку, играет в это));
- самостоятельно развивать сюжет (его игра уже не строится на одном действии, как прежде. сюжет «обрастает» множеством ответвлений, детали изменяются. игра изо дня в день меняет характер и оформление, сюжет не статичен, меняется его наполнение. даже одна и та же игра (например, в строительство дома) раз от раза немного варьируется);
- развить предложенный сюжет (например, взрослым или товарищами по игре).
Также важно, чтобы сюжет имел начало («зачин» игры), развитие (то, что происходит в игре), и, в случае необходимости, логическое завершение. «В случае необходимости» — поскольку игра может продолжаться много дней, начинаясь с одного и того же момента. Если же игра завершается, то сюжет тоже должен как-то заканчиваться.
2. Предметы-заместители.
Умение играть с предметами-заместителями крайне важное и необходимое для развития фантазии и воображения. Именно они помогают становлению наглядно-образного мышления, делают его полнее и ярче. Конечно, мы не отбираем от ребенка все игрушки. Но не стОит загружать детскую всеми предметами, которые могут понадобиться в игре.
Наоборот, старайтесь «вызывать» ситуации, в которых ребенку будет необходима именно та вещь, игрушечного эквивалента которой нет в доме. Чем больше функций берет на себя один и тот же предмет, тем лучше. То есть, вот эта коробочка в зависимости от сюжета превращается то в ящик с кладом, то в сани Емели, то в … И так далее. Чем больше «ролей» у одного и того же предмета, тем лучше.
Выбор предмета-заместителя основан на ассоциации, то есть, чем смелее и отдаленнее ассоциация, тем эффективнее работает воображение и, следовательно, мышление.
3. Умение играть без игрушек.
У современных детей оно, к сожалению, в большинстве случаев не проявляется — нет таких ситуаций. Но постарайтесь их организовать! Когда выезжаете на природу, «забудьте» игрушки, покажите, что за красоту можно устроить из листиков и камушков, и т.п. Это совсем не то же самое, что игра с предметами-заместителями! Может ли ваш ребенок чем-то заняться, сидя в пустой песочнице, даже без лопатки? Может ли он придумаь игру, сидя в автобусе, и глядя в окно?
Умеет ли он играть на лужайке, без единой игрушки? Мы очень часто попадаем в ситуации, когда наблюдаем детей, мающихся от скуки на детской площадке, заполненной самыми разными «лазилками» и развлечениями. Не говоря уже о том, что дети совершенно не знают, что делать с песком, если нет специальных формочек. (Однажды гуляли с девочкой, она так и не смогла играть в песок, пока папа по маминому звонку не привез из дому ворох лопат и формочек. В моем детстве моим подружкам и друзьям для захватывающих игр в песочнице достаточно было самого песка).
4. Роли.
Поскольку игра сюжетно-ролевая, мы обращаем внимание на то, как ребенок умеет:
- назначить роли;
- соответствовать выбранной роли;
- если детей несколько — придумать и распределить роли на всех.
5. Правила
К концу дошкольного возраста формируется произвольность всех психических процессов и сознательное управление поведением. То есть, мы наблюдаем, способен ли ребенок усвоить и соблюдать известные ему правила игры. Более того — если это новопридуманная игра, может ли он разработать ее правила и ясно до всех донести?
6. Умение играть с партнерами.
Насколько эффективно ребенок строит взаимодействие с партнерами в игре? Может ли он найти компромиссы в игре, учитывать чужие границы и соотносить свою роль с ролями окружающих?
7. Умение играть без партнеров.
Д.Эльконин писал, что игра одинаково развивается с реальными или же выдуманными партнерами. Умеет ли ребенок играть с воображаемыми партнерами, или, оставаясь в одиночестве, не сможет играть вообще? (я не говорю, что выдуманные партнеры должны заменить навсегда настоящих — нет, но иногда они могут появляться и это тоже хороший показатель).
Смотрите также открытый урок «Игра и дети». Ведет педагог, автор методики игрового обучения детей разных возрастов Женя Кац
Цикл онлайн-лекций «Игра и дети» Жени Кац