Как маме все успеть?

kak-mame-vse-uspet

Марина Озерова, педагог-психолог:

Как все успеть?

Давно, уж несколько месяцев назад меня спросили, как маме все успевать? Я как-то не успевала написать на эту тему, но вчера спросили снова, и несколько человек сразу, что сподвигло меня все же поговорить об этом.

Скажу сразу — я оказалась совсем неспособной «флай-леди», хотя эта система мне страшно нравится, пока я о ней читаю. Мне кажется, там не предполагается, что у «леди» могут быть дети — тогда все ваши планы и распорядок летят сами понимаете куда. К тому же, я не люблю метаться между делами, а делать все спокойно и до конца, по возможности (15 минут помойте, 15 минут почитайте). Да и смотря что читать — то, что читаю я, за 15 минут не разгрызешь. Еще один минус — я все держу в голове, и совет записывать любой план, даже самый незначительный привел к тому, что утром я впадала в уныние, видя список из 40 дел в ежедневнике.

Подозреваю, что я изобрела велосипед (если не колесо), но вот такие принципы сформулировались у меня, и довольно успешно выполняются:

1. Разделить все дела на три группы по следующим параметрам:

а) по участию в них ребенка:
— те, которые вам необходимо сделать без ребенка (у меня здесь — сидение за компьютером);
— те, в которых участвует ребенок (вы протираете пыль, и он бегает с тряпкой);
— поручения, которые можно доверить ребенку, и он сделает это без вашей помощи (могу сказать, что такие дела находятся уже для ребенка полутора лет, а уж к двум с половиной ребенок может самостоятельно очень много!).

б) по срочности:
— дела, которые вам необходимо выполнять ежедневно, что бы ни случилось (например, приготовить обед, полить цветы, покормить домашних животных);
— дела, которые желательно сделать именно сегодня. Если не успевается сегодня — то в ближайшие дни.
— дела, которые можно сделать сегодня, если вдруг окажется свободная минутка.

в) многим этот пункт покажется странным, но мне он необходим: по степени привлекательности для меня. Я быстрее и лучше справляюсь с тем, что мне нравится, поэтому такие дела я откладываю на вторую половину дня, когда я уже уставшая. А с утра, в боевом расположении духа, проворачиваю то, что сложнее и противнее.
— то, что совсем делать не любите, но это надо;
— то, что вполне терпите;
— то, что любите и доставляет вам удовольствие — такие еще хорошо приберечь для приливов плохого настроения.

2. Когда мы распределили все, что нам надо, организовываем время.

Как известно, многое в наших действиях зависит от установки. Подсознание руководит нами, и надо постараться убедить себя, что вы владеете временем, а не наоборот (если вы только не ссорились с ним, как Шляпник. Человек успевает только то, что хочет успеть — все зависит от вашего выбора.

Что значит для меня организация времени:

а) постановка нереальных сроков. Например, вам нужно сдать какой-то материал к концу апреля. Вы ориентируетесь на начало марта — тогда будет уйма «запасного» времени, на случай поправок, форсмажоров (ребенок болел — вообще не работали), и т.п. К тому же это очень помогает людям, привыкшим делать все одним махом в последний момент. Нужно мысленно «приблизить» этот момент.

б) я не трачу времени понапрасну. (Поэтому у нас нет телевизора). То, что мне не нужно, не доставляет пользы, удовольствия, отдыха, радости — исчезает из списка занятий. Я не читаю пустых книг, женского глянца, и т.п. При этом я могу полчаса рассматривать с дочкой распускающийся тюльпан, или просидеть сколько угодно над муравьиной тропкой.

в) обязательно «ничегонеделанье», хотя бы 5 минут в день. Валяйтесь с ребенком на кровати, смотрите в окно, и т.п. Человек, который не умеет остановиться и отдышаться, далеко не уйдет.
— иногда я позволяю себе отменить ни с того, ни с сего любой план. Просто так. Потому что я решаю, что делать и когда, а не расписание мне диктует. Считаю это важной составляющей разумного отношения к собственному времени — человек должен уметь быть свободен при любой нагрузке.

г) я рационально использую время, отведенное на работу. Я провожу за компьютером примерно от 2 до 4 часов в день. Если бывают авралы, иногда прошу мужа вечером забрать ребенка на прогулку или в магазин, но это бывает редко. Так — дневной сон ребенка плюс иногда мне удается прокрасться к компьютеру, пока куклы под предводительством дочери пьют чай. Понятное дело, что при таком количестве времени в день, если я буду сидеть у компьютера и долго соображать, а что делать, то много не наработаю. Поэтому я в течение дня за разными рутинными делами продумываю тексты, и печатаю их уже почти в чистовом виде. Так же «в уме» проговариваю лекции, и получив время за компьютером, просто записываю готовый текст. Очень развивает память, кстати.

3. Организация и использование собственных ресурсов.

Что это значит для меня?

а) у меня нет другого выхода, как уметь думать параллельно о нескольких вещах. Это не так сложно, как кажется. Иногда приходится сочинять какой-нибудь текст и параллельно обдумывать чей-то вопрос. Это тяжело первые несколько раз, потом просто.

б) «работникам умственного труда», разумеется, легче — они могут заниматься своей работой в любое время за любым делом — думать-то никто не мешает! Людям, которые должны что-то производить руками, сложнее управиться с делами при наличии маленького ребенка. Могу сказать, что пока моя малышка была совсем крошечной, я научилась вязать с ней на руках (или в слинге), пока она спала — другого выхода не было. Так что тоже можно найти способ.

в) если «работа не идет», ступор и т.п., а отложить дело не получается (см. про нереальные планы), то я занимаюсь хотя бы тем, что отдаленно и косвенно связано с темой. Например — не пишутся тексты про рисование, я просматриваю или обрабатываю детские рисунки, читаю литературу, рисую сама в конце концов.

4. Правильное отношение к результатам.

а) умение проигрывать. Даже если после долгих усилий ничего «произвести» не удалось — примите это, как положительный результат. Иногда человек проходит больше всего там, где ему казалось, что он стоит на месте. (Это верно при условии, что вы вообще занимались работой, а не закинули все дела в дальний угол).

б) оценивать достигнутый хотя бы крошечный результат в сравнении с исходной позицией. Тогда, если вы думаете, что за сегодня «ничего не успели», оглянитесь на первую точку, и увидите, какой маршрут пройден.

в) иногда приходится оценивать усилия, а не результат, и верить, что он непременно будет!

Главное правило: заниматься своим любимым делом, к которому лежит душа, не взирая на связь с прошлым образованием, отсутствующим опытом в этой области, и прочими условиями.

(Я понимаю, что не всем повезло самоопределиться до поступления в ВУЗ, и окончил человек что-то ради диплома, а потом увлекся противоположной профессией. Но уж если увлекся — то и нужно этим заниматься, прилагая старания!). Любимое дело, принимаемое человеком, организовывает все: и способности развиваются, и время находится, и самообразование идет, и т.п.
Удачи!

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

Источник community.livejournal.com/deti_v_semje/

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2020. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика