Модель Ньюфелда: теория и практика

Ольга Писарик: Теоретическая модель Ньюфелда — это схема, которая описывает процесс становления зрелого человека, любого человека в любой культурной традиции. Эта модель универсальна и самодостаточна.
В отличие от модели, следующие из неё практические рекомендации не выбиты в камне, могут изменяться и адаптироваться под каждую конкретную ситуацию. Например, если Ваш подросток в альфе и строит всю семью, то ради сохранения отношений Вам, возможно, понадобится какое-то время признавать его доминирующую позицию, пока Вы будете работать над укреплением своей роли лидера в семье.
Или совет по расширению деревни привязанностей подразумевает привлечение к уходу за ребёнком бабушек и дедушек, но что если дедушка начинает конкурировать с мамой за привязанность внука, постоянно гнобит маму при ребёнке, обещает забрать его от мамы, а у ребёнка резко повышается тревожность? Конечно, я посоветую ограничить общение с таким дедушкой и формировать деревню привязанностей из других взрослых. Как постоянно подчёркивает Ньюфелд: «Не важно, что Вы делаете, важно, какие у Вас отношения с ребёнком».
Теоретическая часть
В первую очередь — это теория о том, что социальное развитие ребенка, его способность адекватно существовать в социуме зависит не от научения, а от созревания его мозга. И процесс созревания мозга опять же в большей степени зависит не от научения, а от того, в насколько безопасных условиях живет ребенок, поскольку если мозг тратит свои ресурсы на защиту от неблагоприятных условий, если ребёнок находится в позиции уязвимсоти, то ему не до развития.
Стандартное время созревания, когда мозг становится способным к интегрированнию эмоций — это 6-9 лет, ожидать более ранних проявлений смысла не имеет. Развитие происходит через творческую энергию дерзновения и именно ее проявления — главный маркер крепкой привязанности (не путать с творчеством от недостатка, как способом справится с тревожностью).
Безопасность же проживания ребенка во многом зависит от его отношений с взрослыми, которые о нем заботятся. Чем более безусловна их любовь, чем точнее они способны удовлетворить его потребности, а не хотелки, чем открытее признается право на чувства, в том числе и негативные (при этом запрещаются только агрессивные действия), чем больше людей находится в деревне привязанностей — тем безопаснее жизнь ребенка и соответственно больше шансов на созревание к ожидаемому возрасту.
И соответственно развитие ребенка зависит от крепости его привязанности к заботящемимся о нем взрослым из деревни привязанности, согласованности их действий и наличия уважения между ними (чтобы это не были конкурирующие привязанности).
Кроме вышеперечисленного к теоретическим построениям относится:
- Понятие о наличии двух групп инстинктов — доминирования и подчинения;
- Шесть уровней привязанности, которые постепенно проходятся по мере роста ребенка: 1) чувства, 2) подражание, 3) принадлежность, лояльность, 4) чувство важности для другого, 5) любовь, 6) чувство, что тебя знают;
- Запасной путь созревания через слезы тщетности;
- Рассмотрение агрессии как фрустрации, связанной с ощущением небезопасности жизни;
Практические следствия
Из этих теоретических положений следуют некоторые практические следствия (при чем эти следствия уже не только достояние данной теории, а перекликаются с другими практическими советами психологов других направлений):
1. Фокус внимания родителя должен быть не на актуальном поведении ребенка, а на том, какие отношения между ними.
И следствия из этого —
- Ответственность за отношения с детьми — на взрослом.
- Перекрывайте то, что может разъединять.
- Избегайте ситуаций непереносимого разделения.
- Удовлетворяйте жажду привязанности. Давайте опережающие внимание.
- Создавайте традиции и ритуалы
- Смягчайте сердце ребёнка
- Воздержитесь от дисциплины, которая разделяет.
2. Первичность похвалы, как признания ценности ребенка, а не материального поощрения или оценочного возгласа.
3. Ценность активного слушания и умение не разрушаться под воздействием любых детских чувств и эмоций.
4. Формирование восприятия действительности ребенка через моделирование собственного отклика на нее. (Не давать ребенку почувствовать обессиливающий страх родителя)
5. Поддержание дисциплины через:
5 принципов эффективной дисциплины:
- поощряйте желание быть хорошим,
- прежде чем руководить – завладевайте,
- перекрывайте проблемное поведение,
- осознавайте пределы своей силы
- не пытайтесь воспитывать во время накала чувств,
4 принципа компенсации незрелости ребенка:
- именно Вы в ответе за ребенка, а не наоборот,
- изменяйте обстоятельства для появления иных чувств в момент проблемного поведения
- вводите ритуалы и традиции
- режиссируйте желательное поведение как действие, но не обманывайтесь тем, что ребенок понимает это как цель
и 3 практики помогающие ребенку взрослеть:
- помогайте ребёнку найти свою печаль при столкновении с тщетностью, Не бойтесь выстраивать границы поведения, помогая ребенку смирится с их наличием.
- помогайте найти альтернативное поведение и уравновешивание его импульсам
- закрепляйте и поддерживайте благие порывы
Смотрите также: открытый урок «Границы в жизни ребёнка» с Ольгой Писарик
Цикл онлайн-лекций Ольги Писарик «Встать на крыло. Как создать для детей надежный тыл»
Бесплатная онлайн-лекция Ольги Писарик «Будь собой или как помочь ребенку реализовать себя»
ФОТО Ольги Культенко