Негативные эмоции

Negativnye-ehmocii

Марина Озерова, педагог, психолог:

Как учить ребенка их выражать, чтобы и не зажимать внутри, и быть адекватным в обществе?

Вот, какие моменты нужно выделить:

1. Разделять негативные эмоции и способы их проявления. Это совсем не одно и то же. Человек имеет полное право испытывать негативные эмоции, и их выражать каким-либо адекватным путем. Очень часто можно наблюдать, как родители запрещают ребенку именно переживание эмоций: «Зачем ты расстраиваешься?» или по проявлению отвергают саму эмоцию: «Плакать нехорошо, ты же мальчик, мальчики не плачут!» — в этом случае запрещено проявление, а другого, более «подходящего» мальчику, не дано.

Итак, первое, что выяснить для себя — сами негативные эмоции вовсе не постыдное явление. Они необходимы нашему организму точно так же, как и положительные. Более того — насколько мы умеем переживать негативные эмоции (глубина переживаний), настолько мы умеем радоваться жизни, переживать позитивные эмоции.

Итак, ребенку нужно подчеркнуть, что его переживание вполне нормальное:

«Я понимаю, что ты расстроился…»
«Конечно, это очень обидно, когда…»
«Ты огорчилась из-за того, что…»
«Да, это неприятно, если…»
и т.п. взрослый помогает ребенку осознать переживание и его причину. Детям очень тяжело осознавать свои эмоции и чувства, тем более их формулировать. Довольно обычная картина — малыш плачет-заливается, но если его спросить — почему, он не всегда может ответить, из-за чего, собственно, все началось.

2. Принимать проявления негативных эмоций — дать ребенку выплакаться, если это нужно, и т.п. Это зависит от темперамента. Некоторых детей помогает «отвлечь» или уговорить, другим ничего «не помогает», пока они не выплачутся.

3. Если проявление негативных эмоций слишком разрушительное или приносит вред другим людям (что особенно важно), то показывать ребенку более «мирные» выражения чувств. Здесь опять зависит от темперамента — флегматику хватит тихо поплакать в уголке, а холерику нужно что-то разгромить. Пусть отмутузит подушку вместо того, чтобы испортить нужные вещи. Даже не только холерикам, почти всем детям в дошкольном возрасте нужно физическое выражение негативных переживаний — если вы замечали, многие малыши, когда плачут, топают ногами, машут руками и т.п.

Не нужно думать, что и во взрослом возрасте он будет топать на всех ногами — это период такой, и он пройдет, если ребенка учить выражению чувств. Если ребенок, например, «на чужой территории» слишком бурно выражает свои эмоции и его поведение уже выходит за любые рамки, лучше схватить его в охапку и унести в уединненное место (выйти в коридор, пойти в другую комнату, уйти с площадки и т.п.), т.к. объяснять ему что-либо в разгар всего этого просто бесполезно.

Хорошо помогает выход эмоций в творчестве — «нарисуй грустного человечка», «давай слепим радость» и т.п. особенно полезно рисовать пальцами или ладонями, тогда легче выходит эмоцииональное состояние, чем через любые средства (кисть, карандаш и т.д.)

Очень важно заметить, что взрослые тоже должны учиться выражению своих эмоций, а не терпеть их героически и копить до момента «взрыва». Поэтому не стесняйтесь рисовать рядом с ребенком свой гнев, обиду, и другие неприятные переживания.

4. Научить ребенка определить источник негативного переживания. Думаю, многим знакомо, когда ребенок от собственного расстройства ударит другого ребенка, разозлится от того, что что-либо не получилось, и сердится на маму (папу, бабушку).

Нет, я не предложу отлупить горку после неудачного спуска, но учить ребенка тому, что окружающие не виноваты в его неудаче с овладением каким-то предметом — необходимо. Иначе вырастет человек, который будет винить в собственных промахах весь окружающий мир.

5. Очень часто «горе» ребенка на взгляд взрослых совершенно несопоаставимо с его причиной. Но нужно учесть, что у малышей другие ценности, и сломанная игрушка действительно может оказаться крахом мироздания.

6. Насколько это возможно, полезно показывать ребенку конструктивное решение любой «плачевной» ситуации. Все, что можно исправить — лучше потом, проплакавшись, исправить. Сломалась игрушка — починить. Не получается это действие — объяснить пошаговый алгоритм, сделать вместе, показать и т.п. и сделать в итоге хорошо. Поссорился с друзьями в игре — научить выходить из конфликтной ситауций, хорошо проигрывать часто повторяющиеся ситуации с куклами.

7. В любом случае, даже если ребенок не переживает каких-то сильных потрясений, а просто капризничает (это тоже бывает), не надо его обзывать («плакса», «ревушка» и т.п.) и высмеивать. В случае если это просто каприз («хочу, и все!») — объяснять спокойно, почему это не будут выполнять. Главное, чтобы ребенок не научился манипулировать своими слезами — если поплакать, то мама с папой тут же побегут выполнять все желания. Родители, хорошо знающие своего ребенка, могут отличать сиюминутный каприз от действительного переживания.

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

ОРИГИНАЛ

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2020. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика