О детском творчестве

Немножко объясню про творчество, накопились вопросы.

1. Главное — убрать обязательность и режим. Никаких «сегодня мы лепим с 12 до 12.30» или «мы рисуем обязательно каждый день». Хочется — на. Не хочется — забыли. Это творчество, а не армейская муштра.

2. Предлагать можно что угодно — нанизывание (одно время мы самозабвенно обеспечивали всех браслетами), лепку из разных материалов (глина, пасты, пластилин, тесто, грязь :)), рисование любыми способами. Но у ребенка бывают периоды увлечения одним каким-то творчеством (или отвергание всех вообще — ну и пусть). Не нужно устанавливать расписание — сегодня лепим, завтра рисуем. Ребенок, благодаря врожденной способности к закреплению новых навыков, многократно повторяет одно и то же — рисует два месяца подряд зеленую размазню, истрачивая по пачке бумаги в день — это нормально!

Три недели изо дня в день мнет пластилин и не делает ничего «похожего» и «правильного» — это нормально! Стрижет в клочья, неправильно держа ножницы, пачки цветной бумаги — это нормально! Успокойтесь, дайте ему стопку рекламных буклетов, они цветные и бесплатные. 3. Отдельно про ножницы: я не учу правильно держать ножницы точно так же, как не учу правильно держать карандаши, ложку, нож, вилку и остальное. Это неправильно — учить держать правильно. Это нарушает закон постепенности в развитии моторики и двигательных навыков. Берет ребенок ножницы двумя руками — это ему удобно, пусть! Вырезайте при нем, держа «как надо»- со временем он возьмет с вас пример. Лучший способ освоить деятельность — метод проб и ошибок.

Пусть он испробует десять неправильных захватов ножниц, это куда полезнее для развития мозга, чем один раз повторить ваш «правильный». Не покупайте тупые детские ножницы — ими ничего нельзя сделать. Можно взять обычные, но маленькие — проверьте, чтобы резали хорошо. Пусть пробует по-разному держать, разное резать (бумагу, нитки, тряпочки, клеенку, листик). Настриженное приклеивать как хочется, без поиска смысла. Мы одно время покрывали картонки ровным слоем микрокусочков — потом ребенка целиком отмывать от клея и налипших бумажек — ничего, это пройдет.

4. Во сколько лет начать — я не помню, кажется, в год моя дочь уже действовала ножницами. Нет, я не учила ее вырезать, просто мы не прятали ножницы так же, как не прятали вилки и ножи. Да, она иногда могла себя порезать — что же делать, это дети. Они получают синяки, ссадины, царапины даже тогда, когда им не дают в руки ножницы. Ребенок не может развиваться в изоляторе, без острых углов и обитом поролоном от ушибов.

Когда ребенок берет ножницы первый раз, отводите его ручку, чтобы не размахивал, учите осторожности — объясняйте, что ножницы опасный предмет, как нож (если у вас ребенок это знает). Я учила опускать ножницы, не махать ими, чтобы никого не задеть. В общем — элементарная техника безопасности. В год это куда проще, чем в четыре — отбираете при попытке действовать неправильно (например, потыкать ножницами в кого-то).

Отбираете раз, два, три, на пятый понимает.

Впрочем, дети обычно умнее взрослых и ножницы употребляют строго по назначению. Главное — объяснить, что они для дела, а не для махания и тыкания. У нас это просто — мы вообще понимаем, что такое рабочие инструменты. Поэтому я говорила — это инструмент, и вопрос снят.

Довольно долго мы резали просто так все, что попадет в руки — газеты, рекламные буклеты, журналы, и т.п. Потом кучу бумажных клочков собираете посредине комнаты и устраиваете салют. Иногда хотелось приклеивать некоторые бумажные обрезки на картон, просто так, без смысла. Смотрели как работает клей.

Где-то после двух лет начали появляться «осмысленные» аппликации — та же куча бумаги уже называлась каким-то словом («Это машинки поехали»). В общем, как в рисовании, все то же самое.
Главное — не задаваться целью «научить делать аппликации», тогда все будет. Удачи!

Смотрите также вводную лекцию из Цикла «Игры разума» Евгении и Анатолия Гин

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

http://community.livejournal.com/deti_v_semje/

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2020. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика