О социализации и умении общаться в три года

Марина Озерова, педагог-психолог:

Что такое «социально развит как двухлетка» в три года? Для трех лет нормально: не отвечать на вопросы незнакомых (и даже знакомых!!!) взрослых, не желать здороваться или прощаться, прятаться за спину мамы, отворачиваться от собеседника, и вообще убегать при нежелательном контакте.

Впрочем, это нормально и для 4-5, не только для 3 лет. Но взрослым хочется НЕЖЕЛАНИЕ устанавливать контакт считать НЕУМЕНИЕМ это делать. Дети еще не испорчены нашей «вежливостью» и лицемерием. Не нравится им человек — они молчат и дичатся. А человек делает вывод — фу, какой неконтактный ребенок!

С позволения автора вопроса пишу в несколько видоизмененном виде, со своим комменатрием (из личной почты):

«А если специалист-психолог мне говорит, что мой ребенок в свои три социально развит как двухлетка, если только ленивый не упрекнет моего ребенка в невоспитанности и странности: она предпочитает есть руками, не отвечает на приветствия, если не хочет, о себе говорит «ты», а о собеседнике или «я» (о близких), или «он» (о чужих) и в соответствии с этим строит все высказывания и диалоги, не умеет сама одеться и даже толком раздеться…

Если дети на площадке говорят друг другу про мою дочь: «ты с этой девочкой не разговаривай — она дурочка» — и то же говорят мамы и бабушки своим детям, которые таки пытаются с моим ребенком установить контакт (а внешне она большая, как пятилетки,- вот пятилетки к ней и пытаются подойти)… И все в один голос говорят, что во всем этом только моя вина: что я не отпускаю от себя ребенка, не даю ему развиваться, что во мне слишком выражен материнский инстинкт и что этот-то материнский инстинкт не дает мне слышать реальные потребности ребенка, которому мама уже не нужна, а нужно самостоятельное развитие.

А ребенок тем временем три четверти своего времени, если не больше, проводит сам по себе, играя в своей комнате, его не дозовешься ни обедать, ни гулять… Так может, ему уже действительно мама не нужна и он ждет не дождется, когда его отпустят на свободу?»

Отвечаю по частям

  1. ЛЮБОЙ негативный отзыв о своем ребенке надо перепроверять, желательно десять раз. И потом не верить все равно. Если это (не дай Бог) на самом деле отставание в развитии, Вы должны это услышать минимум от пяти совершенно независимых разных специалистов после серьезного обследования. «Соседке кажется», «бабушка думает», «свекровь говорит» — все идут лесом, говорить и думать там, в одиночестве. Очень часто случается, что права одна мама — это правда, так бывает. Потому что, увы, окружающие могут быть в плену стереотипов. А мама из них выберется первая, потому что она, как им это ни странно, думает о ребенке.
  2. «Психолог говорит». Кратко и отдельно про психологов :). Пожалуйста, подумайте, где Ваш психолог видел домашних детей? На картинке? Ваш — первый в ее практике? И что Вы хотите услышать от психолога? Вообще я должна сказать, что современная психология в том виде, в котором мы привыкли ее получать, совершенно странная область. Люди, не имеющие опыта воспитания собственных детей, опирающиеся на «академические» знания. Эти знания, приравненные к аксиомам, добыты наблюдениями за детьми с отклонениями (Фрейд кого наблюдал? Боулби?). Про «психологию» советского разлива и подавно страшно говорить — спасибо, что Крупская не «открыла» каких-нибудь психологических законов, а могла ведь! Вообще современная психология не знает детей, развивающихся в спокойной домашней обстановке. Естественно, что они кажутся психологам странными — они же НЕ ТАКИЕ, какие ВСЕ! Вопрос — кто нормальный? Домашний ребенок, или эти «все»? Те, кого насильно отрывали от мамы (пусть покричит), кого не кормили, кого не брали на ручки, укладывали в период страхов одного в соседней комнате, отводили через истерику в ясли и садик — вам эта норма нравится? Если она нравится Вашему психологу, я советую сменить специалиста.
  3. Что такое «социально развит как двухлетка» в три года? Для трех лет нормально: не отвечать на вопросы незнакомых (и даже знакомых!!!) взрослых, не желать здороваться или прощаться, прятаться за спину мамы, отворачиваться от собеседника, и вообще убегать при нежелательном контакте. Впрочем, это нормально и для 4-5, не только для 3 лет. Но взрослым хочется НЕЖЕЛАНИЕ устанавливать контакт считать НЕУМЕНИЕМ это делать. Дети еще не испорчены нашей «вежливостью» и лицемерием. Не нравится им человек — они молчат и дичатся. А человек делает вывод — фу, какой неконтактный ребенок!
    Ну, а если еще про ребенка говорят «дурочка» (даже если ребенок не слышит — он чувствует атмосферу), то включаются защитные механизмы, и ребенок будет «соответствовать». Смените окружение. Лучше общаться раз в 2-3 недели с одной семьей единомышленников (поскольку Вы живете в большом городе, то это можно позволить — найти единомышленников), чем ежедневно таскать девочку на такую пытку. От подобного «общения» никакой пользы нет, кроме подсознательного внушения о собственной «дурости» и того, что ребенок неприятен окружающим и маме (ведь мама расстроена, что у нее такой неконтактный ребенок).
  4. Что такое «слишком выражен материнский инстинкт»? В сравнении с чем «слишком»? С нулем? Если заботиться о ребенке — не давать ему развиваться, а отпихивать его от себя — «развивать», я, пожалуй, обойдусь без подобного «развития». Если окружающие, проявляющие такую трогательную заботу о Вашем ребенке могут похвастаться своими воспитательными результатами — у них много детей, они их сами воспитали, много знают, у них большой опыт, и т.п. — да, можно прислушаться (и все равно сделать по-своему). Но я подозреваю, что досужие кумушки не очень часто видели своих малышей, которых «развивали» отнюдь не дома и не мамы.
  5. А если ребенок в три года умеет сам играть и его не дозовешься — так радуйтесь. Думаю, у многих мам здесь совершенно обратная ситуация.
    Дети не должны изменять свой темперамент и индивидуальные особенности в угоду публике. Ваша дочь — такая. Это прекрасно. Она — самый лучший, самый хороший, самый развитый мамин ребенок.

P.S.: кстати, руками есть значительно полезнее, даже исследования были на этот счет.

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

http://community.livejournal.com/deti_v_semje/

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2021. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика