Педагог от Бога

pedagog-ot-boga

Юлия Горячева: Да, именно так — педагог от Бога — я называю своего дедушку.

К сожалению, моего дедушки уже нет в живых. Но его заповеди  в отношении детей останутся со мной на всю жизнь,  и я  их передам  своим детям.

До сих пор удивляюсь, откуда в таком простом человеке было столько мудрости? Дедушка окончил 7 классов школы и ремесленное училище. Прошел войну, встретил бабушку, создал семью, построил дом и воспитал двух дочерей. Сам всю жизнь проработал в рыбколхозе, в механическом цеху по ремонту судов.

Когда мама родила меня, он ей подсказывал  кое-что в отношении моего воспитания и развития.  Причем он не читал никаких умных книг по детской педагогике и психологии. Он давал советы интуитивно, исходя из собственного опыта и убеждений. И когда я, наконец,  стала мамой (грустно, что дедушка не дожил до этого момента), моя мама пересказала мне все дедушкины идеи. Сейчас, имея уже троих детей и прочитав массу книг о детях, я  снимаю шляпу перед дедушкиной мудростью в вопросах педагогики.

Итак, дедушкины заповеди:

1. Ребенок – это Личность

На все мамины возмущения по поводу моего поведения,  когда я поступала не так,  как ей  хотелось, он говорил: «Дочка, запомни. Ребенок — это личность. Он не должен становится удобным для тебя. У него  на все есть свои взгляды. Постарайся принимать его видение мира».

2. Если что-то пообещал – выполни!

Если родитель что-то пообещал, даже  в порыве,  лишь бы ребенок отстал, а потом забыл выполнить,  или это неудобно исполнить, или на это сейчас нет времени, будь добр – держи обещание. Или не обещай. Иначе ребенок перестанет тебе верить. А вот восстановить доверие потом сложнее.

3. Не просто «нельзя»,  а объясни почему «нельзя»

Слово «нельзя» для ребенка – пустой звук. А вот если ты объяснишь, почему именно «нельзя», чем это может для ребенка обернуться, объяснить все причинно-следственные связи  этого «нельзя» — ребенок точно тебя услышит.

4. Пять минут ничего не решат

Помню, дедушка что-то делает по хозяйству (бабушка всегда ему что-нибудь поручала), а я подбегу к нему и начинаю: «Деда, деда! А почему…? А зачем…? А что это такое…?» И дедушка откладывал свое дело и начинал со мной беседовать. А бабушка, видя это, кричала «Михаил! Не отвлекайся! Давай быстрее!». А он ей невозмутимым голосом: «Лида, 5 минут ничего не решат. А вот для ребенка они могут решить многое». Стараюсь вспоминать об этом, когда, кажется, что нет времени, а дети постоянно дергают вопросами.

5. Давать ребенку возможность все делать самому

До сих пор в памяти стоит картинка, как я забиралась на маленький стульчик и мыла посуду. Мне,  наверное,  было года 3-4. Дедушка часто мыл посуду,  а мне, как любому ребенку, хотелось ему помогать. Вот он и позволял мне ему помогать. Здесь тоже срабатывал принцип « Пять минут». Он знал, что через 5 минут мне это надоест, но не говорил  «Еще маленькая»,  или «Еще разобьешь, не надо»,  или «Не отвлекай, сам быстрее сделаю»,  а подставлял к раковине стульчик,  и я мыла. Как уж мыла – вопрос пятый. Он, разумеется, за мной перемывал. Да,  мне быстро это надоедало. Но сам факт!  Ребенку давали возможность делать то, что он хочет, в чем он хочет помочь, проявить себя.  А потом еще и хвалили за его познавательный интерес. Кстати, в определенный период жизни (в юности) я очень любила мыть посуду.

6. Расширение кругозора ребенка

Свое детство я вспоминаю с теплотой. Я росла у бабушки с дедушкой. Какое-то время я ходила в садик, но вот оттуда я как раз ничего не помню. А вспоминаю бесконечные прогулки и постоянное общение с дедушкой. Мы с ним  много путешествовали по нашему маленькому городку (я росла в Темрюке), и он мне —  маленькой девочке, рассказывал обо всем, что видел на своем пути. Или вспоминал свое детство и юность, и делился со мной. Или мы вместе рассуждали на какие-нибудь «взрослые» серьезные темы: о смысле жизни, о мироустройстве, о Боге. Или сочиняли истории. В наших прогулках и беседах он всегда старался расширять мой кругозор в любом направлении. И,  наверное,  благодаря этому, я до сих пор могу иметь параллельно несколько интересов  и разбираться  в совершенно противоположных  темах.

И еще. Наверное, именно благодаря его чуткому отношению к моему внутреннему миру, я пишу.

С чего все началось? Помню, я в возрасте лет 7-8 лет, сочинила одну историю.  В советское время был  мультик про Бобика и Барбоса, а дедушка потом,  на основе этого мультика,  сочинял мне истории  про неразлучных друзей – собак, только вот клички им почему-то поменял. Его рассказы были «Про Палкана и Шавку». И я часто его просила: «Деда, расскажи про Палкана и Шавку». Это были веселые истории о добрых, но озорных псах. И вот однажды рассказ сочинила я. Помню, меня так увлек творческий процесс!  Я сочиняла на ходу и придумывала такие неожиданные повороты сюжета, что сама начинала во все это верить.  Думаю,  любой другой взрослый на это сказал бы: «Ну,  фантазерка! Разошлась! Сама-то веришь в то, что говоришь?» Только не мой дедушка! Он стал меня хвалить! А  потом всем рассказывать:  «Так вот Юляша — какая молодец! Такую историю сочинила! Это же надо,  какое у нее воображение! Еще и писателем станет».

Причем говорилось все это искренне, с нескрываемым восхищением и гордостью за внучку. Наверное,  именно тогда я «расправила крылья» и поверила в себя. И  потом, в школе, я стала писать  сочинения, которые зачитывали всему классу, а в течение 5 лет студенческой жизни – дневники (недавно  перечитывала: 4 толстые, исписанные мелким почерком, тетради — какая память о тех годах!), по окончанию ВУЗА сразу попала в местный глянцевый журнал, где вела колонку  о культурной жизни города, во время работы в театре — интервью с актерами для  сайта  театра, потом было затишье в течение пяти лет (маленькие дети и быт не давали развернуться вдохновению), и наконец   – статьи о детях.

Вот как важно поверить в маленького человечка и вовремя его поддержать! И делать это нужно искренне, от всего сердца. К сожалению, часто то, что ребенок делает  (сочиняет, рисует, лепит),  кажется нам, взрослым —  смешным, глупым  или неинтересным.  А для ребенка это – огромный труд,  невероятные движения ума и  творческие порывы!  И он хочет быть услышанным, понятым и принятым в своем творчестве.

Откуда дедушка знал такие простые истины — для меня загадка.

Дедушка, спасибо тебе за твою мудрость! Ведь  отчасти,  благодаря тому, что ты  в меня вложил,  я стала тем человеком, какой являюсь сейчас.

По  отношению к своим  детям я стараюсь следовать тем заповедям, о которых ты в свое время поведал моей маме, а она передала их мне, а я передам своим детям.

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика