Про чтение. Часть 2

Немножко поговорим дальше про чтение. Есть некий «обязательный к прочтению» список, и если ребенок, не дай Бог, упустит из него какую-то фамилию, родителей увезут на «скорой». Это стереотип. Книги — это целое море. Перечитать их все мы не сможем за всю жизнь. Даже за несколько жизней, если вам нравится верить в реинкарнацию. Поэтому думать, что без Писателя Пупкина ребенок не сможет вырасти культурным человеком — странно.

Жизнь полна самых замысловатых сюжетов и самых невероятных историй. Я, наверное, еще по долгу профессии сталкиваюсь с очень интересными судьбами, но, правда — ни в какой художественной литературе невозможно найти такие жизненные истории реальных людей, меня окружающих. Это самое лучшее познание — настоящие люди. В каждом из них Вселенная.

Один человек может открыть нам целый мир. Поэтому уж если мы говорим о социализации и вхождении в общество, для меня приоритетней «живые сюжеты», нежели выдуманные для развлечения публики. Нас окружают настоящие беды и радости, а не выдуманные. И лучше делить «радость с радующимися», нежели волноваться из-за придуманных персонажей. (Опять для оппонентов — при этом я не сказала, что читать ребенку нельзя вообще).

Нам бы хотелось, чтобы ребенок читал вдумчиво, размышлял над прочитанным. Осмысливал, познавал; видел дополнительные грани одного и того же текста. Мы не хотим, чтобы книги «проскакивали» у него в мозгу, чтобы он «ставил галочку» — так, вот этого прочитал, вот это знаю. Это как в нашем детстве со списками книг для внеклассного чтения — читал, главных героев зовут так-то, обложка синенькая.

Мы же не для этого занимаемся чтением, правда?

Значит, мы можем немножко успокоиться по поводу «обязательных списков», пережить, если ребенок не прочитает и десятую часть авторов, читанных нами в детстве. Тем более, что детскую литературу на русском языке иногда и не знаешь, как читать современному ребенку — ценности толерантного государства за железным занавесом явно дисгармонируют с нашей целью воспитания свободной личности.

Подход, при котором ребенок должен как можно больше прочитать (или прослушать, если родители читают) сюжетов, авторов, жанров и т.п. — вредит, а не помогает. Потому что ребенку только и остается, что складывать бессчисленное множество сюжетов в голове, ему некогда осмысливать прочитанное. Ему некогда вернуться вновь и вновь к одной и той же строчке. Ему некогда увидеть новую глубину в хорошо знакомом, и, казалось бы, известном наизусть, тексте. Особенно для маленьких детей излишне читать стопку книг за один присест — кроме каши в голове это ничего не дает.

«Лучше меньше, да лучше» — это правило очень подходит и для чтения. Количество, к сожалению, не всегда переходит в качество. К тому же, ребенок фантазирует, придумывает свои сюжеты и сказки, и если он привыкает только вбирать, ему незачем выдумывать свое. Я стараюсь вычищать детскую библиотеку, чтобы там оставалось только то, без чего я считаю ее невозможной (и даже этих авторов не буду считать обязательными). А то, что «просто хорошее», или «это можно прочесть», уходит :). Я думаю, что лучше очень хорошо познать несколько книг, чем поверхностно пару тысяч.
Предваряю вопрос, а что делать, если ребенок хочет только читать?

Я стараюсь организовывать день так, чтобы читать было некогда (сейчас меня чем-нибудь закидают), потому что для маленького ребенка чтение все же пассивная, и не основная, деятельность. У нас есть немного специально отведенного времени для этого, и все. Вот овечек пойти погладить — это куда важнее, чем читать нетленные произведения. Повторю еще раз — ребенок познает мир. Самый лучший пересказ — это все равно копия, а не оригинал. Это авторское впечатление. А для ребенка важно получить СВОИ впечатления, и ИХ перереботать. Это работа мозга — сейчас, в детстве, он работает только на материале органов чувств, речь не основной «поставщик» информации. А усвоение текста — в первую очередь работа механической памяти.

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

http://community.livejournal.com/deti_v_semje/

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2019. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика