Садик и режим

Аргументы «за садик» — там же распорядок, режим дня!

Скажите, вы ребенка в колонию строгого режима готовите, что вам так необходим этот самый режим в начале детства?

Это тоже пережитки «советской педагогики» — ребенку необходим режим. Конечно, необходим! Вот только какой: навязанный, противоречащий его организму и биологическим часам, или свой собственный, выработанный природой? От того, подавляется природный «часовой механизм», или же поддерживается, зависит очень многое в особенностях развития и состоянии здоровья малыша. Ребенок с самых первых минут жизни имеет право есть, когда захочет и сколько захочет, спать, когда захочет и сколько захочет.

Но совершенно бессмысленно ломать с самого начала эти тонко настроенные «биологические часы» — когда засыпать и просыпаться, когда есть, и т.п. Опытные мамы согласятся, что младенец так или иначе «устраивает» себе режим. Только он, конечно, очень сильно отличается от того «принудительного» кормления через три часа и укладывания в восемь-ноль ноль спать. Режим этот «примерный», «плавающий». Он зависит от множества факторов: времени года, погоды, маминого настроения, и т.п. Но и когда ребенок выходит из младенчества, этот принцип сохраняется: естественный режим плюс вариативность и возможность «подвинуть» любое действие по времени. Сегодня малыш проснулся в 6 утра, завтра — в 8.

Сегодня уснул сразу после обеда, завтра будет укладываться спустя час. И так далее. Природа устроила очень мудро наш организм — он лучше всех знает, когда ему что «следует делать». Вы же не назначаете по часам, когда вам, пардон, сходить в туалет? Для ребенка все физиологические процессы — еда, сон — точно так же естественны и не поддаются «назначению».

И что хуже всего — заставлять ребенка «жить по режиму». Есть — когда скажут, спать -когда насильно укладывают. Все это и происходит в детских садах. Я не поверю, если мне скажут, что «ребенок совершенно одинаково встает в садик по утрам». Не поверю! Иногда ему наверняка «никак не проснуться». Это он из последних сил пытается отстоять свое право просыпаться, когда выспался, а не когда «пора в садик».

Также совершенно неразумно сбивать естесвтенный ритм ребенка:

нельзя подгонять того, кто все делает медленно, и т.п. Но ведь в садике у воспитательницы нет физической возможности учесть все «природные ритмы» тридцати человек! Даже в таких садиках, где есть «варианты», и не усаживают всех в определенное время обедать. И если, например, медлительный ребенок попадает в группу, где его все время будут торопить, он приобретет несколько совсем ненужных качеств: неумение распределять и планировать свое время (он просто не может потренироваться делать что-либо собственным темпом, и у него не сформированы представления соотношения действий к временным промежуткам), постоянное ощущение себя неудачником (все давно нарисовали, а он только кисточку макнул), привычку бросать начатое и не доводить свои дела до конца (Петров, оставь все, хватит копаться, иди быстро на занятие!).

Это — при «хорошем» раскладе, когда организм все же выдерживает «армейский режим», и не протестует самым распространенным способом протеста: психосоматическими заболеваниями. Постоянная спешка и «желание успеть» дает сбои ритма дыхания (астматические заболевания, проблемы с носоглоткой, ЛОР-болезни); привычка к еде невовремя и против желания — заболевания ЖКТ и кишечные проблемы плюс отсуствие аппетита или, наоборот, «заедание» проблем; нарушение ритмов сна и бодростования разбивает нервную систему. К тому же, степень активности зависит от времени года, суток, светового дня, и т.п.

Например, зимой ребенок менее активен, ему хочется раньше лечь спать или позже встать, и т.п. То же самое и с занятиями: иногда он хочет порисовать пять раз в день, иногда не подходит к краскам неделями. Нет, мы заставим его каждый день делать то же самое, по режиму!

Иногда говорят: «Ну что вы, если ребенок с самого начала не привыкнет к режиму, он не сможет потом ходить на работу «по звонку»!. Если ребенок с самого начала привыкнет работать в своем темпе, удовлетворять естественные потребности естественным образом, и знать особенности своей жизнедеятельности, это только поможет ему во взрослой жизни. Уж хотя бы он вырастет здоровым — физически и эмоционально, не будет жить «белкой в колесе» и ориентироваться на режим постоянных авралов, которые человек сам себе устраивает, не умея распределять свои силы и свое время.

Смотрите также цикл лекций педагога, психолога Анны Быковой про адаптацию «Дела САДовые»

http://aksik.livejournal.com/434862.html

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2021. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика