Анскулинг. Отказаться от школьной системы — не значит отказаться от образования

Катя Азанова:

На часах 9:30 утра понедельника. Андрей (сын — прим. ред) только недавно проснулся, умылся и теперь строит с братом лазерную пушку. Нам не нужно торопиться к двери в 8:00, предварительно упаковав перекус и наспех доделав домашку. Мне не надо срываться на сонных ребят, которые медленно жуют завтрак. Им — досыпать в пробке. Мы не опаздываем, потому что мы не в школе. Мы туда вообще не ходим.

Я встала пораньше, позанималась йогой, поговорила с любимым за кофе, накормила мелкого и обсудила с ним особенности анатомии Годзиллы, успела убраться и даже почитать Фейсбук. Сейчас мы наедимся арбуза и отправимся в бассейн, а потом будем скакать по рисовому полю. Когда станет слишком жарко, чтобы высовывать нос на улицу, мальчишки займутся своими делами, а я приготовлю обед и сяду что-нибудь писать. Когда я говорю «своими делами», я не придумываю. Они действительно займутся своими важными делами, в которых мое присутствие вовсе не нужно. Потом придет папа, и мы обсудим, что ребята успели узнать, запустим новых роботов и отправим некоторых уставших товарищей отдохнуть. Вечером будем слушать сказки и смотреть видео, устроим пару опытов или просто посмотрим мультики.

И нет, это не лишний выходной, это наш самый обычный день. Мы ничего нигде не должны, нас ничто не подгоняет.

«Конечно, — скажете вы, — бесконечный выходной — это всегда прекрасно. Но как же академические достижения и прочие «надо»? Должен же кто-то заниматься с ребенком, а то он ничего и знать не будет…»

И тут я с вами не соглашусь. Наши дети уже целый год успешно доказывают, что знать они будут. Особенно, если их не трогать, не заставлять и не навязывать свое понимание о необходимых знаниях. Не говоря уже о том, что они смогут избежать несчетного числа стрессов из-за ранних подъемов, ненавистных заданий или неприятной компании, которую не они выбрали.

Нет, дети не летают как сферический конь в вакууме. Мы постоянно подсовываем им всевозможную информацию, видео, тексты, игры, программы и устройства. Только стараемся не навязывать, а показывать. Порой они сразу хватаются за новое занятие, а иногда проходит несколько месяцев, прежде чем они оценят его по достоинству. Очень часто старший сам обнаруживает замечательные игры, подкасты и видеоканалы. То есть прекрасно умеет находить качественную информацию сам.

Про личный пример также забывать не станем. Понятно, что в семье неграмотных родителей ребенок сам по себе читать не научится

Но вы расскажите нашему Илюхе, что буквы, цифры и учиться — это отдельная от жизни скучная повинность. Он вам не поверит. Ведь считать, да еще и на разных языках — это же увлекательнейшая игра, все вокруг так делают.

Я по старой учительской привычке часто пытаюсь подогнать детей под какие-то стандарты и, несмотря на весь наш анскулинг, ухватить за хвост контрольный требования. А это — главная ошибка. Люди становятся полезными и успешными случайным образом в случайных областях. Просто так складываются обстоятельства, что именно это занятие приносит удовлетворение и пользу. Поэтому давайте я просто расскажу про наш школьный год без школы.

Андрей знакомится со всем через видео. Это совершенно отдельное умение. У меня с Курсерой (Coursera)и Скайпом проблемы именно из-за видеоформата, а Андрей наоборот его «заботал».

Многие не верят в детский самоконтроль, но он ничем не отличается от взрослого

С Андреем случаются периоды бесконечных мультиков про трансформеров, а потом он уходит в фильмы про змеюк и токсины. Или с головой уходит в наблюдение за чужой игрой в Майнкрафт, постепенно переходя на канал химических экспериментов, а за ним вдруг увлекается карвингом фруктов. Сложнее всего не давить им на уши про чтение и рисование. Я себе жизни без этого не мыслю, а они вовсе не горят желанием. Но я стараюсь, бью себя по рукам периодически.

Мне не нравится термин «анскулинг». Он не совсем передает идею того, чем мы занимаемся, и звучит излишне радикально. Я за interest-based learning — образование, которое следует за интересом ребенка.

Но термин, похоже, вошел в общий обиход, так что будем пользоваться им. Так вот, анскулинг предлагает нам отказаться от школьной системы, которая изжила себя. Подчеркну, отказаться от школьной системы, а не от образования, получения знаний, умений и навыков. Наша задача — найти настоящее увлечение ребенка и следовать за ним, наращивать вокруг него необходимые знания. Дело в том, что каждый человек рождается любопытным и пытливым созданием. Ни у кого не возникает сомнений в том, что младенец научится ползать. Придется приложить немало усилий, чтобы он не пополз. Но когда речь заходит о получении другого рода знаний о мире, расширении кругозора, все вдруг вспоминают о том, что дети — ленивые создания, их обязательно нужно заставлять что-то делать.

До семи лет они невозможно любопытные почемучки, а в семь лет по щелчку превращаются в бездельников, которым ничего не нужно. Вы же понимаете, что это неправда.

В каждом из нас живет неискоренимая любознательность. Каждый помнит наслаждение от того, что узнал, сумел, изобрел и получил. Именно это чувство — лучший двигатель учебы.

Но его сложно добиться искусственный путем, в жестких рамках программы и ограничений учебного плана. Кому-то в семь лет интересно программировать, потому что можно раздавать команды кариозным монстрам. А кому-то даром этого не нужно, лучше рисовать целый день невероятные цветы. И как эти два горячих желания можно соединить в программе по изучению окружающего мира или курсе компьютерной графики? Как можно вписать это в возрастные рамки?

В определенный момент миру требовалась существовавшая до недавнего времени школьная система: она вывезла на себе индустриальное общество, которому требовались похожие люди с похожими умениями: четкий почерк, вычисления в уме и т. п. Но уже сейчас мы можем отдать эти ставшие простейшими навыки на откуп машинам. А от людей требуется волшебное человеческое разнообразие, глупые фантазии и полное нежелание вписываться в рамки.

Я не умалишенная и понимаю, что, скорее всего, дети встретятся с экзаменами на каком-то этапе. Рано или поздно им понадобится пойти туда, где «фильтруют» на входе. Но если есть база реальных знаний, то подготовка к формальной проверке — дело техники. А если ты начинаешь по-настоящему работать, то умение проходить тест и «корочка» мало кого волнуют.

Посмотрите, насколько разные вещи — читать запоем Гарри Поттера и проходить тест на скорочтение, сдавать устный экзамен в университете и переводить встречу, получить «отлично» на зачете по педагогической антропологии и провести урок с детьми…

Меня саму готовили к тестам, я готовилась к ним сама, готовила детей и проводила проверку (напомню: я дипломированный преподаватель иностранного языка). За это время поняла одну вещь: способность показать знания — отдельное умение, навык, который стоит тренировать непосредственно перед сдачей. И подготовка сильно различается в зависимости от вида теста: FCE или TOEFL, сочинение на свободную тему или интервью. Ведь известно, что существуют различные центры и репетиторы, которые специализируются на определенном виде экзамена.

Я хорошо понимаю, зачем нужны экзамены. Но идея крайне извращена. Готовятся и учатся люди, чтобы сдать, а не чтобы знать. Вот в этом я вижу неудачу системы.

Поэтому мои дети не учатся для того, чтобы сдать школьный зачет. Они находят решение возникающих перед ними задач. Как только задачей станет сдача зачета, они будут искать ее решение. А я, конечно, помогу им по мере сил.

Если вы хотите глубже окунуться в тему, вот мои любимые видео и блоги — чтобы было с чего начать.

Видео с Ted.com
  1. Alison Gopnik, What Do Babies Think
  2. Ken Robinson, Bring on the Learning Revolution
  3. Sugata Mitra, Build a School in the Cloud
  4. Salman Khan, Let’s Use Video to Reinvent Education
Блоги
  1. unschoolery.com
  2. yes-i-can-write.blogspot.com
  3. www.raisingmiro.com

Оригинал

Статьи по теме

Семейные туры

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

Телефон: 8 (926) 132-08-28

E-mail: soznatelno@mail.ru

© 2017. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика