Настольные игры

Специально заставлять маленького ребенка непременно освоить настольные игры с правилами не нужно. Как правило, интерес к ним возникает в 5-6 лет (это не значит, что его не бывает раньше, это значит, что не надо заставлять трехлетнего малыша играть в вашу любимую настольную игру).

При всем том, что настольные игры очень полезны, и развивают, и сплачивают, и т.п., для маленького ребенка (раннее детство — дошкольный возраст) очень важно больше двигаться, нежели смирно сидеть с настольной игрой. Поэтому задаваться целью непременно срочно обучить двухлетку настольным играм — лишнее. Их время обязательно придет, не надо торопиться.

Настольные игры относятся к большой группе игр с правилами, период игр по правилам обычно начинается примерно к 6 годам.

В старшем дошкольном возрасте (5-6(7) лет выполнение правил становится ключевым моментом игры. Детей привлекают игры с определенными заданными условиями, взятая роль диктует свои правила поведения. Игра приобретает более условный и обобщенный характер.

Это даже показатель нормального психического развития и готовности к учебной деятельности.

Про игры с правилами и особенности их восприятия:

«Игра с правилами в дошкольном возрасте»
Короткова Н.А. Михайленко Н.Я.

«Игровая деятельность»

Мы считаем, что если ребенок не прошел все стадии развития игры — от манипулятивной до игры по правилам, то с большой долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу в его психическом развитии не наблюдается кризис семи лет, знаменующий появление учебной мотивации.

Учебная мотивация определяет новый для ребенка тип ведущей деятельности — учебу. Этот тип ведущей деятельности возникает, когда отживает предыдущий — игра, внутри которого преимущественно формировалась психика ребенка-дошкольника.

К моменту кризиса семи лет игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» при условии, что ребенок прошел все стадии развития детской игры. Объясняется это, вероятно, тем, что (как отмечал еще Л.С. Выготский) процесс развития игры характеризуется постепенным уменьшением значения в ней воображаемой ситуации и существенным возрастанием роли правила.

Если ребенок на протяжении дошкольного детства много играл, полноценно общался со сверстниками и взрослыми, если ему читали книги и поощряли занятия детским творчеством, то к началу младшего школьного возраста у него, скорее всего, появится учебная мотивация.

Появление учебной мотивации свидетельствует о том, что игра выполнила свою роль в развитии ребенка и дальнейшее его развитие пойдет уже в рамках учебной деятельности».
http://psy.1september.ru/2000/30/5_12.htm

В переводе на человеческий язык — если ребенок в дошкольном возрасте недоиграл, страдает его развитие и учебная деятельность.

Там указано, что желательно пройти весь путь от простого манипулирования предметами до сложных игр с правилами (о развитии игры и ее особенностях можно почитать у Д.Эльконина).

Так вот — специально заставлять маленького ребенка непременно освоить настольные игры с правилами не нужно. Как правило, интерес к ним возникает в 5-6 лет (это не значит, что его не бывает раньше, это значит, что не надо заставлять трехлетнего малыша играть в вашу любимую настольную игру). При всем том, что настольные игры очень полезны, и развивают, и сплачивают, и т.п., для маленького ребенка (раннее детство — дошкольный возраст) очень важно больше двигаться, нежели смирно сидеть с настольной игрой. Поэтому задаваться целью непременно срочно обучить двухлетку настольным играм — лишнее. Их время обязательно придет, не надо торопиться.

Мы с дочерью, ей 3 года и 7 месяцев, играем в домино (со зверюшками) и «memory» (тоже с ними), ничего специально не изучали. Увидели в гостях — очень понравилось, купили себе такое же. В домино играем полгода ежедневно по нескольку раз. Мне уже надоело (улыбка). НО! Сюжетных игр у нас несравненно больше, как и двигательной активности.

Для ребенка очень важно научиться переживать проигрыш.

Но у маленьких деток эмоции неустойчивы, к тому же ребенок в раннем детстве эгоцентричен (и не может смириться с чужим выигрышем), поэтому настольная игра не будет ему так полезна, как старшему ребенку, уж лучше немножко подождать — в раннем детстве надо успеть исследовать мир, а не играть в шахматы! Потому что в настольные игры никогда не поздно начать играть, а такая восприимчивость, как в раннем детстве, потом улетучится, поэтому лучше отдавать время тому, что актуально именно сейчас. И, как всегда, не нужно говорить «а вот я в этом возрасте!..», потому что это не вы, а ваш ребенок, и он совершенно не обязан развиваться, копируя ваше детство.

Смотрите также открытый урок «Игра и дети». Ведет педагог, автор методики игрового обучения детей разных возрастов Женя Кац
Цикл онлайн-лекций
«Игра и дети» Жени Кац
Вводную лекцию из Цикла
«Игры разума» Евгении и Анатолия Гин

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

http://community.livejournal.com/deti_v_semje/

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2020. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика