Следование

sledovanie

Ольга Фролушкина: Следование… это понятие пришло в наш обиход  из книги Ж.Ледлофф и от специалистов некогда популярного центра «Рожана». Трактовка поведения следования «от Рожаны» была примерно такой: «такое поведение ребенка, когда он, не отставая и не отвлекаясь, следует за мамой, пока она идет куда-то по своим делам. Он не бежит на проезжую часть и не уходит в кусты посмотреть на интересный окурок, он сам отвечает за то, чтобы не отстать от мамы.

Такое поведение обусловлено инстинктом следования – инстинктом, который отвечает за выживание детеныша человека в естественной среде. Рожановский подход неоднократно был раскритикован, но все же стал широко известен, так как  никакой альтернативы ему не было. У меня их трактовка и методы тоже вызывали  и сомнения, и неприятие,  отталкивало авторитарное поведение мамы и «дрессировка» ребенка, но все же  наблюдения за поведением детей в городе (пока сын был еще мал для самостоятельных прогулок) убедили меня, что следование в городе вещь нужная и полезная.

Может быть даже более нужная и полезная чем в сельской местности или в среде обитания племени екуана. Поэтому, когда моему сыну исполнился год, я всерьез задумалась как научить его адекватному и безопасному поведению на улице. Пришлось идти наощупь, пробовать популярные советы из Рожаны и экспериментировать, исходя из своих соображений.  И, к  моему приятному удивлению, когда моему сыну сравнялось два года я почувствовала, как удобно и спокойно быть уверенной в своем ребенке…

Проанализировав свой опыт, я поняла, что практическим путем нашла свой способ обучения ребенка    следованию, довольно сильно отличающийся от того способа,  который был мне известен; отличающийся и целями, и методами и даже внутренней философией, не побоюсь этого слова. В частности, для меня оказалась неподходящей позиция «ребенок должен нести ответственность за то, чтобы не отстать от мамы», напротив, я всегда исходила из  того, что именно взрослый несет за ребенка ответственность в потенциально опасной  среде.

Также мне не показалось хорошим решением обучать ребенка следовать за мамой с помощью окружающих, которые возвращают отошедшего ребенка маме и побуждают его следовать за ней, уж очень пассивной и безответственной выглядит в такой позиции мама, которая как будто перекладывает свою ответственность за ребенка на окружающих людей. Не  думаю, что такое обучение действительно эффективно научит ребенка держаться  рядом с мамой  в окружении незнакомых людей.

Главной целью обучения следованию для меня стала  такая цель: научить своего ребенка вне безопасной  привычной среды, на городских улицах, полностью  в своем поведении ориентироваться на меня, не для того, чтобы не потеряться, а для того, чтобы по моей реакции определять что можно сейчас делать, а что  — нет. Чтобы ребенок держался рядом со мной не из страха, а по привычке, потому что «здесь, на улице,  так принято  себя вести»

Описывая свой опыт, я буду привычно пользоваться словом «следование», но вначале хочу дать свое минимальное определение.

Следование — совместная деятельность ребенка и мамы по освоению пространства вне дома.

Следование — важнейшая для ребенка возрастная сфера, наравне с освоением самостоятельной гигиены. По важности эти две сферы равны, по опыту-полярны. Гигиена дает ребенку пространство для инициативы и проявления своих возможностей, развития сознавания чувств, контроля. Следование дает ребенку опыт комфортной ведомой, зависимой позиции, учит соглашаться отдавать инициативу маме, полностью полагаться на неё, доверять и зависеть от неё в своих действиях больше обычного.

Следование как совместная деятельность,  учит ребенка не столько «не убегать»,  сколько ориентироваться на маму и передавать ей свою инициативу в освоении пространства. В совместной деятельности, вообще,  основное — это подражание, » я как мама». Следование дает следующий шаг для развития психики и личности- ребенок не просто подражает, но еще и активно учится,находясь в ведомой позиции.

То есть, когда, например, мама с ребенком моет посуду или еще чем-то занимается, она его не учит непрерывно, в основном-ребенок сам берет и повторяет за мамой, изредка мама ему что-то показывает. Следование — такой вид совместной деятельности, где мама полностью берет на себя ответственность и учит ребенка непрерывно, до тех пор, пока он не осваивает основы поведения на улице в совершенстве. Пространство вне дома — для ребенка является очень насыщенной информационной средой, для мамы важно максимально полно знакомить ребенка со средой и расставлять ориентиры.

Готовность ребенка к освоению поведения вне дома определяется тем, умеет ли ребенок ходить за руку с мамой. Некоторые дети изначально охотно соглашаются ходить за руку(повезло 🙂 ), других и этому надо учить- годовалые дети  очень чувствительны к границам, из-за этого могут воспринимать хождение за руку как посягательство на личную неприкосновенность.   (У меня сын был таким, хотя пошел он в 9 месяцев, но за руку стал ходить со мной только после 1,2-1,3, т.е. после окончания кризиса года, плюс я удачно воспользовалась зимними прогулками, когда Юра был вынужден держаться за мою руку из за сугробов и скользких дорожек 🙂 Так и привык, и к теплому времени года уже уверенно держался за мою руку и не протестовал.

В общем, пока ребенок не ходит за руку — носим на руках, коляска — только лицом к маме.

Если уже умеет ходить, но за руку не держится — сначала учим ходить за руку, потом начинаем ходить на прогулки 🙂 Ходит за руку — выходим осваивать улицу. Двор своего дома или огороженная детская  площадка для следования не подходят, так как пространство, скажем так, не агрессивное, защищенное. В таком пространстве ребенок может проявлять инициативу и реализовывать познавательную активность сколько хочет. Т.е. для того чтобы реализовать концепцию следования надо выходить в незащищенную среду — ходить по тротуарам, ходить в магазины и т.п.

Сначала ребенок ходит строго за руку, гуляет вокруг мамы-только в безопасном пространстве. Хождение надо много тренировать, это навык, который закрепляется постоянными повторениями, как впрочем и любой другой в возрасте от года до двух. Собственно говоря, никакого другого способа для таких малышей что-либо закрепить просто не бывает.

Ну разве что стресс, например, испугать разделением с мамой или страшным дядей, но это не наши методы 🙂 Если ребенок вырывает руку или быстро устает и просится на ручки- несем его мелкими перебежками. Пронесли-прошли, пронесли-прошли. Носим только в удобном для ребенка положении. Если вы читали советы противоположного толка, то я думаю, вам будет полезно узнать, что мамины руки и мамины объятия не должны ассоциироваться у крохи с напряжением, неудобством и подавлением. Только с комфортом и надежным пристанищем, иначе поводов убегать от мамы и не обращать внимания на её призывы будет еще больше.

Когда малыш привыкает ходить за руку, мама очерчивает вокруг себя мысленно небольшой круг, в котором ребенок может вокруг неё осваивать пространство. Это уже к полутора или даже чуть позже, прямой физический контакт за руку сменяется контактом глаз и контактом через речь, но этот вид связи с ребенком уже должен быть хорошо освоен.

Мама и ребенок постоянно смотрят друг на друга, ловят взгляд друг друга, мама сопровождает все действия ребенка словами. К этому моменту ребенок уже должен уметь останавливаться по слову «Стой» и подходить после слова  «Иди ко мне», ну или любым другими словами, которые маме нравятся. Но этот навык уже должен быть. Это второе, чему ребенка надо научить после хождения за руку. Останавливаться и подходить на зов. Особенно важно для темпераментных и возбудимых детей, которым трудно сосредотачиваться. Чем активней ребенок, тем важней для него четко ощущать границу — слово «стой».

Итак, в зависимости от защищенности пространства мама или ведет ребенка за руку (по тротуару, например) или отпускает в «свободное плавание» (на закрытой площадке), или очерчивает вокруг себя круг, внутри которого ребенок может находиться, не теряя при этом визуальный контакт с мамой (в парке, например).

Чуть ребенок переступает границу маминого мысленного круга — она его останавливает и возвращает, вначале физически и словами, потом только словами. Чем старше ребенок, тем шире может быть этот круг. На закрытой площадке или во дворе роль круга может играть забор, на оживленной улице — это четко рука мамы или её юбка (очень удобно, кстати, можно ребенка попросить держаться за юбку, если нужна свободная рука).

Если ребенок видит что-то интересное, что его манит — он вначале смотрит на маму, на её реакцию, а потом либо подходит к ней ближе, если мама дает ему сигнал, что туда не надо ходить, либо мама замечает интерес ребенка и сама начинает двигаться в сторону того, что заинтересовало ребенка. Таким образом, ребенок в принципе не пересекает этот воображаемый круг вокруг мамы, он может маме показать на что-то интересное,но инициатива и ответственность всегда полностью на маме, мама определяет можно ли переместиться в какую-либо сторону, идет туда или не идет, и ребенок таким образом либо получает возможность исследовать пространство, либо получает сигнал о том, что подобных мест/предметов нужно избегать.

Следование как навык полностью сформировывается к двум годам, до двух нет смысла требовать от ребенка четкого следования или говорить что у мамы с ребенком есть проблемы со следованием, или нарушения привязанности. Но учить следовать обязательно нужно, это прям важно-важно и для безопасности, и для развития, куда важнее, чем любое другое обучение в этом возрасте.  Некоторые мамы умудряются к двум ребенка натаскать на алфавит или счет, но совсем не учат поведению в разных местах… а после двух дети ох как быстро могут убегать, и непредсказуемо… у двухлеток же ощущение всемогущества появляется 🙂

Коляску вперед лицом, по моим ощущениям, можно использовать не раньше полутора, а лучше-после двух, когда поведение следования уже полностью закрепилось. От эпизодических прогулок в коляске следование не пострадает,но все таки стоит помнить,  что навык следовать за взрослыми закрепляется регулярными многократными повторениями, т.е. чтобы ребенок следовал — надо ходить с ним побольше, а не просто гулять в одних и тех же безопасных местах.

Закрепленный навык следования хорошо способствует укреплению и развитию привязанности, привязанность,  в свою очередь,  еще лучше мотивирует ребенка держаться недалеко от своих  близких. «Хорошо привязанный» ребенок от мамы далеко не отойдет,  потому что ему это не нужно и не интересно:  привязанность — этот тот эластичный шнур, который удерживает людей рядом друг с другом.

И в заключение приведу здесь парочку наиболее часто задаваемых и интересных вопросов, на которые мне приходилось отвечать в разговорах про обучение ребенка следованию:

Нормально ли, когда ребенок тащит за руку маму туда, куда ему хочется? Поощрять или пресекать такое поведение?

— Да, я считаю что такое поведение на прогулке нормально и даже желательно для малышей младше двух лет. Ребенок не просто идет куда хочет, он при этом сохраняет максимально прочную связь с мамой, несмотря на захватившее его страстное желание двигаться в сторону предмета или явления, вызвавшего такой горячий интерес.  Не думаю, что стоит этого бояться и пресекать, напротив, ребенок который привлекает внимание мамы к тому, что ему интересно, помнит о том, что именно мама(или папа) — это тот человек, который должен участвовать во всем, что происходит с малышом . А значит связь  прочна и все на своих местах.

— Является ли ошибкой периодически ходить за ребенком если он в «свободном плавании»?
если зона безопасная, огороженная, изученная-только тогда можно свободное плавание осуществить, и тогда можно и ходить за ребенком, если интересно, но не с целью оберегать (раз безопасно, значит оберегать не надо), а просто за компанию, можно сидеть на скамеечке и т.п.  Если зона потенциально небезопасная — действует «правило круга», когда ребенок заступает за мысленную черту, мама подзывает ребенка, и если считает возможным, дальше мама с ребенком продолжают путь в интересном ребенку направлении уже за руку  или поддерживая  контакт глазами и словами, т.е. обсуждая направление движения и его цель.

А  ребенок сам как-то сможет дифференцировать, почему мама у дороги не отпускает руку, а в парке можно уйти далеко?

— Да, ребенок со временем может сам дифференцировать, почему тут -так, а тут-вот так. Окружающаяся среда она же меняется, ребенок связывает: если тихо, парк, дорожки, то можно бегать вокруг мамы и т.п., а если шумно и много людей, то мама держит за руку, а если заборчик-то можно внутри заборчика бегать, а за заборчик без мамы-нельзя и т.п. Но сам определять нужное поведение он пока не в состоянии, поэтому он должен доверить маме эту функцию-определять как себяз десь можно вести. Собственно говоря, это цель нашего обучения: научить ребенка связывать разные условия с разным поведением и доверять функцию слежения за окружающей средой маме. Мама дает сигнал: если можно бегать — значит бегаю. Мама дает сигнал, что надо держаться рядом(берет за руку), и значит идем за руку.

Источник

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика