О речевом развитии
Что важно знать?
1. Есть дети, которые развиваются медленно. ЭТО НЕ ЗНАЧИТ — ПЛОХО! Просто они все начинают медленнее и позже, нежели их «развитые» и «образцово-показательные» ровесники. Такие дети могут позже заговорить, просто потому, что они развиваются в другом темпе.
2. На речь влияет не только мелкая моторика, и если у ребенка глубокий стресс (развод родителей, смерть бабушки, испуг в младенчестве (собака соседская налаяла), и т.п., вы это не исправите перекладыванием крупы из стакана в стакан и шнуровкой. Так же (простите, логопеды) занятия с речью не могут вылечить психологически. Поэтому стОит проверить, нет ли психологической причины задержки речевого развития.
3. Личного опыта нет, знаю по многодетным семьям — первые дети обычно позже начинают говорить, чем следующие. Зачем им — и так все вокруг бегают и выполняют все желания.
4. Очень важно лично обращаться к ребенку с самого начала (я бы даже сказала с зачатия, а не с рождения :)). Хорошо, конечно, как советуют, проговаривать свои действия (ну, моете посуду и объясняете, что вы делаете), но важно обращаться лично к малышу и «вести диалог». Этому помогают множество потешек — их легко найти в сети и даже выучить наизусть.
5. Важно, чтобы ребенок в принципе издавал какие-то звуки. Малыш должен гулить, лепетать, и т.п. в таком случае, если он в полтора года не говорит слов, не страшно — главное, что он умеет издавать какие-то звуки и уметь «высказывать мысль» с помощью «своего» языка (даже если это только звукоподражания) и жестов.
6. Пальчиковые игры и иже с ними — не основное средство, а второстепенное, вспомогательное, поэтому не нужно проводить параллель — ребенок ловко делает «сороку», значит, должен рано заговорить.
7. Исследований у меня нет, личные наблюдения за многими детьми — заметила, что дети мам-интровертов начинают говорить позже. Повторяю, исследований у меня нет.
8. У малыша не должно быть технических фонов (по возможности) — телевизионных и прочих шумов, это не помогает (распространенный стереотип), а мешает речевому развитию.
9. Билингвы не всегда говорят так же, как моноязычные сверстники. Они могут дольше «раскачиваться», путаться в конструкциях и т.п.
10. Лучше всего усваивается певческая речь — вот и пойте ребенку и с ребенком.
И последнее — понятие «Нормы» слишком размыто и не всегда обосновано.
Увы. поэтому, прочитав в книжке, что в «год ребенок должен произность столько-то», не нужно запивать свою горькую судьбу валерьянкой , а лучше оценивать развитие в целом — есть ли динамика? Ребенок контактирует с вами и внешним миром (жесты, любые звуки и т.п.)? Повторяет какие-то голосовые реакции, потому что «говорит столько-то слов» — это еще не оценка речевого (и уж тем более интеллектуального!!!) развития.
Смотрите также вводную лекцию из Цикла «Игры разума» Евгении и Анатолия Гин
Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов «Чтение как приключение» Марины Озеровой