Восприятие и мышление

vospriyatie-i-myshlenie

Начать, видимо, нужно с того, что восприятие взрослых людей и ребенка устроено по-разному. Да, для кого-то это совершенно неочевидно, иначе родители не требовали бы от детей рисовать «чтоб было похоже!», и воспроизводить точно мелодию («он не может спеть это, значит, у него нет слуха!»), или рассчитать расстояние на глаз и не угодить в воду, перепрыгивая лужу (если он только туда специально не целился). Ребенок вплоть до возраста младших классов школы включительно (!) практически полный кинестетик. Нет, это не означает, что он не слышит, не видит, и не ощущает, и не обоняет. Но! Двигательный (кинестетический) канал у всех детей является ведущим, это потом, с возрастом, все распределяются на аудиалов-визуалов и т.п. Дети же в этом плане практически одинаковы.

Итак, кроме того, что львиную долю информации ребенок получает через двигательный канал, еще и ДРУГИЕ каналы (лентяи такие) в своей работе зависят от него же, двигательного. Например: если ребенок видит статичный объект, его зрительное восприятие слабее, нежели если он наблюдает тот же самый объект в движении. Так же со слухом — если ребенок только слышит воспроизведение звука, его восприятие слабее, чем если бы он наблюдал за самим объектом, воспроизводящим этот звук.

Почему маме так важно петь самой, а не ставить ребенку диски в компьютер?

При человеческом пении ребенок получает целый букет рецепторных возбудителей — и движение, и зрительный образ, и запахи, и прочее. Все это, складываясь, ставится в качестве фундамента под собственно слух. И слух от этого развивается лучше. Поскольку, как я уже сказала, работа этого аудиального канала еще очень сильно зависима от работы канала кинестетического.

Почему? Потому что восприятие ребенка более целостно, они воспринимают целый образ, а не его отдельные характеристики (мы, например, при слушании певца можем потом не вспомнить его лица — нас интересовал звук, мы получили звук, а какого цвета у «источника звука» усы, нас не касается. Для ребенка же нет «неважных мелочей», он исследует объект целиком).

Итак, чем больше свойств объекта ребенок получает, тем лучше он воспринимает-исследует-запоминает этот объект. Замечательный педагог М. Кольцова в своей книге о детской речи (есть разные редакции, с вариантами названий) приводит такой пример. В двух детских группах поставили эксперимент. В одной просто показывали новые предметы и говорили их названия, в другой давали этими предметами поиграть, и совершить максимум разных манипуляций.

Итог: в первой группе дети намного хуже запоминали новые понятия, нежели во второй. Более того, все лингвисты утверждают, что со взрослыми все происходит так же, при изучении новых языков. Попробуйте на себе такой эксперимент поставить — сделать минимум 30 действий с предметом, или прочитать 30 раз название этого предмета в словаре.

Родителям необходимо помнить о том, что наш мозг не умеет работать «рафинированно» — т.е. обрабатывать только какой-то один вид информации, например, текст. Что происходит, если малышу читать книжку? Вряд ли многие родители скажут о своем двухлетнем слушателе, что он сидит, замерший, и смотрит в одну точку. Скорее всего, для «усвоения текста» ребенку нужно дрыгать ногами, тыкать в картинку (и пальцем и чем-нибудь более эффективным, типа фломастера), ерзать, шуршать, переворачивать странички, и т.п. Нет, что вы! Он слушает. Но мозг его еще не умеет работать так однозадачно — слушать, и все, и все остальное выключается.

Дошкольный возраст, как мы знаем, время накопления этого самого опыта восприятия.

Не то чтобы развитие потом остановится — нет, оно станет качественно иным. Потому что мы с вами уже, при всем желании, не можем переделать эти свои «матрицы», и все наше восприятие базируется на очень давно усвоенных первых опытах. Опять же — это не означает, что все будущее зрение безнадежно потеряно, если ребенок в год успел насмотреться мультиков. Это означает, что сейчас срочно нужно заниматься его развитием, а не убиванием несчастного мозга, который просто уже не знает, зачем он там появился, если его лишают основного питания, а именно — информации через кинестетический канал.

Если мозг получает только зрительные образы, которые валятся на него с кошмарной скоростью и не успевают обрабатываться, он просто отстраняется от дела — ему НЕЧЕМ их обрабатывать. Потому что телевизор или компьютер ЭТО НЕ ОБЪЕКТ, запомните, пожалуйста, это очень важно. ЭТО НЕ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ.

И уж тем более, если персонажи дико скачут на экране, это не значит, что кинестетический канал занят и получает свою информацию! А если в мозг попадает информация только зрительного канала, НИЧЕМ не подкрепленная, чем он ее обрабатывать должен? У него нет инструментов. Потому что в дошкольном возрасте — хотите вы этого, не хотите вы этого, оно так и будет! — зрительное и любое другое связано с кинестетическим. Хорошо, скажут мне, а книжки? Они никуда не движутся?

Стоп, книжка — это трехмерный, настоящий, физический объект. С движением, запахом (лет до двух — вкусом), ВОЗМОЖНОСТЬЮ ЕЮ МАНИПУЛИРОВАТЬ. Не переключать кнопки и не управлять мышью! Манипулировать физическим предметом с помощью физических действий. Хотя книжка, как я уже говорила ранее, не самый «развивающий» предмет в раннем и дошкольном детстве. Песок, например, или вода, куда предпочтительнее чтения самых лучших произведений для детей. Максимум восприятия физических форм, физических состояний. Заморозили кубиков льда — играйте с ними, пусть тают в ладошках или плавают в тазике, это ж такой восторг! Но нет, родители лучше включат какую-нибудь «развивающую» физику для малышей!.

Далее. В смысле развития, например, математических понятий.

Что такое изучение математики? Родители дошкольников уверенно ответят — начать надо с заучивания цифр и счета до десяти. Забудьте, дорогие родители!!! Это последний этап, когда абстрактное понятие уже усвоено, категоризированно (да, именно это и делает мозг к 4-5 годам), и готово к соотнесению со знаковой системой. А скажите, пожалуйста, откуда оно изначально берется?!

Из развивающей программы на компьюетере? Тогда почитайте еще раз про восприятие. Оно оттуда не попадает в мозг, потому что нет туда других дорог, кроме как в связи с двигательным каналом. А тогда куда? В механическую память, конечно же! (нет, в мозг все равно, конечно, так или иначе, но я имела в виду, не так надежно и не для хорошего усвоения). У детей отлично развивается механическая память. КОТОРАЯ НЕ СВЯЗАНА С ОБУЧЕНИЕМ!!!

С ним связана какая? Произвольная! На чем она основана, ее работа? Не поверите! НА ВОСПРИЯТИИ! Еще раз читаем про восприятие, что оно делает для мозга перед тв или компьютером — НИЧЕГО. Потому что заучивание цифр или букв оставляет мышление дремать в сторонке, а будоражит как раз механическую память и да, отлично ее развивает, только зачем она потом, никто не знает.

И родители бегут в школу, где чадо блестяще прошло приемную комиссию и тестирование (я не просто пишу — я проводила эти тестирования), и вопрошают: «Ну он же так хорошо все запоминал?!». Ок, все «хорошо запоминать» дошкольник с компьютера может до какого-то определенного момента, когда информация уже в таком объеме, что либо механическая память должна быть развита на несколько гигов, либо мышление должно все-таки включиться. Но оно не включается в восьмом классе! Оно включается задолго до, еще до начала заучивания цифр.

Основа развития мышления — поступление достаточной информации от всех, главным образом, от двигательного канала восприятия. Итак, вернемся к математике: отличные «развивающие» программы в сочетании с лишением ребенка достаточной двигательной активности (час прогулки-беготни в день это ноль вообще-то) упорно делают свое дело, мы получаем «хорошо знающего и запоминающего» дошкольника с атрофированной способностью воспринимать и ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ информацию.

Зачем в таком случае ребенок? Включите компьютер, его память в разы больше! Изучение, например, математики ОСНОВАНО на восприятии пространства, себя в пространстве, физических свойств предметов, наблюдения их соотношений и действий (мяч бросил — улетел вот туда, бумажку бросил — вот сюда, а кирпич вообще не поднять), и т.п. Вот это и называется «математика для малышей» и на основании этих СЕНСОРНЫХ опытов В МЫШЛЕНИИ абстрагируются понятия величины, размера, расстояния и т.п.

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой
Вводную лекцию из Цикла
«Игры разума» Евгении и Анатолия Гин

http://community.livejournal.com/deti_v_semje/

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика