Коллектив как можно раньше?
Аргументы «за садик» — ребенок должен войти в коллектив чем раньше, тем лучше, а то ему потом будет очень тяжело!
Часть 1 — «чем раньше». Чем раньше ребенка отрывают от мамы, тем хуже и для его развития в целом (поскольку существует симбиоз мать-дитя, в котором главным образом и идет развитие), и для восприятия мамы ребенка (все же это по природе неестественно), и для будущих отношений не только ребенка с родителями, а с его семьей и собственными детьми. Ребенок в раннем детстве не должен быть оторван от мамы (в крайнем, САМОМ КРАЙНЕМ, случае — от близкого человека, который ее заменяет).
Потому что от того, насколько хорошо пройдет этап «близости», зависит, как будет происходить постепенное «отделение» от мамы, опять же — естественным путем, согласно особенностям развития и потребностям вот этого конкретного ребенка, а не гипотетического среднестатистического. Наоборот, насильственное отлучение от матери в раннем детстве и ощущение «брошенности», связанное с этим, будет трансформироваться в самые разные «последствия» во взрослом возрасте. Зависимость никуда не исчезает, даже если нам этого хочется. Все дети устроены природой так, что им нужна мама, а не сборище чужих теть.
Поэтому здесь, при насильственном «внедрении в коллектив», бывает множество вариантов: чрезмерная зависимость в более старшем возрасте, подсознательные страхи (вплоть до фобий), поиск «гуру» (так выражается неудовлетворенная потребность в надежном взрослом в раннем детстве — в подростковом возрасте это могут быть антисоциальные группировки, или секты, и т.п.), поиск суррогатных заменителей неудовлетворенной эмоциональной зависимости (самый легкий путь — наркотики, алкоголь, психотропные средства).
Если ребенок до трех лет «сам хотел в садик, и пошел прекрасно, вообще как будто так всегда и было!» — это хороший повод маме задуматься.
Здесь могут быть несколько причин:
1 — у мамы очень сильная установка, что ребенок должен быть без нее — ребенок с этим подсознательно смиряется, что же ему делать;
2 — специфика воспитания и семейных отношений (грубо говоря — дома бьют, в садике жалеют и хвалят);
3 — страх быть отверженным в очередной раз (один раз мама отвела куда-то, так хоть здесь надо «понравиться», чтобы опять не отвергли);
4 — мама всегда права, значит, раз она сюда привела, то это нормально (здесь очень легко попасть в ту категорию, когда с ребенком обращаются плохо, а он терпит — ведь это нормально, мама велит здесь быть).
Вообще совершенно нормально и естественно, что дошкольник живет с мамой (опять же — в крайнем случае, с человеком, выполняющим ее функции). Ведь кризис социализации — это семь лет! Не год и не три и не пять! (Подробно о естественном отдалении от мамы мы поговорим чуть позже, и оно не имеет ничего общего с насильственным отрывом и погружением в чужой коллектив).
Часть 2 — «а то ему потом будет тяжело войти в коллектив».
Здесь на любой пример «вот я знаю домашнего ребенка, и он плохо пошел в школу» я могу привести десять контр-примеров моих садовских школьников, которые «пошли в школу» ничуть не лучше. Самый свежий случай: у меня есть знакомая девочка, как раз такая, каких любят — совершенно «без тормозов», очень общительная, контактная, сверхкоммуникабельная. С года в яслях. Звонит мама и жалуется, что «слишком тяжело привыкает к коллективу в школе, три недели сплошных истерик, нарушился сон» и т.п. Если учесть, что с ней пошли в первый класс еще пять знакомых девочек из садика, то очередной миф «ребенка надо как можно раньше выкинуть из дома» развеется с легкостью.
Так что умение адаптироваться к новым условиям совсем не зависит от того, как рано человека помещают в эти самые «новые условия». И наоборот — чем спокойнее и естественнее идет развитие в «своей обстановке», тем увереннее себя чувствует человек в будущем в «чужой» атмосфере. Как раз самый опасный вариант, когда ребенок уже в раннем детстве начинает себя чувствовать «как рыба в воде» совершенно не взирая, какие условия и какие люди вокруг — свои или чужие. «Ребенок должен как можно раньше привыкнуть, что коллектив вот такой (агрессия, и т.п.)» — конечно, тогда он всю жизнь и будет жить с этой установкой, что не существует нормальных человеческих отношений, что семья это глупости, и лишать собственных детей права на тепло и любовь — ведь их надо как можно раньше «пристроить» в чужой коллектив!
Как раз те люди, которые очень рано пошли в детские учреждения, и ожидают, что кто-то за них «наладит контакт», они потом будут искать «воспитательницу», в отличие от тех, кто научился сам устанавливать связи.
Смотрите также цикл лекций педагога, психолога Анны Быковой про адаптацию «Дела САДовые»