Форменное безобразие

Людмила Петрановская, психолог: Начался учебный год — и лента полна стонов по поводу школьной формы, каковой осчастливили с этого года многих школьников и их родителей.

Теперь уже поздно гадать, что стало причиной этого счастья, последовавшего, как вы помните, сразу же за словами «типа Президента» о том, что форма — это хорошо. Сказалась ли тут общая эпилептоидная тяга режима к тотальному контролю, или кто-то из партнеров по дзюдо, по совместительству владелец швейного производства, чью продукцию в здравом уме и добровольно не купит никто и никогда, это дело пролоббировал, мы уже не узнаем. А вот последствия расхлебывают тысячи детей и родителей.

Кому-то повезло, и школа спустила это дело на тормозах, отдав решение родительскому комитету, а там обычно все же не дураки сидят (хотя бывает, что подхалимы, но их можно хотя бы переизбрать). Где-то школа обозначила некий реверанс в строну тренда, форму ввела, но детям мозг не выносит, ограничиваясь строгими требованиями в «парадные» дни и дни всяческих проверок (ничто так не радует глаз чиновника-проверяльщика, как дети, унифицированные по полного единообразия и стоящие-сидящие ровными рядами а лучше вообще манекены).

Но есть школы, рванувшиеся бороться за «единое оформление» детей со всей давно нереализованной страстью совково-прусского разлива. С замечаниями, разносами, оскорблениями, третированием за полосочку на рубашке, слишком узкие-широкие брюки, слишком длинные-короткие юбки и пр. Ну, и как обычно, нашлись ловкие ребята, которые просто погрели руки, потребовав, например, покупать форму одного конкретного производителя и строго централизованно.

Вообще, по поводу формы часто возникали и раньше споры и холивары. Мне, если честно, всегда было непонятно, о чем тут спорить. Минусы, на мой взгляд, настолько перевешивают плюсы, что и говорить не о чем.

Собственно, аргументов «за» обычно три.

1. Форма создает равенство, нивелирует разницу в достатке семей.

Очень смешно. Во-первых, разница в достатке семей давно существует не столько между детьми в одном классе, сколько между разными школами. Вероятность соседства за партой сына уборщицы и сына депутата/прокурора/бизнесмена/шоумена близка к нулю. Тут уже очень поздно пить боржоми. А в тех школах, где важны способности, где нет коррупции при поступлении и такое соседство вполне возможно, формой обычно не заморачиваются и детям, как и педагогам,  фиолетово, у кого родители богаче.

Во-вторых, разница в достатке все равно будет видна. Кроме формы, есть обувь, кроссовки и костюм на физкультуре, верхняя одежда, часы, телефон, способ проводить каникулы и еще стопицот всего. Будем все уравнивать?

С другой стороны, и разница в дорогой и дешевой одежде сейчас очень невелика на вид, это не разница между бархатом с жемчугами и рваньем и лаптями, а только глупости вроде брендов и «последних коллекций». Джинсы, которые я дочери купила летом на распродаже в каком-то сетевом магазине типа «Нью-Йоркер», за 10 евро не отличаются на вид от джинсов за 1000 евро просто совсем (и дешевле вдвое самых паршивых синтетических блескучих и висючих форменных школьных брюк, а не паршивых — впятеро). О какой такой огромной разнице во внешнем виде мы говорим?

В-третьих, кто вообще сказал, что решение проблемы путем заметания мусора под ковер — лучший способ? Социальное неравенство существует. Задача родителей и учителей научить детей достойно справляться с этим обстоятельством, не уравнивая ценность человека с ценностью его тряпок.

2. Аргумент второй тоже восхищает своим лицемерием. Форма, мол, поддерживает чувство принадлежности школе, корпоративную гордость, не зря в лучших частных школах Европы она есть. Чудесно. То есть школы у нас абы какие, гордиться там решительно нечем, дети их не любят и принадлежностью к ним, мягко говоря, не дорожат — зато форма будет ИЗОБРАЖАТЬ, что у нас как в Европе. Интересно было бы составить корреляцию — как соотносится качество школы, в том числе любовь к ней учеников, и степень рвения в требовании формы у ее администрации. Что-то мне подсказывает, что зависимость будет  весьма говорящей. Не говоря уже о том, что в тех самых «лучших школах Европы» действует автономия школы, и если форма есть — это решение самой школы, ее личная традиция, а не следствие чего-то сказанного и навязанного сверху.

3. Ну, и про то, что школа приучает носить костюм. Это вообще ноукомментс. А с чего кто-то взял, что ребенку непременно понадобится в его будущем офисный костюм? Я вот живу без него, и не жалуюсь. И дочь, надеюсь, обойдется. А сын с удовольствием носит при случае, хотя в школе ходил в джинсах. Можно моих детей не будут заранее программировать на то, как им одеваться и как жить?

На этом аргументы «за» кончились. По крайней мере, я других не слышала.

Теперь посмотрим, что против.

1. Форма — это прежде всего издевательство над  мамами. Потому что нормальный мальчик-второклассник (и многие девочки) за школьную неделю пачкает в среднем три комплекта одежды. И либо мама должна ночью стирать сушить и заглаживать стрелки, либо потратиться на три комплекта, чтобы стирать и сушить все выходные. Ткани и фасоны школьной формы обычно непрактичные, либо она мнется, а там все эти складки-защипы-пуговицы, замучаешься гладить, либо она с большим процентом синтетики, а это затяжки, катышки и очень недолгий срок службы. Сплошь и рядом на этикетке значится, что стирка в машине запрещена. Это как вообще? Горничную нанять ради внешнего социального равенства?

2. Форма — это дорого. У меня, например, в выходные часто работа, а то и командировки. Поэтому я всегда покупаю дочери много одежды, с запасом на те случаи, когда не могу ей помочь со сборами в школу в выходные. Купить четверо джинсов и десяток кофточек-маечек-свитерочков на порядок дешевле, чем четыре форменных комплекта. И кроме того, эти же джинсы и маечки годятся, чтобы пойти в гости, в секцию, гулять, поехать отдыхать на каникулах.

3. Форма — это дискриминация детей с нестандартной фигурой. Разница в телосложении, которую джинсы и трикотаж скрадывают, форменная одежда подчеркивает. Это на рекламных фото мы всегда видим стройных девочек, которым так идут юбочки-плиссе, рюши на блузках и сарафанчики в талию. А страдания девочек не столь стройных, или, напротив, очень худых, вынужденных обтягиваться сарафанчиками или ходить в чем-то вроде мешка с пуговицами, дискомфорт детей высоко-малорослых, или подростков, у которых размер в ширину еще детский, в длину вполне взрослый и все отовсюду торчит, во внимание не принимаются.

4. Форма неудобна. Рубашки, заправленные в брюки, пиджаки с жесткими плечами, задирающиеся или липнущие к колготкам юбки, легко отрывающиеся пуговицы. Она жмет, врезается и давит, ее надо постоянно поправлять и одергивать, а для ребенка с чувствительной кожей типичная форменная одежда — просто пытка. Какая уж тут учеба.

5. Форма провоцирует конфликты. Где есть произвол — там будет протест. Подростки будут бороться за свое право ходить без формы, нарушая требования явочным порядком. Их будут за это ругать в школе и дома. Они в ответ — огрызаться. Родители будут третировать детей или скандалить со школой. И ради чего, можно узнать, создавать заведомую точку напряжения? Мало стресса в жизни?

6. Иногда родители говорят: зато не надо думать, что на него (нее) надеть, а то еще начнет перебирать все утро. Есть такое дело, некоторые начинают. Но разве не одна из задач детства — научиться управяляться со своим внешним видом в том числе? Научиться одеваться к месту, и удобно, и чтобы самому нравилось? Почему не установить требования, которые помогают научиться думать и решать, что надеть? Например, требование скромности и строгости одежды — качественное, разумное и развивающее. Есть возможность подумать и оценить: джинсы с дырами и стразами — это подходит? А надпись на майке -любая ли может быть? И опять же могут быть разные традиции в разных школах. СВОИ традиции, и куда-то нормально прийти в майке с надписью «Я сегодня странный какой-то», а куда-то не стоит, и в этом надо ориентироваться. Нет, конечно, если цель стоит — вообще с детьми поменьше разговаривать, а только указания давать, то, конечно, форма лучше.

7. В этом месте психологи обычно говорят про вред уравниловки и нивелирование индивидуальности, о том, что форма готовит к роли «винтика» или «офисного планктона», но я не буду. Не так это просто — нивелировать индивидуальность одеждой. Дети отобьются. Их глаза, улыбки, характеры не нивелируешь сарафанчиками.

Мне кажется, вред от насилия намного сильнее. Одинаковая для всех одежда вообще свойственна местам, созданным не для радости: армии, тюрьме, больнице. Если форма — это не про любовь к своей школе и не про гордость, что ты здесь учишься, то она про то, что государство тебя имеет, как хочет, а педагоги и родители вместо того, чтобы тебя от него защищать, ему  в этом помогают. Впрочем, может, именно это и есть подлинный глубинный месседж нововведения.

Короче, единственная школьная форма, которую я могу признать разумной — это  джинсы (юбки) без выкрутасов с майками-кофтами-фуфайками цвета школы или с эмблемой-девизом школы, которые дети сами хотят носить и носят тогда, когда решил школьный совет. А если кто-то по каким-то причинам не носит, то тоже можно.

Что делать, если вам не повезло?

Во-первых, не преувеличивать возможности школьного самодурства. Никто не имеет права ограничивать доступ вашего ребенка к образованию или устраивать его травлю из-за формы. Какие бы там ни были постановления и решения, закон сильнее, и закон говорит о праве вашего ребенка на образование. Вы как родитель обязаны обеспечить ему для этого условия — пригодную для хождения в школу одежду. ОДЕЖДУ. Не форму.

Школа может принять решение об обязательной форме — имеет право. Родительский комитет школы может это решение опротестовать — тоже имеет право. Если родительский комитет прогибается или сам жаждет уравниловки — его очень легко переизбрать на ближайшем же собрании.

Если начинаются явные придирки к полоскам-ширине штанов, если ребенка выставляют из школы и класса в тот день, когда он по какой-то причине не в форме (не успела высохнуть), не бегите покупать другие рубашки-штаны и не начинайте оправдываться. Скажите, что вы и ребенок с уважением относитесь к выбору школы в вопросе формы и будете следовать принятому дресс-коду ПО МЕРЕ ВОЗМОЖНОСТИ.

Нет, вы не станете заглаживать стрелки на брюках, вам некогда и вам не нравится. И нет, вставать в 6 утра, чтобы успеть высушить феном единственно правильную жилетку вы тоже не станете. И если у вашего ребенка чувствительная кожа, то он не будет ходить в пиджаке с натирающим воротником и режущими подмышками, но вы обещаете — когда сможете — купить подходящий по цвету трикотажный жакет.

Наконец, вы всегда можете написать заявление на имя директора, что, по материальным обстоятельствам, не можете обеспечить своего ребенка школьной формой требуемого образца и очень надеетесь на то, что это не отразится на отношении к нему педагогов и администрации. Мы ж все это за ради равенства бедных и богатых? Неважно, каковы на самом деле ваши обстоятельства. В конце концов, бюджетом распоряжаетесь вы и вы можете считать, что лучше потратить деньги на каникулы ребенка в Англии или на его занятия дайвингом, чем на форму. А на то и на другое у вас нету.

В некоторых случаях это может звучать издевательски, но кто первыми начал издеваться? Отдаете под запись заявление, а после первого же случая выноса мозга ребенку из-за формы пишете наверх жалобу про то, что вашего ребенка третируют из-за того, что семья недостаточно богата. Конечно, это вариант для подростков, которые сами настолько не хотят носить форму, что готовы выдержать некоторое давление  и уверены в поддержке одноклассников.

Искусственно ставить ребенка в роль изгоя не надо, тогда уж проще школу сменить. Ну, и та одежда, в которой ребенок ходит вместо формы,  должна выглядеть прилично — не вызывающе, не быть очень заношенной, грязной, явно не по размеру. А то получите проблемы с опекой.

Про ребенка с чувствительной кожей тоже можно написать заявление. Только самого ребенка подготовьте, что отвечать, если «начнется». Лучший вариант: «Марья Петровна, я  надеваю то, что велит мама (папа). Все вопросы — к моим родителям».

Короче, очень сочувствую всем, кто «попал»,  пусть это поменьше отравляет жизнь вам и детям. Не давайте их в обиду.

Смотрите также цикл онлайн-лекций Людмилы Петрановской:
«Головоломка: как подружиться со своими эмоциями и научить этому ребенка»
Людмила Петрановская расскажет о том, как корректно проживать эмоции, справляясь со стрессом
без саморазрушения и искусственного «спокойствия», и создавать более гармоничные отношения с миром, сохраняя веру в свои силы.

«Что такое совесть?»
«У тебя совесть есть?» —  Этот упрек время от времени слышит в свой адрес любой ребенок, причем по самым разным поводам

«Матерная тема»
Лекция о тонких связующих нитях между дочерьми и матерями.

Оригинал

  • Первые три года ходила в школе в форме, вспоминаю с ужасом: отвратительный фасон, цвет, колкая ткань. Мама постоянно её гладила и нашивала воротники-манже ты. Какое же счастье было, когда её отменили — вперёд, в демократическое общество! А теперь весь этот маразм возвращается. В общем, ещё один аргумент в пользу анскулинга (ребёнку пока год, но уже изучаем вопрос). Спасибо, очень адекватная статья.

  • Да, мне еще говорили, как аргумент «за», что учителю легче, когда перед глазами не рябит от разноцветной одежды. Но мне кажется, это решается правилами школьными одевать одежду мягких цветов. Форма — это мракобесие. Мой брат учился в испанской школе, там есть форма. Это шортики, футболка, жилетка и уютный джемпер на прохладную погоду. А не костюм-тройка для первоклассника, что выглядит по-идиотски и никак не научит человека ходить в костюме, скорее наоборот.

  • Людмиле Петрановской — как всегда — браво!

  • Я закончила школу в 1993 году. Форму у нас отменили в старших классах. Разница в доходах родителей сразу стала очень заметной, и я хорошо помню то глухое чувство неполноценности , которое я испытывала, сравнивая свою одежду с одеждой одноклассниц. Да и сегодня, думаю, легко можно отличить дорогие вещи от не очень дорогих. Что касается аксессуаров, то их, разумеется, никуда не денешь, но, согласитесь, что на фоне остальной одежды они не так заметны. Поэтому «опровержение» первого аргумента «за форму» звучит для меня неубедительно.
    Сочетание «корпоративная гордость», конечно, звучит смешно, если речь идет о школьниках. Но вряд ли эта мифическая корпоративная гордость является единственной причиной, по которой лучшие частные западные школы хранят эту традицию. Может, стоит задуматься, почему на самом деле вся западная элита в своих школах ходила и продолжает ходить в униформе?
    Третий аргумент вообще непонятно откуда взялся, такое ощущение, что его автор выдумала для полноты картины «маразма власти». Обычно говорят о том, что единообразие одежды помогает детям сосредоточиться на учебе. Думается, это весомый аргумент, особенно если учесть, что дефицит внимания — очень распространенна я проблема.
    Относительно перечисленных минусов формы скажу, что никто не мешает тем же родительским комитетам сформулировать адекватные требования к форме — ее фасону или ряду фасонов, материалам (почему ткани обязательно должны быть жесткими? потребуйте трикотаж!). Между прочим, джинсы вовсе не скрадывают недостатки фигуры, как раз наоборот.
    В любом случае, разумный, адекватный дресс-код в школе абсолютно необходим. Еще бы раздельное обучение мальчиков и девочек ввели, было бы вообще замечательно.
    Автору, впрочем, спасибо за советы относительно того, как вести себя, защищая свои права и права ребенка в случае конфликтной ситуации.

  • spasibo! Poznakomilas s Vami nedavno, no uzhe cenjiu materialy , kotoryje uspela prochet’ ili posmotret’. Kak vazhno imet pod rukoj mnenije i rukovodstvo znajushego, zdravomysljashe go specialista.

  • Даже не подозревала, что столько может быть минусов в данной теме, причем большая часть высосано из пальца!
    Возникло чувство, что автору нужно было написать определенное кол-во строк, и автор, как могла, «растягивала» эту тему… А рассуждения автора о джинсах «Разница в телосложении, которую джинсы и трикотаж скрадывают, форменная одежда подчеркивает» — полный бред!!!
    ….Вся статья призывает к негативу..
    …От психолога — неожиданно…

  • Школьную форму носила с удовольствием, но именно коричневое платье, было несколько фасонов, подобрали подходящий и всё. Прекрасная мягкая теплая полушерстяная ткань была. Проблем с её ноской никогда не было. А вот синяя форма для старших классов мне совершенно не понравилась, вот это и есть те самые жилетки и пиджаки, которые непонятно на кого были шиты, жутко неудобный фасон. Отходила лишний год в коричневом платье с черным фартуком вместо синей формы старших классов, а на следующий год и вовсе форму отменили. Была рада, что не пришлось покупать этот синий ужас с пиджаком и юбкой, да еще и блузки какие-то искать под них. Платье для девочек лучше всего. Почему сейчас в школах не носят платья? Потому, что их просто не шьют, почему-то думают,что форма это обязательно куча раздельной одежды: сарафан и опять же блузка, юбка и блузка и жилетка и т.д. и т.п. Девочки носите платья!!! Детям удобно, мамам нет проблем с ушиванием юбок в талии и стиркой блузок.

  • Я закончила в 2007. Училась в гимназии, и только у нас во всем городе был дресс-код (белая рубашка или блузка и классический костюм). И как-то вообще не страдали из-за этого. Да, действительно было чувство принадлежности к элите. Но нам это вообще старались всячески внушить, не только в форме дело, форма, скорее, просто как атрибут. Школа, кстати, хорошая была 🙂

  • U nas v gimnazii byla forma, kogda vo vsej strane ne bylo. U mladsheklassnik ov — formennye zhiletki, svetlyj monohromnyj verh (vodolazka, rubashka, bluzka — bez raznicy), i temnyj niz. I devochkam i mal’chikam mozhno bylo bryuki, a v osobye dni — devochkam obyazatel’no yubku. V srednih i starshih klassah zhiletku zamenyali na pidzhak. Mal’chikam poocheryalos’ nosit’ galstuki. Byl formennyj iz durackoj tkani, no mnogie pokupali prosto takogo zhe cveta, no bolee kachastvennyj. Mozhet iz-za togo, chto i shkola u nas schitalas’ v rajone prilichnoj, mozhet esche iz-za chego, no vse deti, vklyuchaya menya, formu nosili. Nikogo ne parilo finansovoe neravenstvo, forma eto ne sglazhivala, prosto vse normal’no druzhili. Zato vsegda v tolpe detej posle 15 dnya v rajone mozhno bylo vydelit’ svoih, takih zhe gimnazistov. I esche u nas byl znak otlichiya — znachok gimnazista, ego vydavali za uspehi v uchebe i aktivnuyu deyatel’nost’, poluchit’ takoj mozhno bylo tol’ko v konce goda, na ceremonii poslednego zvonka, i obladateli im strashno gordilis’ i nosili na lackane.
    Ya dumayu, chto sut’ v sozdanii vnutrennej kul’tury shkoly. Chto est’ razumnye trebovaniya k forme, i eto ne ploho, esli deti ponimayut, chto v uchebnoe zavedenie nado hodit’ v smart-casual stile. Eto ob’edinyaet dazhe kak-to. No tol’ko v tom sluchae, esli est’ i drugie faktory, esli shkola daet povody rebenku gordit’sya svoim zavedeniem, svoim obrazovaniem, a ne prosto «kleit oboi na razvalivayuschi esya steny».

    P.S.
    Prostite za translit.

  • А в нашей школы не форма, а «правила», и меня они вполне устраивают. Черное, темно-синее и темно-серое, мальчику-нескол ько брюк и шерстяной или хлопковый кардиган. Рубашку только на праздники, а так-белая водолазка. Ребенку, кстати, очень хотелось носить костюм)) С девочкой проще-два сарафана, под них водолазки, ну и тоже кардиган, если холодно. Брюки не покупаем, обходимся рейтузами (девочка еще маленькая). Полный отказ от формы не поддерживаю, вспоминаю свое школьное детство в 90-е. Учительница старшего, кстати, покупает всем одинаковые дневники и разрешает только зеленые тетрадки, без рисунков, чтоб не отвлекались. Ну и что, нам же проще, не надо разоряться на тетрадках.

  • Хочу добавить, что это я решила, как именно одевать детей, большинство ходят в дурацких костюмах-пиджак ах. Не могу одевать детей в синтетику, так и сказала на собрании, коода решали вопросы одежды.

  • Соглашусь с ЕленаЕлена!
    Форма определенным образом не дает материальным различиям вырастать в огромные комплексы детей и подростков. И красивые разговоры о том, что это не должно иметь большого значения, что нужно воспитывать детей быть счастливыми вне зависимости от материального статуса, поверьте, останутся только разговорами. Сейчас даже мало кто из взрослых умеет быть счастливым просто так, безусловно…
    Насчет удобства родителей, думаю, школьная форма как раз хорошая и есть альтернатива проблеме выбора по утрам- это можно, а это слишком вызывающе, а это-нарядное не пр случаю и прочее. А так- форму одел и пошел.
    Насчет удобства формы- а кто ж мешает выбрать ее удобного фасона, из удобной приятной ткани и подходящую для машиной стирки. В Америке, например, часто вижу школьную форму из обычных трикотажных футболок с шортами, брюками или юбками определенного цвета с вышивкой эмблемы школы (вышивку делают непосредственно в школе на твою форму). Сверху соответственно сезону может быть мягкий жакет или кофта.
    И конечно же, мое мнение, что форма позволяет детям сосредоточиться на учебе, а не рассматривать весь урок новое платье первой модницы класса. :-)))
    P. S. Как то удивил язык автора- изъясняется, как подросток на сленге… То ли это такая уловка, дабы привлечь к статье побольше недовольных народных масс?

  • Статья заинтересовала. Позвольте выразить свое мнение. Я крайне удивлена таким негативным отношением к форме. Я живу в Литве. Помню, когда училась в гимназии, у нас была обязательна форма. Но тогда это мало в каких школах было. Поэтому родители изрядно попотели, бегая по ателье. Однако, прекрасно помню, особо недовольных учеников не было, девчонки красовались в юбочках, либо разрешались черные джинсы, а сверху всегда была темно — зеленая жилеточка, под ней — белая блузка, свитерок, гольфик — кому как нравится. До введения формы прекрасно помню, какой был беспредел. Некоторые девочки приходили как на дискотеку, юбка настолько коротка, что, когда сидишь — нижнее белье видно. Мать только разводила руками — ничего не могу с ней поделать. Так вот, все эти проблемы отпали, все! Сейчас, спустя 15 лет, у нас есть формы во всех школах. Достаточно красивые и разнообразные. У всех есть эмблема школы. На мой взгляд — это очень красиво, да и ученики, не слышала, чтоб жаловались. Зимой вместо брюк разрешается носить синие джинсы. На пиджаке или пуловере иногда приходится застирывать шятнышки, но стирки не так уж часты. Слаба Богу, что мне не нужно ломать голову, во что одеть ребенка в школу!!!! В конце концов, покрасоваться в другой одежде можно на улице, в театре, в гостях. Да, кстати, насчет приобретения формы — вообще не проблема. Каждая школа имеет контракт с каким нибудь ателье. Да и на базаре полно брюк, пиджаков, жилеток разных цбетов — перед сентябрем особенно. Совершенно не понимаю, почему такое негативное отношение, во многих странах это норма.

  • Весь смысл школьной формы в том что дети НЕ ОТВЛЕКАЮТСЯ на разнообразие чьи-то блесточки-рюшеч ки-слишком короткие юбки и и.д. Форма — это дисциплина. И кста про английские школы могу сказать — чем лучше школа тем жестче требования к школьной форме. В частных школах вся спортивная одежда включая носки форменная. В дорогих частных школах форменные даже куртки и зимние пальто. И никто не жалуется.

  • а мне нравится когда дети ходят в форме-так приятно на них смотреть- школьники-сразу видно издалека. (это начальные классы) а подростков пока не представляю в форме.

  • А у нас за ненадлежащий вид ученика — штрафуют классного руководителя. Так нам сообщили. Детям (моим, по крайней мере) их жалко, так что носят форму.

  • С большим интересом и удовольствием читаю статьи и книги Людмилы!
    С большинством тезисов в статье согласна, но при этом я 100% за форму. Сама в школе застала и времена советской формы и позже ее отмену. Форму свою очень любила, особенно фартучки, и все девочки, вне зависимости от комплекции, выглядели вполне себе симпатично. А вот в 90-е, когда формы не было и уровень культуры в семьях был разный, и одевались кто во что горазд, вот это была проблема. И помню, что было конечно грустно, когда кто-то каждый день менял наряды, а у меня было две пары джинсов и пара кофт. Соглашусь, это никак не повлияло ни на дружбу, ни на отношения с противоположным полом, но от учебы отвлекало еще как!
    А сейчас, когда в школу пошла моя старшая дочка, не скажу, что я в восторге от качества формы, которую выбрали конкретно в нашей школе, но дизайнов несколько на выбор — на разный тип фигуры в том числе, требования от школы — по цветовой гамме, а не по фасону, все вполне разумно. Купили два комплекта, стоило не дороже, чем купить несколько комплектов одежды. Двух комплектов нам, по крайней мере вполне хватает, ребенок форму носит с удовольствием и, действительно, с гордостью, и да, форма снимает головную боль, что с чем надеть.
    То есть из минусов только качество материала из которого шьют эту форму, а в остальном одни плюсы.

  • А я скорее согласна. Видимо, сталкивалась больше с «негативными» проявлениями формы (свои дети ещё не доросли). Больше всего согласна с тем, что в школах, где важны способности и интерес, не до обсуждения формы.
    «Что мешает родителям выбрать удобную форму». Что-то у моих родителей никто про то, какую форму не спрашивал. Пиджак мне сшили в чудное время, когда фигура из детской превращалась в девичью. И вот снимают они мерки груди на 75А, а пока его шьют, грудь до 75С вырастает. Пиджак сидит «восхитительно» . Потом перешла в другую школу, формы не было, были какие-то здравые ограничения. И нормально выглядели все, видимо, действительно, цели покрасоваться не было.
    Сейчас сестра учится. Форма, да. Как бы достаточно широкий выбор. Но вот трикотажные кофточки (и водолазки тоже) поддевать нельзя. Только шитые блузки-рубашки. Удобство в пользовании? Нет, не слышали.
    Ну для полноты картины вообще у знакомой было — девочкам только в юбках. Даже зимой. Даже в морозы. При этом женщины-учителя юбками себя не ограничивают.

  • Согласна с Людмилой во всем! Ненавидела школьную форму всей душой. Она неудобная, колется. Воротнички приходилось меня каждый день, ибо грязнились ужасно. Зимой холодно, но брюки нельзя. Толстые гамаши под платье.
    В школе старшего сына было требование — серый костюм, любой, и светлая рубашка. Вроде должно быть удобно, но… Рубашек нажно шесть штук, воротники пачкаются. Нужны доп.брюки, ибо пачкаются. Стирка костюма 1-2 раза в неделю, и к концу года вместо костюма — драная тряпка. Зимой надо пододевать штаны, зато в классе жарко. Летом жарко, не то слово, дети мокрые.
    В школе младшего еще строже. Одна, определенная модель костюма, только белые рубашки. Костюмы закупаются сразу на класс и только у одного поставщика. Обмер детей в мае-июне, к осени многие заметно вырастают. У девочек шерстяной сарафан, в котором дико жарко. Опять же, либо теплые штаны сверху, либо под формой, но в классе жариться. Более того, спортивная форма тоже одинаковая, минимум две футболки. И тоже закупка только всем классом. Права выбора нет нигде, к сож. Итого вся эта форма выходит в большие деньги, что не каждому по карману. ((

  • Какие учителя чувствительные пошли у комментаторов — рябь не устраивает, цвета отвлекают. На работе работать надо,а не одежду учеников разглядывать. И учащимся — учиться, а не пялится по сторонам, интересный урок и учитель в состоянии это обеспечить. Форма была только в началке, синтетическая, вся в затяжках (ободранные школьные стулья обеспечивали) и только ужасного синего цвета. Идея с эмблемой школы пугает неимоверно. Или у всех дети на машине от школы до дома и никто их не увидит? Стыдно же! Сильно хочешь — клеймо на лбу выжги или татуировку сделай СВОЕМУ ребенку, а лучше пусть директор школы себе сделает. Май и сентябрь пешком без курток — как скрыть клеймо? Носить пиджак с собой? Помнётся, в мятом вроде тоже нельзя. В 7 лет я плохо умела гладить, только полотенчики и что не замнётся, едва ли сейчас дети лучше умеют гладить, особенно мальчики. Или мама это делать должна, чего ради? А как же самостоятельнос ть? Да и вообще, бросить других детей (в том числе грудного) и целый вечер\утро наглаживать форму? А папа и другие дети, и этот младший школьник тоже пусть голодают. Всегда сомневаюсь в адекватности выступающих за школьную форму, сразу выплывает совковое мышление.

  • Как всегда, Л.П. — куча негатива и грубостей без фильтра ((( неприятно

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2019. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика