Система оценивания в школе и мотивация

Марина Озерова, педагог, психолог: «Тот блокнотик всегда был при нем: он записывал туда свои отметки – ни один предмет его не занимал, но отметки он очень любил, и вечно спрашивал: «Мне поставили столько-то. А тебе?» (К.С.Льюис, «Хроники Нарнии. Покоритель зари»).

Говоря об отсутствии отметок как положительном факторе на домашнем обучении, я получила несколько вопросов, на которые постараюсь ответить сейчас, прежде чем мы пойдем дальше по теме. Начнем с отметок. Конечно, невозможно от них отказаться при массовом обучении в школе, ибо массовое обучение предполагает внешнюю мотивацию. Например, в Израиле стобалльная система, и на мой взгляд, это гораздо объективнее, чем российская пятибалльная.

К сожалению, отметка не дает ребенку совершить этот главный переход от внешней мотивации (чтобы получить хорошую отметку, чтобы похвалили, чтобы «висеть на доске почета» и т. п., то есть «я учусь для окружающих») к внутренней (чтобы испытывать особые положительные эмоции — удовлетворение от познания нового, то есть «я учусь для себя»). Отметки, прежде всего, должны быть не общедоступной информацией — иначе они становятся целью вместо собственно познания. Ребенку не важно, что он узнал — ему важно, какую отметку он получил.

Дети все время спрашивают друг друга, кто сколько получил. Когда ребенок приходит из школы домой, родители задают первый вопрос: «что ты сегодня получил?». Когда родители хотят похвалиться успехами детей, они говорят: «наш учится на одни «пятерки»!» — при этом ребенок может по каким-то причинам не понимать тот или иной учебный предмет (папа помогает делать уроки, занимается репетитор и т. д.), но внешнее гораздо важнее внутреннего. Учителя всего лишь люди, а поэтому часто бывают необъективны: одному за помарку снижают, другому три ошибки пропустят.

Отметка очень редко проверяет знания.

Многие дети реагируют на стресс (не все любят отвечать публично у доски, не все могут сконцентрироваться на контрольной или экзамене и т. п.). Бывает такое: знает хорошо, только вошел на экзамен — как все забыл, вышел — все снова знает. (Сейчас приведут аргумент, что в ВУЗе тоже есть отметки. Это правда, но там все же уже взрослые люди и детское поведение «да-а-а-а, ему пять, а мне четыре» у них уже отсутствует, к тому же в большинстве студенты уже знают зачем учатся).

Когда дети привыкают сравнивать отметки, у них есть желание сделать «лучше Пети» или «сделать на пятерку», а не «сделать хорошо». Вы понимаете разницу? Если ребенку дается данное упражнение без усилий и он легко получает «5», а другой приложил максимум своих усилий и получил «3», то закрепляются совершенно неправильные связи: один понимает, что нужно все делать формально на отметку, а самому не трудиться; другой понимает, что гораздо выгоднее не стараться и думать самому, а списать с отличника.

Получается не стремление сделать качественно — а стремление сделать «на отметку», а это не всегда хорошие усилия и хороший результат. Так вот, для внутренней мотивации важно, чтобы ребенок учился именно прикладывать усилия и получать свой результат. Кто задавал вопрос, как же быть, если ребенку придется работать в какой-то соревновательной сфере — если человек умеет ориентироваться на улучшение результата и качественную работу (что дает как раз внутренняя мотивация, а не внешняя «на отметку»), то он как раз лучше преуспеет, нежели тот, который привык делать все формально.

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

Оригинал

 

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2020. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика