Бич раннего развития

rannee-razvitie-rebenka

Стелла Чиркова: Когда начинают перечислять опасные для детей занятия родителей, то следом за алкоголизмом и наркоманией мне всегда хочется добавить в список раннее развитие, бич семей внешне благополучных. Семей вполне обеспеченных, поскольку в наше время дрессировка с младенчества требует немалых вложений времени и денег, семей любящих, поскольку все манипуляции проводятся под лозунгом «дать ребенку лучшее».

Что такое «лучшее» с точки зрения различных авторских систем раннего развития? За красивыми словами скрывается набор достаточно банальных знаний и умений, которые имеет каждый в более позднем возрасте. В основном, акцент делается на чтение и счет, плюс иногда добавляются иностранные языки, музыка, живопись и энциклопедические сведения из многих областей жизни.

Иногда еще спорт и оздоровление — преимущественно гимнастика и плавание. Смысл всех систем изготовления «чудо-ребенка» в том, чтобы научить каждому из перечисленных вещей как можно раньше. Чем раньше по сравнению со средними нормами, установленными педагогами, психологами и медиками — тем лучше. Ну, и, конечно, главное — чтобы раньше, чем у мам-соперниц.

Насчет соперниц не преувеличение. Ранним развитием никто не занимается в одиночестве и молча. Даже, если пособия делаются самостоятельно и обучение проводится дома, а не на специальных курсах, все равно результаты озвучиваются и демонстрируются окружающим. Чуть ли не в каждой песочнице есть малыш двух-трех лет, рисующий на земле палочкой цифры и буквы, а то и пишущий слоги или целые слова под одобрительно-гордым взглядом счастливой матери.

Повальное стремление обучить младенцев математике и русскому началось далеко не вчера. В СССР широко гремела слава педагогов-новаторов (мужа и жены), которые придумали и испытали на семи своих детях систему воспитания, оздоровления и того самого раннего развития. Они заявляли, что уже к 7 годам может произойти необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей, поэтому начинать занятия, в том числе и по школьной программе, следует намного раньше. Традиционную же педагогику жестко критиковали и хотели изменить всю систему обучения.

Эти идеи поддерживали сотни поклонников, десятки журналистов писали об удивительной семьей статьи. Дети «новаторов» охотно позировали для фотографов, бегая по снегу и выполняя акробатические трюки, в три-четыре года они читали и считали, а в школе перепрыгивали через классы. И этот пример здоровых и активных вундеркиндов вдохновлял многих родителей на отказ от традиционных норм.

Прошли годы.

Дети-вундеркинды выросли и ярко продемонстрировали результаты методики. Закончить школу смогли только двое, и те не блистали ни аттестатами, ни победами на олимпиадах.

Старший сын, закончивший МГУ, эмигрировал. Младшие дочери не поступили в ВУЗы, в восемнадцать вышли замуж и стали многодетными матерями. Та девочка, которую отдали в первый класс в 4 года, стала менеджером по туризму. Еще одна — юрист. Наиболее успешен младший, с которым, кстати, занимались наименее активно и начали позже.

Нет, я не говорю, что менеджер по туризму — это плохая работа, вовсе нет. И быть домохозяйкой, матерью пяти детей без всякого образования — совершенно не стыдно (стыдно воровать и мошенничать). Я только не могу понять, зачем надо с младенчества учить человека читать и писать, часами демонстрируя ему сложные пособия, если прекрасные менеджеры по туризму, юристы и уж тем более домохозяйки получаются и без всех этих телодвижений?

В чем состояло «чудо», о котором столько писали и говорили, если к двадцати-тридцати годам эти чудо-дети в среднем ничем не отличались от сверстников из обычных многодетных семей? Ни по интеллектуальным данным, ни по социальной успешности ни даже по состоянию здоровья? Чему приезжали учиться люди из десятка стран и сотни российских городов и сел — тому, как вырастить из детей самых обычных и не слишком-то счастливых, судя по их же интервью, взрослых? Это, вроде, умеет каждый…

Популярных авторов систем раннего развития с пафосными названиями немало. К примеру, есть система МИРР (метод интеллектуального развития ребенка). Ее автор уверяет, что «человек читающий должен появляться раньше, чем человек прямоходящий», а «позднее обучение чтению в возрасте 6-7 лет — катастрофа для любой семьи». Чтобы предотвратить «катастрофу», предлагается с рождения показывать ребенку карточки с буквами, не давая отвлекаться на игрушки — «первым делом буквы, а игрушки потом». Говорят, что дети, которых учили по этой системе, к году читают, к двум печатают, а к десяти заканчивают школу — увы, никто этих детей пока не видел. И никаких звезд научного, культурного, политического небосклона, сообщивших, что их развивали именно так, пока не объявилось.

Не объявилось и никаких гениев, ссылающихся на другую популярную в России методику, согласно которой «учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого — намного легче, чем шестилетнего!». Учить следует непрерывно, не отвлекаясь на игру с ребенком, показывая карточки и озвучивая их. Количество карточек быстро растет и доходит до 10 категорий, которые надо показывать 3 раза в день, то есть, по сути, 30 уроков — действительно, какие тут игры и разговоры, сплошное запоминание ненужной информации.

Почему-то именно на чтении делают акцент почти все создатели «новых уникальных методик». Временами у меня возникает впечатление, что у них самих были и есть большие проблемы со складыванием букв в слова, поэтому сие искусство представляется им сакральным символом гениальности. И любой ребенок оценивается лишь по этому критерию — умеет читать или нет, и, соответственно, чем раньше умеет — тем он одареннее и талантливее.

Автор методики обучения по кубикам со слогами, сообщает, что «Там, где работают по «Кубикам», уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам». Интересно, а читающим младенцам до года там еще удивляются? Или авторским разработкам по шахматам с трех лет? Или школам, где до 8 класса все предметы ведет один учитель, читать долго не учат вообще, компьютеры и прочие технические новинки под запретом, как и современные игрушки, зато адепты уверяют будто выпускники подобных школ блестяще поступают в обычные институты и делают успешную карьеру. Фамилий по традиции, опять не называют, и ни один известный человек, опять же, пока не признался, что закончил такую школу, благодаря чему и добился высот.

Удивляются только психологи, впрочем, и они уже не удивляются, поскольку дети с проблемами в социальном и эмоциональном развитии, напичканные энциклопедической информацией, попадают на прием все чаще. Логопеды постепенно привыкли, что у детей, которых рано научили читать по новомодным методикам, проблемы с речью.

Педагоги в традиционных школах уже знают, что понимание вызубренного с грудного возраста приходит намного позже, и надо фактически переучивать первоклассников, чтобы они не только складывали знакомые буквы в знакомые слова, но и пересказывали смысл. Похоже, что скоро открывать школы реабилитации детей после школ раннего развития станет не менее прибыльно, чем создавать новые системы того самого развития и множить «супер-пособия».

У одного известного психолога я прочла подтверждение своей идеи о том, что ранним развитием одержимы родители с комплексом неполноценности, матери, которые не сумели реализоваться в жизни и пытаются сделать это за счет ребенка. Именно поэтому, наверное, неудачники и не способны оценить поистине потрясающие способности малышей к умению не навешивать ярлыки, к умению видеть мир без стереотипов и рамок, к умению находить новое в привычном, к умению радоваться, восхищаться, к детскому неиссякающему оптимизму, к любви, в конце концов, к честной, чистой, всепрощающей любви.

Вот они, настоящие таланты, а не способность сказать десять фраз на иностранном языке или прибавить одну цифру к другой.

Увы, продемонстрировать цирковой номер из любви или радости к восторгу зрителей на лавочке тяжело, а цирковой номер с рисованием цифр на песке — легче легкого. Вот только сиюминутное удовольствие мамы от ощущения себя успешной вряд ли стоит дальнейших проблем ребенка…

Ах да… Фанаты раннего развития любят приводить в пример Моцарта и Паганини, которые стали великими именно благодаря тому, что отцы усердно занимались с ними с самых первых лет. Отрицать факты глупо.

Не отрицали факты и отцы обоих композиторов — оба они хотели зарабатывать на сыновьях большие деньги, для этого и усаживали мальчиков за музыкальные инструменты, используя методы классической дрессировки вплоть до лишения еды и побоев. Ни о какой любви, ни о каких «ради ребенка» у честных отцов речь не шла. Заметим, и дети, когда выросли, отплатили родителям точно таким же отношением. И жили оба гения трудно, умерли рано и счастливыми не были.

Если таков идеал сторонников раннего развития… Ну что же, нормальным родителям их, конечно, не понять, но дело личное…

Оригинал

  • Перед рождением ребенка, я как-то думала над тем, что значит для меня дать лучшее своему ребенку.Получал ось: водить на разные кружки, чтобы легче потом было выбрать профессию; возить на море, чтобы был здоровый; обзавестись жилплощадью, чтобы была своя комната и пр и пр. А потом вдруг решила посмотреть глазами ребенка, что это значит — получить самое лучшее. И меня вдруг осенило: это просто значит иметь как можно больше маминой и папиной любви! Которая выражается тоже просто: как можно больше контакта с мамой и папой — телесного (носить на руках- обнимать-целова ть) и душевного (их искреннего внимания, желания понять, поговорить, найти на это время). Вот и все. Давайте помнить об этом и любить своих детей по-настоящему.

  • Согласна с автором, а особенно зацепили слова по поводу реализации в детях своих комплексов — честно, моя мама меня так и воспитывала, так и говорила: у меня этого не было, а вот у тебя есть возможность — ты учись… таки выучилась. Не скажу, что у меня плохое образование или плохая профессия — нет, но своему ребёнку я позволяю делать то, что ему ближе, интересней и приятней, я могу лишь помогать выбрать правильное направление!

  • Как вы считаете — это другое или тоже не стоит торопиться? Была идея водить ребёнка (2 года) на занятия, но опасаюсь отбить желание рисовать вообще.

    • Ханя, мне кажется не стоит ПРЕПОДАВАТЬ ребенку рисование, УЧИТЬ его как правильно что-то рисовать, тем более, если ребенок еще так мал. Сегодня можно найти таких педагогов, которые помогут вам вам с ребенком превратить процесс рисования в очень интересное занятие, во время которого можно будет с интересом играть живыми акварельными красками и удивляться тому, что будет рождаться благодаря вашей фантазии на бумаге. Замечательно, когда есть возможность организовать живое общение с красками, а не сухое обучение.
      Но, в любом случае, если вашему малышу только два года — ему еще не куда спешить, и у вас есть еще полгода (а то и год), чтобы подыскать удачный вариант. Желаю успехов!

      • вот это про меня! вообще, готова подписаться под каждой буквой в статье

  • Сначала я тоже начитавшись всех эти статей про преимущество раннего развития начала показывать сыну разные картинки, обучающие фильмы и прочее прочее. Результат: ему это было не интересно он уползал-уходил по своим делам. Единственное что прижилось рисование, я закрепила бумагу на холодильнике и разложила там карандаши, показав что они могут оставлять следы. Теперь, сын сам подходит и «рисует» полосы следы и прочее, причем чувствуется, что ему это нравится. Я только меняю бумагу и собираю карандаши в одно конкретное место.
    Думаю ребенок сам должен выбирать, что ему нужно. И, наверное, никакие методики не могут заменить эмоционального развития от общения с родителями

  • Да…раннее развитие-это уже проблема общества. Жаль, что часто оно ассоциируется с сознательным родительством, естественными родами… Недавно смотрела неплохой фильм про естественны роды, роды на дому и между прочим как-то было показано проныривание и массаж (беби-йога). И ищущие люди свяжут это воедино. Я тоже когда-то связывала.

  • Абсолютно согласна с автором. Раннее развитие — эпидемия современного общества. Чтение с пеленок — уже давно не анекдот. А теперешние мамочки зачастую больше сил отдают поиску новомодных методик и их преподнесению малышу, чем непосредственно й заботе о своем ребенке. И все это из лучших побуждений!
    Не поняла в каком аспекте упомянуты методики, в которых один учитель до 8 класса и отказ от компьютеров — если не сложно — проясните, пожалуйста.

  • Художественная школа только отбивает у детей желание рисовать, при том что отдают туда детей, у которых есть к этому интерес. Кто остался работать художником — сделал это ради заработка. Лучше всегда оставаться любителем, и рисовать от души, и для души. Рисуйте дома, если малышу это интересно.
    Согласна с автором статьи. Мне нравится подход: если человеку суждено прожить лишь 10 лет, пусть это будут 10 лет счастья, а не натаскивания на не слишком нужную информацию и не на подготовку к жизни.

  • За своим сыном (1 год 9 мес) я наблюдаю, и, когда вижу, что у него появляется потребность в овладении новым, обучаю. Да, мой сын только пару недель как сознательно пользуется горшком. Да, ложкой он поел сам первый раз в полтора года, но ест он аккуратно и мне нет необходимости отмывать кухню после «трапезы».
    В статье очень хорошо отмечено про понимание информации, усвоенной в раннем возрасте. Вряд ли годовалые ляльки, которые показывают указательный палец на вопрос «Сколько тебе годиков?» понимают, что такое один год. Надрессируют и гордятся родители.

  • Не согласна почти ни с чем и очень обидно за родителей, которых упомянули в статье. Похоже , что статья составлена по заказу каких-то скажем так » врагов» этой семьи. Так рассуждать о раннем развитии может только человек никогда не имевший детей или безразличный, которому лишь бы дите не плакало и не мешалось. Суть раннего развития не в фанатичном желании вырастить вундеркинда, а в во взаимосогласии, совместных интересных занятиях родителей и детей. В семье, где родители занимаются с детьми -не лежат перед телевизором и не играют тупо в компьютерные игры, не пьют пиво качая коляску с младенцем, а совместно познают мир, дружат со спортом,и т. д. и т.п., в общем формируют гармонично развитую личность. И не надо про состоятельных, они то как раз не всегда хотят видеть своих детей умными, а наоборот семьи с низким достатком, короче -бюджетники чаще всего стараются дать своим детям самое лучшее, самостоятельно мастерят пособия, пишут семейные истории и вообще весело живут. И вообще довольно много глупостей написано, похоже, что автор еще слишком молод и не имеет своих детей, ведь обвинить достойных людей в комплексе неполноценности и сделать заключение о ненормальности не будучи психиатром может только подросток или взрослый, задержавшийся в детстве, короче человек, которому дети не нужны, пусть их воспитывает вначале детсад, потом школа, потом улица и т. д. Некрасивая статья, культурный человек написал бы свои аргументы более прилично, никого не оскорбляя и не унижая. Видна неприкрытая зависть к уважаемым людям, т. к. автор вероятно чем то обижен в жизни, тяжело видно быть серой, невзрачной личностью, с которой родители в детстве полноценно не занимались?. Сначала попробуйте нарожать 7 детей, воспитать их достойными людьми — вот потом и рассуждайте, тогда и по дискутируем. Я за раннее развитие, я знаю что это такое и что это дает. Посмотрите хотя бы на детей в передаче » Самый умный» — честь и хвала их родителям, любящим и неутомимым. Можно долго дискутировать, везде есть плюсы и минусы, но человек оскорбляющий, целую плеяду умных, целеустремленны х, просто хороших людей недостоен даже презрения.

    • » — с чего это Вы взяли, что дети в передаче «Самый умный» во-первых, действительно самые умные, а во-вторых, продукт деятельности их родителей? Или же методик раннего развития?
      Последняя фраза ярко демонстрирует, что Вы даже по диагонали не прочли статью, выхватили несколько знакомых фраз, оскорбились (Вы сами, а вовсе не автор Вас оскорблял) и самоунизились — как, Вас, такую прекрасную, целеустремленну ю, умную посмели приравнять к каким-то там обычным родителям, которые путешествуют с детьми, играют, занимаются спортом, водят в театры.. Нет, Вы — не такая!!! У Вас особенный, талантливый, необыкновенный ребенок (или несколько) и Вы — особенный, талантливый, умный, любящий, неутомимый родитель!!! Как смел автор так принизить Ваши заслуги!!! НедостоЕн (кстати, пишется недостоин)…

  • Так и хочется крикнуть: Автора! Автора!
    Хочется посмотреть на человека написавшего такую злючую статью!
    Интересно, что автор считает «успехом в жизни»?
    Сам смысл обучения (и образования, а так же олимпиад, дипломов и иже с ними), это: ПРИВИТЬ ЛЮБОВЬ К ТРУДУ! Это к стати прописано даже в законе «Об образовании». А быть многодетной мамой — это ГРОМАДНЫЙ ТРУД!!!
    Интересно, как автор проезжается по поводу того, что Никитинские дети не пошли в институт (О, ДА! Высшее образование — норма жизни!), а выбрали быть мамами. Формальную корочку променяли на счастье! (Как они только додумались…???!!!)
    Скорее всего, у автора нет собственных детей. Поэтому она и валит все в одну кучу — обучение, родительские комплексы, оправдание лени. О каких таких «дорогостоящих вложениях в пособия» идет речь? Домановские пособия мы делаем сами из ватмана и цветной бумаги. О каких временных затратах речь? У нас дома нет телевизора, и сериалы мы не смотрим. Плаваем с рождения, посещаем общественные места, путешествуем. И «аутизмом» у нас и не пахнет.
    Автор говорит по большей части не правду. Факты перевернуты: да, большинство математиков имеют проблемы с общением. Но это, скорее математические способности компенсируют недостатки, нежели наоборот.
    Можно долго излагать контр аргументы… Лучше пожелать автору поглубже разобраться в вопросе.

  • Я против зубрежки, дрессуры и за счастливое детство. Однако статья не приятная, множество передергиваний. Кстати, шахматы с 3-х лет — могу привести пример и назвать фамилию Яковенко Дмитрий. И не надо говорить, что детство у него было несчастное, мне доподлинно известно, что это не так. Считаю, главное — удовольствие ребенка от процесса)))

  • Есть в статье справедливые наблюдения, особенно фраза про то, что ранним развитием в одиночестве не занимаются ( это в точку ), про родительские амбиции,и про фанатизм,и про сомнительные результаты.
    Но в целом статья не о том, потому что автор раздражен.
    Конечно же не все родители занимаются ранним развитием, чтобы хвастаться в песочнице, некоторые действительно делают это исключительно из благих намерений, причем тратят на это немало сил и времени. Такие родители, как правило, очень ответственны и хотят дать своим детям самое лучшее, и это заслуживает всяческого уважения. Как правило, родители которые занимаются ранним развитием — ЭТО ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ, у которых есть свой взгляд на воспитания детей, который отличается от точки зрения автора и моей тоже.
    Раннее развитие слишком широкое понятие, чтобы быть против него в целом. Например, слушать при годовалом младенце Баха — это раннее развитие или нет? потому что я в принципе не против ;-). Есть мнение, что когда ребенку дают возится с красками, пластилином, песком, водой, кастрюлями, бумагой и всем, чем ему интересно (ну естесвенно, соблюдая меры безопсности) — это тоже раннее развитие. Я поддерживаю.
    Поэтму тут надо разобраться с границами понятия.
    Целесообразней разбираться по конкретным методикам.
    Учить читать, считать и загружать в ребенка энциклопедическ ие знания в раннем возрасте — я не согласна совсем. Аргументирую: мне представляется, что сперва деточка должна научиться сносно говорить , у нее должны за каждым произносимым словом закрепиться образы, а не наборы букв,как это может произойти в случае слишком усердного применения методик Домана. Мозг человека развивается по своим законам, которые нужно уважать, в противном случае — это может принести вред. Мы же не пытаемся ребенка научить ходить в 2 месяца, потому что понимаем, что его организм к этому не готов, то же самое с чтением и счетом. У маленьких детей очень хорошая память, это правда — благодаря этому их действительно можно многому научить, но это будет механический, неосознанный навык. Например, прежде чем объяснить человеку особенности разных стилей живописи или архитектуры, у него должна быть в сознании уже сформирована железобетонно система координат, понятийный аппарат в котором эти стили живописи имеют какой-то смысл. А чтобы таковая система координат в сознании созрела — столько всего нужно узнать, понять и закрепить… боюсь даже с Доманом за 5 лет не успеть. Мозг ребенка, вместо того чтобы учиться двигаться, владеть своим телом, руками, пальцами, вместо того чтобы учиться говорить, слушать, смотреть, будет занят запоминанием информации, с которой непонятно что делать в столь юном возрасте. Так можно получить ребенка, который в пять лет прекрасно читает многостраничные книги, но не может пропрыгать на одной ноге, или перекувырнуться.
    В общем, всем родителям хочу пожелать: да пребудет с вами здравый смысл.
    Автору — не злитесь. Эмоции очень обедняют аргументы.

  • согласна с автором статьи. С первым ребенком занимались чуть ли не с самых пеленок.Сейчас ей 20 лет, а социальной адаптации ни какой, ни чего не хочет.Родила второго (разница 19 лет) -буду воспитывать без всяких новшеств.Пусть будет только мамина и папина любовь!!!

  • Статья хорошая, но развивать ребенка нужно, но не надо впадать в крайности. Необходимо с ребенком заниматься, но не перегружать его и если не нравиться ребенку- не навязывать. Главное — не навредить ребенку, растить его в любви к окружающим и любви к труду!!!!!!!

  • Добрый день!
    На мой взгляд, правда у всех своя, однако надо признавать, что есть факты! Если мы говорим о раннем развитии, значит мы в этом что-то понимаем! Прочитав статью, сложилось впечатление, что автор хорошо знаком с различными методиками раннего развития, а вернее с их недостатками, а не помешало бы владеть понятием «раннее развитие»!
    Раннее развитие — это когда ребенок начинает развиваться раньше, чем мог бы (если бы с ним никто и ничем не занимался), а не раньше, чем соседские дети. И это не значит сажать годовалого ребенка за парту! Вот мы, например, ходим в детский центр раннего развития «Солнечный Город» (мамы если вы тоже туда ходите отзовитесь в поддержку раннего развития), занимаемся по методике Марии Монтессори! Просто бесподобная методика! А наш педагог Мария Михайлина очень грамотный и талантливый специалист! Моя доча никогда не была в ситуации, когда ей что-либо навязывали — всегда выбор! всегда всё с учетом ее психологических и физиологических особенностей!
    Я понимаю недовольство автора статьи о некоторых методиках, но я бы не стала так категорично писать. Лично мне, как маме, ни Никитин, ни Зайцев, ни Доман не подходят! Я своему ребенку выбирала методику раннего развития, исходя из знаний (я психолог по образованию) и интуиции, что нужно мне и моей малышке!
    Я желаю всем мамам тщательно выбирать методику раннего развития, а если Вы не выбираете, то по-крайней мере уделять внимание своему чаду не просто целуя и обнимая (что безусловно важно), но и читать ему, и петь и развивать мелкую моторику. Даже наши пра пра пра бабушки играли с детьми в Сороку-белобоку !

  • Добрый день. Я думаю, что автор высказал свою точку зрения, и вряд ли хотел кого-нибудь обидеть. В определенном смысле автор прав, «перекосов» у нас, как ни крути, предостаточно. Я работаю в продажах и доподлинно знаю, что практически все развивалки прибыльный бизнес. Это не значит, что они «вредные», но и с радостью нестись туда, где Вам складненько напоют про то,какие они замечательные, думаю тоже ненадо. Как известно, хороший продажник и лампочку галлогеновую продаст Вам как артобъект, по соответствующей цене.

  • Не согласна с автором по всем пунктам.Очень односторонний взгляд.Занимать ся надо,не все время и не ради результата(похв астаться),а ради процесса,ради близкого общения с ребенком!Как же здорово,что все так меняется и сейчас родители делают осознанный выбор в пользу общения со своими чадами,а ведь еще 30 лет назад это было не принято,родил,ч уть подростил и быстрее в ясли-сад-школу, а сам на работу.Под это была заточена советская система,так было надо государству и всем наплевать,что из нас выросло!Я лично помню свое «счастливое детство» и двух старших сыновей растила по шаблону,и только сейчас,с третьим поняла и смогла стать нормальной мамой.Не хорошей и не плохой,просто заботливой и любящей,которая всегда рядом,с которой интересно,у которой всегда есть и время и интересные игры для любимого ребенка.Мы никуда не спешим,не стремимся опередить,прост о используем разные методики и материалы чтобы постоянно общаться и развиваться.С рождения карточки Домана,потом стали ходить в Монтессори студию,ему нравиться,его увлекает,я наслаждаюсь его радостью.У меня много знакомых у кого тоже так,без напряга,без выпендрежа.Прос то люди стараются дать лучшее детям,своим самым близким,самым любимым,что тут плохого?Ну а про родителей которым лишь бы похвастаться и выделиться,они еще хлебнут своих проблем,потом,к огда чадушко подрастет.

  • В развитии ребенка, как и везде, главное не переборщить. Я согласна с автором, сама неоднократно видела негативные примеры таких ранних и активных занятий с детьми. И вроде родители хотели как лучше. А получилось, что ребенок стал заложником родительских завышенных требований и потерял интерес к познанию. Главное — чтобы процесс был в удовольствие и ребенок был счастлив! А рано или поздно этим вещам научатся все. И лучше попозже, но с улыбкой, чем пораньше, но со слезами.

  • О, здравые речи! Автор, браво!
    Для ребенка, с самого момента его рождения, все развитие. Оставьте детям детство! Оно такое короткое! Если кому так неймется может пойти поразвиваться сами, получить новое образование, выучить язык. Книги чаще покупать и читать СЕБЕ, полезно очень. А для ребенка и кубики складывать это развитие, и по лужам бегать тоже, и жучка изучать, и бабочкой восхищаться. Учитесь видеть мир, он так прекрасен, он сам дает пищу для ума и того самого развития. Для этого не нужно методик, для этого нужно желание.
    Если что, дети у меня есть. Пятеро. Всегда окружающие люди отмечали их грамотную речь, со сложными, не примитивными предложениями. Так же рассудительност ь, самостоятельнос ть. Старшему сыну всего 11 лет. Что я вижу, хорошую эрудицию. У него масса интересов, а мы с мужем даем возможность реализовать их. Покупаем хорошие книги, материалы для опытов, посещаем интересные выставки, учим эту самую информацию находить. но никогда не навязываем. Как показывает опыт на сегодня, сын имеет очень развитый кругозор. Гораздо шире школьной программы.
    И спортом дети занимаются тоже. Сборы, поездки, походы, друзей толпа вечно дома у нас, живность всевозможная у каждого. У нас очень весело и позитивно )) Никаких методик мы никогда не применяли. Но мы очень очень много общались и общаемся с детьми, на все волнующие их темы.
    ну а еще дети видят, что и родители тоже живут интересно, мы не растворяемся в одних уроках и горшках. Мы с мужем тоже занимаемся спортом. И есть хобби. И дети видят, что мы много читаем. Родители это же пример.
    Детей нужно направлять, помогать, а не жить вместо них.

  • Так злоязыко только Стелла могла написать. И, кстати, однобоко. Статье 5 лет.. не актуально, господа!!

  • Автор,утирирова л все.
    Все хорошо в меру
    Но порой ребёнок которого не развивали не может к школе решить простейших логическую задачу.
    Развивать надо.
    В каждой методике можно перегнуть,есть свои минусы,но золотую середину взять ото всюду,главное чтобы мозг развивался.
    Дестсво никуда не исчезнет если три часа в неделю с ребёнком заниматься дополнительно развитием.
    Глупости пишет автор.
    Мы не растим вундеркиндов
    Простых ,умных детей растим.
    За много лет практики я отлично вижу разницу между детьми с которыми занимались и которых не развивали.
    А автор статьи тоже имеет этот опыт?
    А сколько детей с отставанием,с ними тоже не надо работать ,да ?Оставьть им детство.?
    Статья может и не заказная ,но и не профессиональна я.

  • прекрасная статья! спасибо автору. тож самое нам говорила препод по возрастной психологии, мол оставьте детей в покое со своими развивашками блин). спасибо!

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2019. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика