Дети вместо цветов

1 сентября, в День знаний, фонд «Вера» предлагает всем учителям, директорам и родителям школьников присоединиться к акции «Дети вместо цветов». Поддержите эту инициативу и предложите у себя в классе в этом году на праздник ограничиться одним подарочным букетом. А сумму, равную стоимости остальных цветов, перевести тем, кому нужнее. Поговорите с вашими педагогами и одноклассниками. И вот, что пишут авторы портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ:

Людмила Петрановская, психолог:

1 сентября моя дочь пойдет в школу без букета. Наша школа принимает участие в акции «Дети вместо цветов», и вместо покупки цветов мы сделаем пожертвование в фонд «Вера».

Начала учебного года дочь ждет с нетерпением, она любит свою школу и скучает по ней в каникулы. Довольно нетипично для подростка, надо признать.

altДля меня эти два обстоятельства связаны совершенно напрямую, очевидно и несомненно. Потому что мы уже учились в «престижной» школе, где 1 сентября становилось выставкой родительских кошельков и учительского тщеславия. В комплекте прилагались поборы, показушные «мероприятия», хамство по отношению к детям и дикая скука на уроках. А теперь у нас нет этих букетов, купленных втридорога на бегу, зато ребенка и в субботу из школы не вытащишь, потому что «этот спецкурс я никак не могу пропустить, а потом мы еще смотрим и обсуждаем фильм».

Облик школы и то, как себя чувствуют в ней дети, определяются корпоративной культурой, стилем школы. А он, в свою очередь, определяется ценностями педагогического коллектива. Мне спокойно отправлять ребенка к людям, которым важнее помочь другим, чем получить символическое подношение. Мне нравится, что дочь общается с людьми, которые не боятся произносить при детях слово «хоспис», умеют разговаривать с учениками о самых разных аспектах жизни, а не только о том, как важно готовиться к ЕГЭ. Мне важно, что мой ребенок получает опыт отношения к трагическим сторонам мира, узнает, что от них можно не прятаться и не вытеснять из сознания, а принимать с уважением и сочувствием к страданию, стараясь помочь в любой ситуации.

Я благодарна нашей школе за это, и благодарна тем, кто придумал и проводит акцию «Дети вместо цветов». Она нужна не только получающим помощь, но и помогающим, потому что она о ценности жизни – сколько бы каждому из нас ее не оставалось.

А наши учителя, думаю, и без букетов знают, как мы их любим и ценим.

altОльга Коляда, психолог: «Как родителям и учителям приобщать детей к добрым делам, благотворительности, как и когда рассказывать детям о тяжелобольных детях?»

Приобщать детей к чему-то благому, как и отвращать от чего-то вредного со стороны родителей и учителей бесполезно, если они  сами не верят тому, что пропагандируют и не следуют тому, к чему хотят приучить. Дети очень чувствуют фальшь, и если взрослые сами не ощущают потребности в благотворительности и добрых делах – не станут делать что-то сами в этом направлении, разве что из-под палки. Исключения есть, но они редки. А вот если авторитетный взрослый занимается благотворительностью сам, ценит и любит это занятие, да еще и предлагает ребенку, в качестве знака доверия или одобрения, присоединиться к своей деятельности – это сразу становится огромной ценностью для ребенка. («Слушай, мне так сегодня с тобой понравилось общаться, что я хочу взять тебя завтра на сбор по изготовлению подарков для детей-инвалидов!»)

Как и когда рассказывать о тяжелобольных детях? Рассказывать тогда, когда у ребенка возник интерес к теме и он готов о ней говорить и слушать. Если разговор не идет, лучше прервать его и не навязываться. Как говорить? В первом слое – максимально нейтрально. Что есть люди здоровые и больные, дети тоже есть здоровые и больные. Есть слабо больные, есть сильно. Есть болеющие не долго, и выздоравливающие, а есть болеющие долго и не имеющие сил выздороветь. Те дети, у которых мало сил, сами могут радоваться мало. А мы, у которых много сил, можем порадоваться сами, а еще порадовать этих детей, и радости в мире станет намного больше, и это прекрасно и приятно.

А вот следующий слой… Тут уже встает вопрос – как говорить с ребенком о существовании сильной боли и смерти в этом мире… Говорить об этом стоит в том случае, если сам взрослый понимает эту тему по-взрослому. То есть без паники, страха смотреть в нее, понимает, что это необходимая часть жизни. И может поделиться этим знанием с ребенком. Тогда ребенок чувствует спокойствие и уверенность взрослого, и воспринимает эту часть картины мира тоже спокойно. И это может дать ему основания и для любви к жизни, и для любви к благотворительности, и для очень крепкого душевного и физического здоровья.

altЕкатерина Осоченко, писатель, журналист: Как раз на днях, в ожидании Первого сентября, задумалась о бессмысленности большого количества букетов – бедные учителя рассовывают их по кастрюлям, вёдрам, и в конце концов большинство этих цветов уже через пару дней оказывается в мусоре. «А можно было бы спущенные на букеты деньги потратить с большей пользой…» — и вот оказалось, что не мне одной эта мысль приходит в голову.

Акция фонда хосписов ВЕРА замечательна ведь не только тем, что удаётся направить на благое дело деньги. Важно то, что в классах проводятся уроки доброты. Это не просто перечислить средства и забыть об этом – но рассказать, что было сделано, и для чего. То есть, по большому счёту позаботиться о том, чтобы сегодняшние наши дети, став взрослыми, сохранили способность сопереживать и оказывать помощь тем, кому она необходима.

…«Наверное, у этих людей нет денег на лечение, поэтому мы должны помогать тем, кто болеет?» — спросила меня одна из дочек, когда в коридоре детской стоматологии мы встретили больного ДЦП мальчика.

«Видишь ли, — ответила я, — самое главное, чем отличается человек от зверей, это то, что люди помогают больным и слабым. А звери слабых и больных убивают. Они не строят больниц. А люди строят. У людей есть врачи и больницы, для тех, кого можно вылечить. И хосписы для тех, кого нужно поддержать перед смертью».
«Это потому, что люди – добрые, а звери – злые?»
«Не совсем так. Люди могут со-страдать и со-переживать – то есть, чувствовать боль другого человека даже тогда, когда тебе самому хорошо и у тебя всё есть. Как в той песенке – «поделись улыбкою своей»…»…
«Да! Чтобы ему не было грустно и одиноко!»
«Конечно. Именно так…»

utkinaДарья Уткина, психолог, доула: Думаю, лучший способ приобщить детей к благотворительности — участвовать в ней самим. В одной семье родители бегут марафон, в другой отправляют посылки и письма в регионы. Дети видят это, они просто так живут и помогать другим для них привычно и нормально.

Иногда родители и учителя стараются скрыть от детей тот факт, что существуют болезни, смерть, страдание. Объясняя это тем, что ребёнок ещё слишком мал, не готов и травмируется от этой информации.

Я думаю, все дело в том, как говорить о тяжелобольных детях. И здесь у каждого взрослого появляется задача: заглянуть в своё сердце и спросить, как я сам/а отношусь к этой части жизни? Каков мой опыт в этой сфере?

Как бы тщательно мы ни подбирали слова, передаём мы именно своё отношение, эмоции.
Момент разговора обычно возникает спонтанно. Например, моя дочка как-то увидела на фото свою ровесницу Алину, у которой СМА. И я рассказала, что такое СМА и как мы с её мамой познакомились беременные в жж, и как мама Оля узнала про диагноз Алины, как её жизнь отличается от нашей, а в чем похожа.

На мой взгляд, детям проще понимать сложные вещи через личные истории, а не через абстрактные нравственные императивы.

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика