Детские вопросы

detskie-voprosy

Почему дети задают вопросы? Потому, что они еще не поглупели.

Умение задать вопрос — признак пытливого ума. Люди, которые вообще не спрашивают — не умеют мыслить, они получают готовые формулы, шаблоны, сведения, и ими пользуются, совершенно некритично. Любая исследовательская и научная деятельность сводится к первоначальному вопросу — а почему? А как? А из-за чего?.. И т.д. К сожалению, сейчас научная работа зачастую представляет собой умение компилировать чужие труды. Но все великие открытия начинались с вопроса. Поэтому детские вопросы должны радовать, а не раздражать. Почему ребенок спрашивает очевидные вещи? Он хочет удостовериться, что знает правильное «положение вещей»: «Это стул — на нем сидят». Ему нравится убеждаться в постоянстве и надежности мира. Поэтому он каждый раз задает один и тот же пустяковый вопрос — это так, да? Это опять так же? Все в порядке?

Почему ребенок спрашивает о том, что знает?

Ему нравится убеждаться в правильности собственных знаний. Он, зная правильный ответ, хочет получить его от вас — вы же «всезнайка», вы взрослый, вам хорошо — знаете обо всем на свете.

Почему ребенок по многу раз спрашивает об одном и том же? Он еще не так хорошо умеет формулировать, а ему хочется выяснить как можно больше подробностей и нюансов. Более того, ребенок видит мир иначе. Его восприятие, с одной стороны, не может охватить панораму или перспективу (в этом оно проигрывает восприятию взрослых), с другой стороны, видит малейшие изменения в динамике, не заметные для нас детали и то, на что мы вообще не обращаем внимания. Для ребенка всякое изменение в пространстве может быть связано с изменением самого предмета! А взрослый-то в это время видит одно и то же! Для ребенка же каждое изменение значимо и заметно!

Еще причина — ребенку просто нужно с вами поговорить. Если задать вам вопрос — точно получишь внимание. Хороший способ.

Почему дети задают неприятные, щекотливые вопросы? Просто они не разделяют их на «приятные» и «неприятные». Они честно и открыто спрашивают обо всем — и хотят получить открытый ответ. Хотя здесь, конечно, необходимо быть чуткими и понимать, каков именно ответ подходит в данный момент. Не всегда нужно вываливать на ребенка «всю правду», хотя сюсюкать специально тоже не нужно (пример — вопросы о смерти и болезни. Сказать честно о событии — одно, другое — выкладывать все подробности или придумывать сказку «бабушка уехала далеко-далеко». Вот поэтому и необходимо быть рядом со своими детьми и чувствовать их развитие, чтобы знать эту тонкую грань.

Как отвечать на вопросы об окружающем?

Очень часто взрослые боятся «неправильно информировать» ребенка, разбивая раньше времени его сказочный образный мир, и пичкая «научными сведениями». Подождите немножко — пусть звезды будут «сделаны из огоньков», луна «улыбается в окошко», а солнце «уходит спать на подушку». Ребенок вырастет — вырастет его мироощущение и восприятие, и нет ни одного взрослого, убежденного в том, что звезды сделаны из фольги.

Не зря же в каждой фольклорной традиции существуют сказочные образы всего, что окружает ребенка в мире — Месяц Месяцович, Ветер-ветрище, и т.п. А научные сведения никуда не денутся. Конечно, взрослые не могут на вопрос: «А до луны можно достать рукой?» ответить утвердительно. Но читать в ответ на подобный вопрос лекцию про количество световых лет и космическое пространство не нужно.

Серьезное исследование начинается с наблюдения и накопления материала — вот этим и должен заниматься ребенок, и делать свои, пусть такие смешные и нелепые, выводы. А если ему вместо предоставления сенсорного опыта читать детские энциклопедии, мозг быстро поймет свою ненужность.

Что делать, если не знаешь ответа на детский вопрос? Сказать: «не знаю», но постараться найти ответ (и не забыть его найти). Лучше — вместе (если ребенок уже достаточно большой для этого поиска).

Но самое главное — беречь умение задавать вопросы! Учить поставить вопрос, отвечать так, чтобы ребенок не «замолк», а озадачился еще бОльшим количеством вопросов. Задавать вопросы ему — что он думает, как он может ответить, как он может предположить, какие у него догадки на этот счет.

Ужасно полезная вещь — игры с вопросами («да и нет не говорите» и т.п.).

Смотрите также вводную лекцию из Цикла «Игры разума» Евгении и Анатолия Гин

Источник

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2021. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика