Детский сад, государство и взрослые

detskij-sad

Евгения Кац: Детский сад, как мне кажется, совсем не такая простая  штука, как могло бы показаться. Вы, наверное, не часто об этом задумывались, А я вот часто путешествую и общаюсь с мамами дошкольников из разных стран. И убеждения относительно идеального сада и идеального возраста, когда надо отдавать детей в сад, отличаются очень сильно.

В тех странах, где для нормального выживания семьи надо, чтобы работали оба родителя, а дети находились в садике — там будет популярна точка зрения, подтверждённая, разумеется, психологами и статьями, исследованиями и т. п, что маленьким детям лучше всего находиться в детском саду начиная с полутора-двух лет, и те родители, которые по каким-то причинам продержали ребёнка дома «аж до трёх лет!!!» будут восприниматься как люди особенные, которые зачем-то выпендриваются на ровном месте — ведь «все же знают, что детям с двух лет нужен коллектив!»

В других странах может быть совершенно другое отношение к детским садам, причём тоже на уровне государства. Например, если государство считает, что мамы лучше воспитывают детей, чем детский сад, то в этой стране садики будут дорогие, а игровые группы для мам с малышами, типа моих хороводов — с пальчиковыми играми, лепкой из теста и т.п — эти игровые группы будут бесплатные или совсем дешёвые, поскольку их финансирует государство.

Сейчас в Москве есть очень много разных садиков, как государственных, так и частных. Есть Вальдорф, есть Монтессори. Когда я была маленькая, альтернатив не было практически — все садики были советскими, и все они были построены примерно по одному образцу. В некотором смысле, это была мини-модель советского общества, но для детей. На стене висел портрет дедушки Ленина, мы учили много дурацких стишков и песен, маршировали,
махали красными флажками.

У всех были одинаковые кроватки, одинаковые шкафчики, одинаковые горшки. И вся группа детей зависела от одной воспитательницы и одной нянечки, а те, в свою очередь, зависели от заведующей, она — от РОНО, и т. п. Вся эта пирамида очень усиливала ощущение виктимности.

Хорошо в саду было тем детям, которым повезло с воспитателями.

Ибо от взрослого в такой ситуации зависит если не всё, то многое. Хорошие воспитатели в садиках тоже бывали, и они старались, как могли, сделать жизнь в группе интересной и насыщенной.

Мне в этом плане не повезло — одна из воспитательниц была нейтральная, никакая, другая — придирчивая, крикливая и злобная. Более того, в один из первых дней, когда я сидела и спокойно играла с девочкой, та вдруг решила, что я неправильно играю, и нажаловалась на меня воспитательнице (а было нам обеим по 3 года, и игра заключалась в том, что мы как-то складывали свои носовые платочки, как сейчас помню). Воспитательница в наказание посадила меня час сидеть на стульчике. Это было обидно и удивительно: дома нас не ставили в угол и вообще редко наказывали, тем более — вот так.

Потом было ещё несколько аналогичных эпизодов, когда наказание сваливалось вдруг, совершенно на ровном месте. «Не так едят суп», «Нельзя всё время отвечать на занятиях!» — я поняла, что в садике надо сидеть и не высовываться, но и это всё равно может не спасти от напрасного обвинения или наказания.

До сих пор гадаю, почему я никогда не рассказывала об этом дома родителям. Я отлично говорила, и многое понимала, но жаловаться на воспитательницу мне и в голову не приходило.

Видимо, я считала, что родители всё знают сами. И раз они привели меня в этот мерзкий сад, значит, иного выхода у них не было, и они или одобряют это, или они бессильны что-то изменить…

Что на самом деле думали обо всём этом родители — не знаю. Мама как-то построила нам во дворе нашей группы снежный домик, но на следующий день его уже сломали, и мне было очень обидно за маму — она же для всех строила!

Я была жутким аллергиком, но в саду, несмотря на все просьбы мамы, меня заставляли есть всё подряд, в том числе и рыбу, которую мне было нельзя:
-«Это ж не рыба, это селёдка! Ешь немедленно! Ишь, балованная какая!»

Иногда мама в итоге оставляла меня дома одну на целый день, а сама прибегала в обед. Мне такие дни нравились куда больше, чем дни в саду.

В целом я была спокойным, общительным и жизнерадостным ребёнком, воспитателям не досаждала, не дралась, но меня там всё равно не любили, не знаю уж, за что.

Так или иначе, школа, в которую я пошла ровно в 6 лет, была для меня спасением. Не то, чтобы там было весело, но там хоть было какое-то осмысленное занятие.

И когда мои дети подросли, я долгое время и думать не могла о садиках, уж больно сильны были мои детские кошмары.

Так что я очень хорошо понимаю родителей, которые сейчас решают, отдавать ли ребёнка в сад, и если да, то в какой и зачем… Каждый садик, вне зависимости от системы, от цены и местоположения, это в первую очередь некая структура, маленькое государство со своими правилами. И от того, насколько воспитатель душевно относится к своим подопечным, зависит очень многое.

Одна знакомая мама, выбирая детский сад для своих мальчишек, ходила мимо нескольких ближайших садов во время прогулки — и слушала, как разные воспитатели общаются с детьми. Одни воспиталки стоят в сторонке и болтают между собой или звонят по телефону. Другие чуть что дёргают детей и орут.
Третьи придумывают игры, и помогают детям разруливать конфликты.

Мои дети в итоге ходили в свой Вальдорфский сад с превеликим удовольствием. Иногда я приходила за ними, и они там ещё полчаса играли с другими детьми и не хотели уходить. и я отнюдь не думаю, что это оттого, что им было плохо дома, а потому, что им просто в саду было весело и интересно,
у них там были ровесники и игры. До садика нам было примерно полчаса пешком, зимой и осенью это было не так-то просто, но я очень ценила наш сад за душевную обстановку, тепло и уют, за прекрасных воспитателей, детей и родителей, за разновозрастную группу и многое другое, и мне бы в голову не пришло сменить этот сад на простой советский, что был под окнами.

Смотрите также открытый урок «Игра и дети». Ведет педагог, автор методики игрового обучения детей разных возрастов Женя Кац
Цикл онлайн-лекций
«Игра и дети» Жени Кац
Цикл лекций педагога, психолога Анны Быковой про адаптацию
«Дела САДовые»

Оригинал

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2021. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика