Как развивать ребенка? Младенцы. Часть I
Марина Озерова, педагог, психолог: любить, тетешкаться, няньчиться, возиться, целовать, пестовать, тешить, гладить, обнимать, носить на руках, прижимать к груди, лелеять, качать, баюкать…
Основная деятельность младенческого периода — эмоциональное общение с мамой (или со взрослым, который ее заменяет). От того, насколько в этот период сформирована привязанность и насколько ребенок «напитался» любовью, зависит все его последующее развитие (в том числе и умственное).
Именно поэтому детдомовские детки, окруженные «педагогическим коллективом», но лишенные достаточного внимания и человеческого тепла, отстают от своих сверстников в умственном развитии. Не потому, что недостаток «развивающей программы», а потому, что любое развитие младенца опирается только на одно — удовлетворение его потребностей в эмоциональном общении.
Сейчас угрожающая мода на «раннее развитие», когда малышей чуть ли не с рождения «водят на кружки», чтобы там их «правильно развивали».
Что получает младенчик от таких «вождений»?
Он попадает в незнакомую среду, в искусственно созданные условия (когда его задача познавать естественное течение домашней жизни и окружающий мир), и главное — дети очень чутко настроены на эмоции мамы. Что чувствует мама, возя свою крошку на занятия (пусть это не чтение для грудничков, а самые безобидные занятия)? Мама прежде всего чувствует, что должна получить РЕЗУЛЬТАТ.
И вместо полного принятия своего младенчика она начинает испытывать эмоции по поводу «насколько ее ребенок развит по сравнению с другими». И вот эту вибрацию ребенок чувствует лучше всего — «хороший» ли он, «умный» ли он? И когда ребенком нужно просто наслаждаться, мамы вводят его в систему оценки по достижениям (ну какие же у грудничка достижения?!). А соседский уже сидит! Уже ползает! Уже ходит! Плавает с рождения! Закаленный! К году знает все буквы!
А мой… И вот это больше всего отражается на малыше. Потому что младенчество — период, когда закрепляется жизненная позиция, которая в идеале должна быть «в этом мире хорошо, меня любят и я всех люблю», получается » меня любят в зависимости от…» (мама радуется, когда ребенок удовлетворяет ее амбиции, и огорчается, когда он на фоне сверстников выглядит «не таким умным»). Итак, первый вред «раннего развития» c увлечением «развивающими методиками» и «хождения по кружкам» с младенцем — мама теряет эмоциональное спокойствие, начинает сравнивать своего ребенка, а главное — проецирует на него свои эмоции в связи с этим.