Как сохранить чувство дома при домашнем обучении

Джули Богарт*: Моя знакомая как-то поделилась со мной своим недельным расписанием. По средам – репетитор по математике на одном конце города; два раза в неделю – занятия дочери по биологии на другом конце города; уроки кельтского танца; уроки рисования; для двоих детей – уроки музыки; встреча хоумскулеров, занимающая целый день каждую неделю; плюс три спортивные секции (с еженедельными тренировками и играми). Она призналась мне, что они отстают в письме. Неудивительно – кто бы не отстал при таком расписании? После она добавила забавнейший комментарий: «Было бы замечательно, если бы все занятия, нужные детям, были в одном здании, не правда ли? Если бы можно было заниматься математикой, биологией, рисованием, музыкой и спортом в одном месте, и не нужно было бы объезжать весь город для этого?»

Как только она произнесла эти слова, мы выпалили вместе: «Школа. Это называют школой!»

В самом деле, в этом и есть весь смысл школы. Все квалифицированные учителя собраны вместе, чтобы учить ваших детей всему, что им нужно/они хотят знать, целый день в одном месте. Родители занимаются зарабатыванием денег и домашними делами, дети ходят в учреждение для получения образования. Если вы именно этого хотите, школа действительно все это делает и в некоторых случаях даже хорошо!

Но большинство из нас, тех, кто обучает детей дома, на самом деле хотят другого.

Мы хотим чего-то еще. Мы хотим более качественного образования. Мы хотим теплых отношений со своими детьми и хороших отношений детей между собой. Мы хотим, чтобы у нас было время углубиться в интересный предмет. Мы хотим иметь возможность поехать на лыжный курорт зимой и не «отстать от программы». Мы хотим, чтобы наши гениальные музыканты имели достаточно времени для репетиций, или же чтобы у наших замечательных спортсменов хватало времени на сон, учебу и спорт. Мы хотим оказывать основное влияние на жизни наших детей. Мы хотим быть теми, кто видит их горящие глаза при чтении, или изучении дробей, или знакомстве с Шекспиром. Или, может быть, нам не нравится местная школа, а частная школа для нас непозволительно дорога.

Сложно удержать всё это в равновесии. Мы хотим, чтобы у наших детей был большой опыт таких вещей, как поездки, репетиторы, коллективные мероприятия и уроки скрипки. Мы также хотим уверенного прогресса в изучении основных предметов. При попытке совместить все это в домашнем обучении иногда теряется само понятие «дом». Школа, перенесенная за кухонный стол, вдохновляет все меньше. И тогда мы добавляем кучу разных кружков вне дома, и тогда происходит следующий шаг: школа перемещается в машину!

Когда-то, приступая к домашнему обучению, я читала длинное исследование о том, почему родители должны оставаться дома, в своих стенах, со своими детьми. Автор говорила о биоритмах и режиме, моделировании всех видов жизненных навыков (сантехнические работы и приготовление пищи, создание списка покупок и пришивание пуговиц, подкормка птиц и использование дрели). Она настаивала на длительном чтении детям вслух и необходимости оставлять достаточно времени для костюмированных игр и моделирования из конструкторов, раскрашивания лиц и вязания, для простого лежания на диване. Она делала акцент на том, как излишняя занятость ведет к регулярному нарушению внимания, недостаточно глубокому погружению в любой момент жизни, проект или игру, — потому что ребенок знает, что скоро ему придется прерваться для очередного выхода из дома.

Пока дети были маленькими, следовать совету оставаться дома не составляло для меня труда. У нас была одна машина, которая не доставалась мне по будням, у нас не было телевизора, а интернет еще не был изобретен. В итоге мы оставались дома или играли на крыльце. И жизнь текла медленно, даже с маленькими детьми. Уходили часы на смену подгузников, прогулки туда-сюда, выпечку кексов и дневные сны. Мы читали тонны книжек с картинками (я брала в библиотеку корзину для белья и загружала ее доверху) и делали тесто для лепки.

А затем мир набрал скорость. Сотовые телефоны, кабельное телевидение, прокат DVD с доставкой прямо на дом, интернет, две машины! Я не успела оглянуться, как мою жизнь затопили варианты того, куда пойти и что сделать с детьми дома или вне его. Для некоторых из вас хоумскулинг существует только внутри этого непрекращающегося высокоскоростного соединения со всеми Замечательными Вещами, Которые Можно Делать Каждый День. Вы просматриваете и прослушиваете объявления, вы подписываетесь на рассылки по электронной почте, вам звонят друзья в любое время дня. И, конечно, масса различных программ обучения детей набрала популярность за последние 20 лет, поэтому теперь у вас больше, чем когда-либо, возможностей потратить ваше время и деньги (так же как информации о том, что если не сделать X, то ребенок не будет готов к Y).

Но если вы выбрали домашнее обучение, давайте считать, что сначала — дом, а потом уже обучение. Так что же такое дом?

  • Дом. Уют, диванные подушки, одеяла и собака. Все, кто должен быть здесь, находятся здесь. Между нами существует приятная фамильярность, и не надо постоянно думать, как себя вести. Дом — это чувство, что не надо торопиться, что не нужно быть где-то еще. Дом – это место, куда я возвращаюсь, а не откуда я выхожу. Это кнопка перезагрузки, подушка безопасности, место, где я знаю, что могу быть просто собой, и люди в моем доме будут любить и поддерживать меня, будут помогать мне, будут утешать меня. Дом – это еще и место, где я могу перекусить, отдохнуть, начать проект и отложить его на время, чтобы «созрел». Это место, где я храню мои тайные сокровища, где размещаются все нужные вещи (мне не нужно таскать их за собой, потому что это все — дома!) Дом – это кухонный стол, где я обедаю с моей семьей.
  • Дом – это также место, где я могу выпить чаю или пойти в ванную, когда захочу. Дом – это пульт дистанционного управления, телефон, душ и почтовый ящик. Дом – это мамины объятья и игры с отцом. Дом – это то, что я чувствую, вернувшись в свой город после долгой поездки, когда я понимаю, что в своей постели я буду спать крепче, чем в любой другой постели мира. Дом — это свечи с запахом ванили, сосновые шишки с корицей, и чай в термосе. Дом – это место, где по углам может лежать пыль и книги, где все вместе смеются над очередной серией комедии, где я могу спрятаться в своей спальне, чтобы залпом прочесть толстую книгу. Некоторые говорят, что можно взять дом с собой. Но я открыла для себя много лет назад, что дом – это на самом деле физическое место, заполненное людьми, воспоминаниями и деталями, которые помогают мне подзарядиться для того, чтобы я могла его опять покинуть. Когда я потеряла свой дом (мои родители развелись, когда я была в старших классах школы), я вынуждена была создавать новый в каждом новом месте, в котором жила. Дом имеет значение. Я не могу воспринимать его как должное.

Когда мы учим детей дома, мы требуем от нашего дома двойной работы. Мы приносим память о «школе» из здания, которое не является домом (места, где надо усердно трудиться), в наши дома. Иногда мы берем давление школы, каким мы его помним, и добавляем его в коктейль домашнего обучения. Спокойное пространство, зовущееся домом (который, как интуитивно знают наши дети, должен быть безопасным и мирным), превращается в соревновательное, требовательное пространство школы. Для большинства людей отметки и достижения происходят «там, вовне», а дом – это убежище. Мы же просим наших детей совместить все в одном пространстве, а это всё равно, что масло размешать в воде.

Признать, что мы зачем-то ожидаем, что наши дети будут усердно трудиться дома (при том, что сама атмосфера здесь замедленная, более расслабленная, не вынуждающая нас успеть к сроку), – это первый шаг. Второй шаг должен состоять в пересмотре наших взглядов на образование как таковое. Если мы действительно верим, что дух соперничества, стандартный учебный план и заполнение рабочих тетрадей менее значимы, чем основанный на практических занятиях процесс домашнего обучения, то мы должны прекратить паниковать по поводу конечного результата (видимого прогресса) и перестать навязывать школьный формат тому, чем мы занимаемся с детьми дома.

Мамы часто звонят мне и спрашивают, как помочь их детям с грамматикой или сочинением. Ребенку не нравится это делать, и он ничего не делает. Мама не знает, как добиться результата, кроме того, чтобы прибегнуть к карательным мерам (например, лишить компьютера или пристыдить ребенка, сказав, что он не поступит в институт, если не будет знать в совершенстве грамматику, и т.д.) Я предлагаю вместо этого «домашний» совет. Скажите своему ребенку, что вы знаете, что грамматика ему нелегко дается, что это тяжело и утомительно, и у него нет желания её делать. Затем предложите ему поддержку, тем самым показав ваше расположение. Помассируйте ему плечи перед началом занятий, купите красивую цветную ручку для письма, испеките печенье или приготовьте чай в любимой чашке ребенка. Позвольте ребенку делать грамматические упражнения в необычном месте, а не за партой. Подключите плеер и закончите работу под любимую музыку. Подумайте о смене программы или чередуйте месяц занятий грамматикой с месяцем, свободным от них. Помогите грамматике вписаться в настроение дома.

Я напоминаю каждой маме: «Вы дома. Будьте домашней. Поддерживайте, питайте, будьте мягче». Время от времени можно проявить и твердость (мы все иногда вынуждены это делать). Но делайте это в духе защиты домашней среды как безопасного, мирного, подпитывающего пространства. Не уменьшайте силы домашнего обучения криком, наказаниями, обзыванием, угрозами, лишением своего расположения, обвинениями, навешиванием ярлыков (утверждая ребенку, что он или она не добьется успеха в жизни, если не…) Устройте себе мозговой штурм в поисках решения. Станьтесоюзником ребенка. Всегда уважайте его боль.

Не заставляйте спортсмена выступать с травмой; не заставляйте плачущего ребенка учиться.

Начните с предпосылки, что все члены дома находятся в одной команде, а все ресурсы, необходимые вам для учебы и совместного роста, находятся в доме. Даже если единственное, о чем вы можете подумать в данный момент – это факт, что работа трудна, и ваш ребенок не хочет её делать, — подарите ему свою любовь и поддержку. По максимуму.

*Джули Богарт (Julie Bogart) – американский редактор и копирайтер, основатель обучающего онлайн-проекта «Brave Writer» («Храбрый писатель»). Она признается, что ее любимыми темами всегда были сочинительство, дети и их родители, а проект позволил объединить все это воедино. Джули помогает хоумскулерам и их родителям постичь искусство письменного выражения своих мыслей.

Перевод: Ольга Золотарева

Оригинал

ФОТО Юлии Зальновой

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика