Карманные деньги для ребенка

karmannye-dengi-dlya-rebenka

Воспользовавшись примером Бодо Шефера второй месяц следуем следующему правилу.
В первых числах месяца даем сыну 500 руб. на месяц, но при этому озвучиваем условие:
«Если к концу месяца у него останется не менее 250 рублей то мы добавляем ему еще 2000 р.»
За это время:
— сыну удалось сэкономить 250 рублей.
— мы освободились от просьб купить что-то незапланированное
— А сегодня утром первым предложением сына было – папа пойдем в банк, отнесем деньги.

И мы обязательно сходим и откроем счет. Сыну очень нравятся эти правила игры. Уверен, это поможет ему в усвоении правил денег.

***

Постепенно развивается финансовая грамотность сына. Но в тоже время благодаря данному инструменту удается воспитывать и другие, не менее важные черты характера, такие как умение держать свое слово. Надо сказать, что сынишка отличается такой чертой как упрямство и редко учится на чужих ошибках.

В прошедшие выходные произошла вот какая история:

В пятницу после школы между ним и мамой зашел спор по пустяковому вопросу (какая передача будет первой «Папины дочки» или «Новости на СТС»). При этом эмоциональность сына была чрезмерной. Оля предложила поспорить на что-нибудь, кто же из них прав. Предложение сына не заставило себя ждать:

Мама а давай на 100 рублей, поспорим?!?!

— Чего уж там на 100 рублей, давай на 500!!!

В глазах сына заиграли чертики, очень велик был соблазн по-легкому получить такую сумму. Естественно он согласился…

Надо ли говорить, кто проиграл.. Но такая чудная возможность преподать урок чуть было не пропала даром. Мама просто пожалела сына…

Субботним утром мы всей семьей пошли на прогулку на набережную Енисея. В начале прогулки мне была поведана эта история.
Посовещавшись, решили тут же исправить ситуацию, как бы не было жалко сына. Сея новость была озвучена мальчику: «Коля, за свои слова необходимо отвечать! Спор дело добровольное, тебя никто силком не заставлял спорить. Проиграл? Будь добр выполнить условия спора. Сейчас мы вернемся домой, и ты отдашь маме 500 рублей»
Надо ли говорить, какое горе было на лице сына.
Он почти физически ощущал отсутствие 500 рублей, для него почти состояние.
Ему было до слез жалко этих денег.
Было жалко себя, что он проиграл!
А мы жалели его, но процесс воспитания того требовал.

Всю прогулку он молчал, переживал. По возвращению домой он спокойно отдал 500 рублей и сделал это самостоятельно, без напоминания

Буквально вчера он вновь стал спорить, я предложил ему поспорить на деньги.
На что получил незамедлительный ответ.

— Ни за что!!! Хитренькие! Вы так у меня все деньги выспорите!

Мы с Ольгой переглянулись и улыбнулись, очень хочется верить, что наша жесткость в данном примере уберегла сына от гораздо большей жесткости и жестокости, проспорь он что-либо на улице.. пацанам постарше.. Но процесс воспитания продолжается…

***

В выходные закупались продуктами. Пока мы с женой объезжали ряды супермаркета с тележкой и по списку приобретали необходимые продукты, сынишка рассматривал игрушки. Надо сказать, что из 500 руб. выданных сынишка уже купил что-то на 100 руб. Таким образом, до лимита при котором в конце месяца он получит еще 2000 руб. на счет. Осталось 150 руб.

Вот вроде и все закуплено, идем в раздел игрушек. Сын присмотрел игрушки: часы шпиона (но они явно выходили за предел, установленный нами). Были еще варианты игрушек, но как водится приглянулись именно те, которые грозили потерей 2000 руб. Ему и хотелось новую игрушку, и знал что за этим последует. Мы не запрещали, но  мы предлагали ему потерпеть, и в начале декабря купить уже за 400 (150 с этого месяца и 250 со следующего — часы шпиона как раз стоят столько).

Но было видно, как в нем борятся желания, он все никак не мог принять решения. Он не жаловался, но на глазах еще чуть-чуть и появятся слезы…Тут пришлось помочь ему – пошли и выбрали конструктор «Lego» (он очень любит собирать его) и всего-то за 80 рублей. Чему он был рад 🙂

Придя домой – он тут же (без напоминания) принес 100 рублей, мы с Ольгой улыбнулись и поблагодарили его.

PS: Надо сказать что он у нас не растет жадным, и данные уроки не развивают прижимистость у ребенка. Наоборот – он всегда готов помочь. Буквально на прошлой неделе предлагал все-таки купить семейный абонемент в бассейн на его деньги.

***

Банки в пост-кризисный период активно развивают взаимоотношения с частными клиентами. Одним из инструментов таких отношений является корпоративная пресса, журналы выпускаемые банками. В одном таком издании обнаружил интересную статью относительно того, как учить детей обращению с деньгами. Статья называется «Первая зарплата ребенка» В материале рассматриваются вопросы «Платить, или не платить». Приведены примеры «Коттеджных детей», которым не надо ни к чему стремиться, у них есть все и сразу. И главные темы: в чем же состоит разумный подход, и как приучить ребенка создавать миникапитал.

Свои мнения представляют эксперты — психологи и специалисты по личным финансам. Я привожу ее почти полностью, поскольку считаю этот вопрос очень важным.

Платить или не платить

«Закончил четверть без троек – 3000 рублей, помыл посуду – 30, час посидел с младшим братом – 100» – примерно так рассуждают многие родители, думая, что денежными бонусами стимулируют у детей желание хорошо учиться и регулярно выполнять домашние обязанности.

Однако, подобная система поощрений может привести к обратному результату. Виктория Дубинская, психолог, сотрудник Московского Института Гештальта и Психодрамы, считает, что в такой ситуации нравственные ценности путаются с материальными. «Ребенка надо приучать к трудолюбию. Лучше всего, если за сделанную работу он будет получать любовь, внимание, заботу – эти вещи гораздо важнее денег. Конечно, иногда нам проще заплатить, чем сделать что-то доброе и хорошее. Деньги служат заменителем общения, родительской любви, добрых слов. А потом ребенок вырастает и начинаются проблемы: в ответ на вашу просьбу приехать, навестить, поговорить он просто будет помогать вам материально. Получается, таким образом родители учат ребенка замещать хорошие дела деньгами».

Ольга Лукина, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, отмечает, что платить ребенку деньги не только неправильно, но и опасно: «В его сознании формируется доминанта, что все, что он делает на благо собственного дома, обязательно должно быть оплачено. Отсутствует чувство ответственности. Кто может гарантировать, что в дальнейшей, взрослой жизни за него тоже будут платить? Хорошо, когда ребенок, например, помогает семейному бизнесу, прилагает определенное усилие и за это получает вознаграждение. Если у него есть желание работать, иметь деньги на карманные расходы, радовать родителей, то почему бы и нет? Но это совсем не то же самое, когда ребенку выдают деньги за то,что он вынес ведро или вымыл посуду».

Коттеджные дети

Чаще всего неумением распоряжаться деньгами, как ни странно, отличаются дети из обеспеченных семей. В психологии даже существует специальный термин «коттеджный ребенок». «Это малыш, у которого все уже есть, – объясняет Виктория Дубинская, – железная дорога, маленький автомобильчик, на котором он ездит по участку. Родители дают ему любые деньги, а он идет в школу и просто раздаривает их своим друзьям. Ему не хватает только самого главного – родительского внимания и заботы. Такие дети обычно бывают нервными, возбудимыми, капризными, очень часто они начинают болеть в знак протеста. Ведь это идеальный способ привлечь к себе внимание».

Ольга Лукина, которая в основном работает с состоятельными людьми, отмечает, что многие из них безумно разочарованы в своих детях. Родители добивались всего сами, много трудились, вкладывали силы в образование. А дети помнят себя, когда в семье уже был достаток. У них низкая мотивация, нет никакого желания учиться. Но ведь богатство – не оправдание. В королевских или аристократических семьях, где оно передается из поколения в поколение, дети получают чудесное классическое образование. «Дело не в том, что ребенок появился в состоятельной семье, а в том, что родители, быстро разбогатевшие в 90-х годах, делают серьезные ошибки в воспитании, – объясняет Ольга. – Они не приучают своих сыновей и дочерей добиваться успеха самостоятельно. С моей точки зрения, это катастрофа. Когда я от своей 18-летней дочери слышу, что половина ребят в школе не учится потому что родители пообещали им купить результаты ЕГЭ, мне становится грустно». Впоследствии именно эти родители оказываются на приеме у психолога.

Сейчас у Ольги Лукиной консультируется семья, которая столкнулась с такой проблемой. Отец рано потерял собственных родителей и всю юность провел в суровом военном училище, куда был отправлен родственниками. В конце 90-х годов он стремительно заработал состояние и принялся «совершенно беспощадно одаривать своего сына». Ребенку давали деньги за учебу, работу по дому, на участке. С 9-го класса мальчик уже практически не учился. Ему «помогли» окончить школу, поступить в таможенную академию. «Парень неглупый, но проучился там всего два месяца, – рассказывает Ольга.

– Потом был еще один ВУЗ, потом – другой, с каждым разом заведение было рангом ниже. В настоящий момент мальчик лежит на втором этаже родительского дома, пребывая в приятной прострации, и вообще отказывается ходить куда-либо. Никто никогда не говорил с ребенкомо том, что ему самому нравится, в чем он хотел бы реализоваться. Отец до последнего момента надеялся, что у сына все пройдет с возрастом, и продолжал давать деньги, боясь его обидеть. Мой успех будет зависеть от того, смогу ли я достучаться до сознания отца. Парня надо посадить на “денежную диету”, создать другую систему координат, в которой он будет самостоятельно зарабатывать на свои удовольствия».

Разумный подход

Впрочем, деньги отнюдь не всегда оказывают губительное влияние на неокрепшие детские души. В семьях с большим достатком встречаются и весьма ответственные подростки. Ольга Лукина приводит в пример 16-летнюю девочку, родители которой владеют сетью стоматологических клиник. Оба – врачи по образованию и призванию, любят свою работу. Деньги никогда не были в семье основной ценностью. Девочке с самого начала внушали уважение к труду, она училась в «тяжелой» химико-биологической школе, сейчас готовится поступать в медицинский университет.

«С 12 лет дочь помогала родителям в клинике, работала с компьютерной базой, заполняла карточки клиентов, встречала посетителей на входе, – рассказывает Ольга. – И за это ей платили небольшую сумму. Сейчас она совершенно спокойно относится к деньгам, у нее нет желания надеть на себя все самое дорогое и т.д. В этом случае деньги не развратили ребенка, а, наоборот, дали ему новые возможности. Девочка много путешествовала, ходила в ботанические походы, изучала растения в горах. Я уверена, что она поступит в ВУЗ и уже на первых курсах будет участвовать в семейном бизнесе».

Быстро учатся правильному обращению с деньгами дети из малообеспеченных семей, которым приходится в силу обстоятельств гораздо раньше вступать во взрослую жизнь и начинать зарабатывать, чтобы помочь родителям. «Когда я была учителем в школе, то знала класс, где почти все пятиклассники работали, мыли окна, машины, –вспоминает Виктория Дубинская. – Они превосходно обходились с деньгами, знали им цену, большую часть отдавали родителям. Конечно, этобыло не от хорошей жизни, но, с другой стороны, человек должен разделять судьбу своей семьи».

Мини-капитал

Все эксперты признают, что у детей обязательно должны быть деньги на карманные расходы. Обычно необходимость в них возникает с момента, когда ребенок начинает ходить в школу (булочка в буфете, проезд на маршрутке). «Когда ребенок сталкивается с рыночными отношениями, он должен быть в состоянии себе что-то купить, – говорит Ольга Лукина. – Каждый родитель мечтает о том, чтобы ребенок выработал осознанное и бережное отношение к деньгам, умел их рассчитывать.

Не экономное, а именно бережное. “Экономия” означает приоритет дешевизны. “Бережность” – умение покупать как дешевые, так и дорогие вещи в соответствии с возможностями бюджета. Хорошо, когда ребенку выдают определенную сумму на неделю или месяц, чтобы у него была возможность самостоятельно распределять средства, что-то откладывать. Некоторые мои клиенты берут своих детей в супермаркет, дают им маленькую колясочку, список продуктов, немного денег и в игровой форме учат правильно выбирать нужные вещи».

Александр Кузнецов считает, что карманные деньги – ключевой момент в воспитании у ребенка ответственности, умения рационально пользоваться ограниченным ресурсом. Лучше всего регулярно выделять фиксированную сумму, например 100 рублей в неделю на телефон. «До ребенка важно донести, что он может поговорить с подружкой два часа прямо сейчас, но тогда закончатся деньги на счету и он целых шесть дней будет в изоляции», – объясняет Александр. 11-летняя дочь Виктории Дубинской знает, гдев доме лежат деньги, и может спокойно брать оттуда, сколько хочет. «Меня так воспитывала моя мама, – рассказывает Виктория. – Я могла брать деньги из “общего кошелька”, но так как в нашей семье поощрялась честность, я никогда не брала больше, чем нужно.

Это интересный способ контроля с помощью совести. Дочь тоже берет совсем немного на булочки и шоколадки. Если ребенку не хватает денег и он постоянно их выпрашивает, значит, у него недостаточно развит ценностный уровень. Возможно, ребенок не получает чего-то важного? Забыл, что такое хорошие книжки или фильмы? Или с ним давно никто не разговаривал? Если вы привьете сыну или дочери любовь к духовным ценностям, будет проще научить их правильному отношению к деньгам.

Допустим, мы приедем на необитаемый остров с миллионом долларов, что мы будем делать? Разожжем из них костер, чтобы приготовить еду и согреться. Потому что купить на них будет нечего. Деньги никогда не являются самоцелью, это всегда эквивалент, символ чегото другого. Если мы научимся ценить символы (то есть настоящие ценности – труд, любовь, заботу), то научимся ценить и сами деньги»

Правила детской финансовой грамотности

  1. Поручите ребенку заполнять квитанции об оплате коммунальных услуг или вести учет того, какую сумму семья тратит в месяц, например, на отдых и развлечения. Это даст ему необходимые навыки расходования средств и финансового планирования.
  2. Научите ребенка экономить – пусть откладывает часть карманных денег, которые вы ему выдаете, на свою детскую мечту. Потом сможете вместе пойти в магазин и приобрести долгожданный подарок.
  3. Объясните, что нужно жить по средствам: перед походом за школьными принадлежностями к 1 сентября составьте бюджет и попросите ребенка его придерживаться. Он сам поймет, что вам по карману, а что – нет.
  4. Сходите с ребенком в банк и откройте детский вклад – это поможет ему научиться пользоваться услугами финансовых учреждений.

http://tutor-s.livejournal.com/27108.html выдержки из журнала «Альфа-банка»

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2021. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика