Надуманные проблемы
Глава из книги Карлоса Гонсалеса «Целуйте меня! Как воспитать детей с любовью», издательство «Ресурс».
Мой отец так много говорит о моих недостатках и выказывает столько презрения ко мне, что я, естественно, сам начинаю сомневаться в себе. Начинаю думать, что я и впрямь никудышный, как он говорит то и дело; и тогда во мне поднимается горечь и злоба и я ненавижу всех и каждого! Да, я никудышный, у меня скверный характер и почти всегда скверное настроение.
Эмилия Бронте. «Грозовой перевал»
Опросник детского поведения Эйберг (ECBI) — это руководство по диагностике поведенческих проблем у детей, в котором родителей просят оценить поведение своих детей в 36 разных сферах, например: «Ребенок не умеет вести себя за столом», «Скулит», «Отказывается слушаться без угрозы наказания» и т. п.
Отцы и матери должны оценить, как часто вытворяет их ребенок эти непотребства («Никогда», «Редко», «Иногда», «Часто», «Всегда»), а также написать, считают ли они у своего ребенка подобное поведение проблемой. Если родители отмечают тринадцать и более проблем, считается, что ребенок страдает расстройством поведения. Именно таким образом ученые, исследовавшие население севера Испании, определили, что 17% всех детей в возрасте от двух до тринадцати лет страдают поведенческими расстройствами и что опросник очень помогает педиатрам в их клинической практике. В теории «поведенческое расстройство» — это психическое заболевание, требующее вмешательства специалистов. Однако сомнительно, чтобы в Испании нашлось достаточно квалифицированных психиатров, чтобы присматривать за столь большим числом «душевнобольных» детей.
Проницательный читатель наверняка уже оценил, с какой массой проблем сопряжена такая вот «диагностика».
Во-первых, врач не наблюдает за поведением ребенка непосредственно, не полагается он и на оценку непредвзятого наблюдателя — он общается с родителями. В любой конфликт родители уже вовлечены эмоционально и не могут считаться непредвзятыми наблюдателями. По сути, опросник этот оценивает не поведение ребенка, а мнение родителей о его поведении. Сказать родителю: «У вашего ребенка очень серьезное расстройство поведения» и «Вы очень плохого мнения о своем ребенке» — не одно и то же.
Во-вторых, этот метод приписывает все проблемы самому ребенку. Это именно дети слишком много кричат, не слушаются и плачут. Но были же у кого-нибудь из них родители, которые первыми слишком много кричали на своих детей, постоянно засыпали их невыполнимыми требованиями и приказами и доводили до слез оскорблениями и затрещинами. Однако опросник этот ничего подобного не выявил. Как странно!
К примеру, прочитав графу «Отказывается слушаться без угрозы наказания», нормальные родители подумают: «Ну не знаю, мы ему никогда не угрожаем». По закону некоторых стран произнесенная вслух угроза уже считается уголовным или административным преступлением. Если бы муж сказал: «Моя жена отказывается слушаться, если только не пригрозить ей наказанием», мы бы подумали, что это у него поведенческое расстройство. Однако скажи мать или отец такое о своем ребенке, мы думаем, что именно ребенок в их семье «трудный».
В-третьих, многие вопросы (я бы сказал — большинство) в этом опроснике предлагают более чем сомнительные критерии наличия нарушения поведения.
- Отвлекается во время одевания.
Что значит «отвлекается»? В серьезном тесте написали бы, например: «На то, чтобы надеть белье, рубашку и штаны, у ребенка уходит более двенадцати минут». В том-то и дело: оценка зависит от произвольного суждения родителей. Как бы там ни было, данным конкретным «поведенческим расстройством» страдают и многие взрослые.
- Плачет.
Это редко случается с тринадцатилетними подростками, но разве не все двух — пятилетние дети плачут?
- Отказывается есть предложенную еду.
Многие взрослые в ресторанах, случается, оставляют свою тарелку нетронутой, и никто не возмущается. Есть три вероятные причины, почему ребенок отказываться есть то, что ему положено: еды слишком много (то есть он не голоден), еда ему не нравится (я тоже не стал бы есть то, что мне не нравится, а вы?) или он болен и у него нет аппетита.
- Постоянно требует внимания.
Маленькие дети нуждаются в постоянном внимании, так что стремиться получить его — нормальное, здоровое поведение.
- Злится, когда не может добиться своего.
Что, правда? Я тоже! Может быть, я сошел с ума и сам того не знаю? А вы, когда не можете добиться своего, не злитесь? «Ах, как я счастлив! Я провалил экзамен, девушка меня бросила, я проиграл в боулинг и получил штраф за парковку в неположенном месте. Давно я так не веселился!» Если злость в ответ на фрустрацию — признак душевной болезни, то нам всем пора в психушку.
- Слишком активен или не сидит на месте.
Любой, у кого есть дети, знает, что это совершенно нормально. Если ваш ребенок может неподвижно сидеть на месте дольше пяти минут, возможно, его-то и нужно показать врачу.
- Оспаривает правила поведения.
Подождите, разве мы живем не во времена демократии? Обсуждать законы — право каждого, это называется «участие в принятии политических решений». Чтобы вырасти сознательными гражданами и уметь спорить с чиновниками о том, что нам положено делать, детям необходимо практиковаться в семье.
- Встревает в разговоры.
Встревать в разговор других людей невежливо, но в теле- или радиодебатах это — непременное условие. А мы, родители, как часто не даем своим детям договорить, как часто устаем слушать их сбивчивое бормотание под нос, как часто обрываем их: «Хватит мямлить», «Не видишь, мы разговариваем?», «Нет — значит нет!», «Нытьем ты ничего не добьешься» и т. п.? Дети учатся на нашем примере.
- Писает в постель.
Ночное недержание мочи — это не поведенческое расстройство, это нормальная вариация сценария развития ребенка. Давно уже доказано, что ни с какими психологическими проблемами это не связано.
- Вступает в словесные перепалки с братьями и сестрами.
Соперничество между братьями и сестрами — совершенно нормальное явление, и зачастую лучшее, что могут сделать родители, это не вмешиваться.
- Не умеет вести себя за столом.
Неужели кто-то действительно считает, что класть локти на стол или с шумом втягивать суп — это повод для визита к психиатру?
- Неспособен закончить начатое.
И что с того? Большинство готических соборов так и стоят недостроенные.
Строгость, с которой родители оценивают своих детей на предмет наличия у тех проблем с поведением, удивляет и беспокоит. Смотрите сами: 6% родителей подтверждают, что их дети постоянно или часто отказываются выполнять дела по дому, когда их просят, а 52% говорят, что это происходит редко; и при этом 29% считают это проблемой. То есть многие родители считают, что иногда отказываться выполнять дела по дому — это уже психологическая проблема. Только 5% детей часто или постоянно дразнят или провоцируют других детей, однако проблемой это считают 13% родителей; только 5% всегда или часто не могут закончить начатое, и при этом проблемой это считают 16% родителей; только 6% детей часто или постоянно испытывают вспышки раздражения, и при этом проблемой это считают 21% родителей. Только по двум критериям — «слишком активен или не сидит на месте» и «писает в постель» — наблюдается и приводит к тому, что мы сами начинаем думать о своих детях хуже, чем они есть на самом деле?
Книга Карлоса Гонсалеса «Целуйте меня! Как воспитать детей с любовью», издательство «Ресурс»
ФОТО Веры Мироновой