О чтении как раннем обучении

Марина Озерова, педагог, психолог (Израиль)

Я очень надеюсь, что мне удастся подробно ответить на вопросы, потому что, честное слово, они довольно однообразны, а главное, аргументы ни на чем не основаны кроме как «моему ребенку так нравятся буквы!».

1. Я работаю с детьми с 15 лет, сейчас мне 32. Итого 17 (скоро будет 18).
У меня было более тысячи учеников, и первые мои «детки» уже сами стали родителями. Когда мне мамы пишут «я научила ребенка чтению в два, а сейчас ему четыре, он отлично развит и обожает читать» я могу только предложить побеседовать об этом лет через пятнадцать. Потому что результат воспитания и образования очень отсрочен.

Я довольно навидалась «маленьких гениев», от вымуштрованной гениальности которых уже классу к третьему ничего не останется. А к восьмому по каждому предмету будут репетиторы. Не говоря уже о неспособности нормально усваивать информацию, некоторые «рано читавшие» старшеклассники к концу школы уже условие задачи воспринять не могут — они привыкли с самого раннего детства механически обрабатывать текст. Так что мои наблюдения основаны на довольно обширной выборке. 2. Несколько лет подряд я тестировала детей при приеме в школу (в Петербурге). Должна вам сказать, что среди «рано обученных» слишком пугающий процент таких «роботов», которые и почитают, и посчитают, но впадают в ступор, если задать элементарнейший вопрос, на который нужно САМОМУ ответить или просто подумать. Раннее чтение не имеет никакого отношения к развитию мышления. АБСОЛЮТНО никакого.

Потому что основа мышления в этом возрасте — восприятие (я напишу подробно вскоре об этом), а основа восприятия — сенсорные впечатления. то есть, чтение сказки и картинки — это великолепно, но основные каналы восприятия в этот момент спят крепким сном. В отличие от того времени, когда ребенок занят возней в луже или песке — тогда они работают «На полную катушку», развивая необходимые в этом возрасте области мозга.

3. Чтение — это замечательно! Но слишком раннее чтение в большинстве случаев не несет в себе никакой пользы. А вот вред оказать может. НОРМАЛЬНО развивающийся ребенок выучится читать сам! Дело взрослых — следить за развитием мозга, чтобы было чем читать, простите мне мою обычную категоричность! Есть такие дети, которых как плохо ни учи, они все равно «прорвутся».

И рано, и неправильно, и не так учат, и в школе все учителя их ненавидят, а они все равно вырастают гениальными и продолжают образование. Видите ли, если какое-то растение пробилось через асфальт — это еще не повод асфальтировать все клумбы! Слишком поздно научить читать невозможно, а вот слишком рано — запросто. При этом я совершенно согласна, что все дети разные, и готовность у них тоже проявляется в разном возрасте. Необязательно в том, в каком хочется маме с папой!

4. «Ребенок интересуется буквами, я не могу останавливать его развитие». Развитие попросту невозможно остановить, даже если очень постараться. А вот дать информацию «невовремя» вполне можно. Вы называете ребенку полутора-двух лет буквы — что он с ними делает? Пассивно запоминает и держит в голове год-другой, или тут принимаетесь за дело вы, и «учите читать»?

Вот если он тут же, услыхав что это за буквы, сумеет догадаться о принципе чтения и составить САМ слово — он созрел. Я лично за все 17 лет не видела ни одного такого ребенка младше 3,5 лет. Одна девочка 3,5 лет — была исключительной во всех смыслах. Совершенно «пролетарский» ребенок, которую мама с папой никак «специально» не развивали, услышав, как мама читает, догадалась, как складывать эти значки и что они обозначают. Вот это — сам. А если зубрить буквы полгода, потом полгода «помогать» ребенку читать, потом полгода еще что-то и в конце сказать — надо же, «сам» выучился — это немножко не тот случай.

5. Если в семье традиция чтения, то у ребенка просто не может угаснуть интерес, даже если его не учат читать в два года.

Мнение невропатолога:

«Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом — за движение и только потом — за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов — и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты».

Человеческий мозг развивается по принципу «по вертикали» — от стволовых образований, обеспечивающих жизненно важные функции, к коре больших полушарий. В коре развитие идет от проекционных отделов (контакты с внешним миром) к ассоциативным (сложные формы психической деятельности. Чтение как раз относится к сложным).

Последовательность созревания мозга ребенка примерно такова:

1. Блоки глубинных структур (отвечают за активационные процессы). Врожденные и приобретенные биологические реакции.

2. Первичные поля (начинают действовать с момента рождения и оформляются к году).

3. Созревание вторичных (ассоциативных) полей происходит от 2 до 5 (7) лет.

4. Третичные образования (перекрывающие несколько анализаторных систем), созревают значительно позднее. Теменно-височно-затылочная зона созревает к 8-12 годам и обеспечивает развитие сложной пространственной функции, которая включается в структуру многих сложных форм психической деятельности (счет, письмо).

5. Нейронный аппарат в лобных отделах мозга формируется до 18 лет. Лобные доли мозга осуществляют регуляцию и контроль всех высших психических функций.

Для развития каждого последующего уровня необходимо полноценное созревание предыдущего.
Например, для созревания проекционной коры необходимо формирование структур, через которые поступаен сенсорная информация.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 (там подробно о развитии мозга и разных его отделов).

Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения. — разные издания. Очень рекомендую.

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

http://aksik.livejournal.com/

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика