О физическом развитии

Для начала поясню несколько моментов, которые надо заранее обговорить.

1. Спорт не равен физическому развитию. Наоборот, нет ничего такого, что калечит детей так же, как систематические занятия спортом и «ранние рекорды» (на ролики с двух лет, в три года на фигурное катание и т.п.).

2. Занятия физкультурой в школе — это не физическое развитие, а особая форма издевательства над детьми (да, я знаю, бывают прекрасные учителя физкультуры, и замечательные спортивные игры, но бег на два километра или 10 кругов по стадиону на лыжах — это отупляющая пытка).

3. Любые действия, в том числе и относящиеся к подвижным играм или спортивным занятиям (не путать с профессиональным спортом!!!) для ребенка должны быть осмысленны. Если это интересная игра, которая его увлекает, и в которой он должен попрыгать-добежать до цели-перелезть через препятствие — это одно, а если наматывать круги на велосипеде («Не смей уезжать отсюда, чтобы мама тебя видела!») — это другое.

Одно дело — влезть на настоящую гору (холмик — задания выбираем «по росту»), другое -залезать-слезать со шведской стенки. Первое — хорошо, второе — незачем, ни для какого, в том числе и физического, развития. Только в младенчестве или раннем детстве ребенок может многократно повторять одно и то же физическое дейтсвие (например, прыжок) многократно — это закрепление навыка, тренировка мышц, моторной памяти.

И это нам кажется бессмысленным со стороны. Но проходит немного времени, ребенок лет четырех-пяти уже не может двадцать раз повторять одно действие, лишенное смысла. И вот тогда взрослые тут как тут — заставляют его заниматься спортом или гимнастикой.

Я считаю, что для детей не нужны никакие специальные упражнения для «физического развития» (пестовальная гимнастика не в счет, т.к. там упор не на физические действия, а на гармонизацию внутреннего ритма). Его, это нормальное физическое развитие, просто нельзя ограничивать. Когда начинаются ограничения?

В период начала ползания (у всех по-разному). Что нужно?

Нужны «новые горизонты». То есть, если ребенок ползает только в пределах одной комнаты (что совсем страшно — в манеже), у него нет освоения нового пространства. Ему НЕ НУЖНА любознательность, физическая активность, и прочие двигатели развития.

То же самое касается периода начала прямохождения — вождение за ручку (хуже того — в ходунках, но это вообще испанская инквизиция) не дает ребенку понимания доступности пространства, ограничивает движения, лишает самостоятельности в основном, решающим в данный момент для развития, действии. Если ребенок, начинающий ходить, постоянно крутится на одном заданном взрослыми пятачке, у него подавляется потребность в движении как таковом. Дети устроены очень прагматично — если мы отбираем потребность в действии, само действие потихоньку затухает.

Потребность в данном случае — «дальние» цели. Ребенку неинтересно ходить 600 раз от дивана до стола. То есть, в самый первый момент освоения прямохождения он этим занимается, но на второй день уже нет. А навык отрабатывать надо. Поэтому выходим на улицу и ищем открытые пространства, где будут «дальние цели» — до цветочка дотопать, до лужи, до собачки, до голубей. Последние две цели особенно хороши, ибо постоянно перемещаются. Плохо на улице (погода, машины, и т.п.) — ищите крытые большие пространства. Главное, чтобы взгляд ребенка не упирался в стену через два метра.

Опять вспомним, что на протяжении всего дошкольного и начала младшешкольного периода ведущий канал у ребенка кинестетический (двигательный). От его работы и от той информации, которую он поставляет в мозг, зависит развитие интеллектуальных способностей (А НЕ ОТ ЧТЕНИЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЙ!).

Работа кинестетического канала — это не только собственные движения (бег, прыжки, лазанье), но и наблюдение за движением любых объектов, желательно — из живых организмов (животные и растения), а не их изображений (даже стерео или что там сейчас еще бывает). Чем больше информации от двигательного канала по поводу одного и того же объекта, тем больше возникает нейронных связей в мозгу, тем лучше работает мышление (А НЕ ОТ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПО КАРТОЧКАМ!!!).

Это, кстати, касается и бытовых действий — мытье полов или посуды с точки зрения занятия основного канала намного ценней, чем все вместе «развивалки». Одно и то же повторяющееся действие с одним и тем же предметом (мытье чашки вполне осмысленная задача, главное — практическая и «взрослая»).

Что еще напоследок — в раннем детстве грубая моторика ведущая, не надо заставлять ребенка выполнять мелкие действия (сам выполняет — пусть, но заставлять не надо нанизывать бусы и т.п.). Еще нужно помнить, что двигательная активность очень сильно зависит от темперамента — холерикам не остановиться, а флегматикам не пошевелиться. Но это не значит, что для вторых игры и познание окружающего мира нужно заменять смирным сидением с книжкой. Пусть сидят над муравейником или одуванчиком.

Смотрите также онлайн-практикумы врача-реабилитолога Олега Леонкина из цикла «На старт, внимание! …»

ОРИГИНАЛ

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2021. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика