О кружках и секциях. Часть 2 — ребенок не хочет продолжать
Марина Озерова, педагог, психолог: Особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте очень важна психологическая совместимость с педагогом.
При этом и педагог может быть прекрасный и солнечный, и ребенок расчудесный, но эта пара вместе никак не стыкуется. Бывает. Поэтому первым делом проверяем, есть ли контакт у ребенка с учителем, и с какими эмоциями ребенок выходит с занятия (конечно, случаются разные мелкие трудности, но все-таки общий фон должен быть позитивный).
Вполне возможно, что подходит область занятий, но не подходит данная ситуация — то есть, есть желание заниматься, например, музыкой, но не подходит этот инструмент, этот темп занятий, эта методика, и т.п. Также важно следить, чтобы у ребенка не было перегрузок (особенно зимой, в темное время года) — хроническая усталость и взрослых валит, а дети еще только накапливают резервы на всю последующую жизнь.
НО! Если мы проверили все факторы, и все они не должны были отбить желания ребенка заниматься этим делом, стоит подумать о другом.
Младший школьный возраст (и уж тем более — старший дошкольный!) — это период, когда ребенок пробует разные деятельности. То есть, что думает родитель: «запишу Петю на плавание, он вырастет олимпийским чемпионом», «запишу Машу на скрипку, она будет примой». Что думает ребенок: «любопытно, как это делается, пойду попробую».
Его план не простирается обычно дальше первого занятия. И получается, как в анекдоте про первоклассника: «что ж вы меня не предупредили, что эта волынка — на десять лет?!». Только не смешно. Родители считают, что раз за кружок «уплочено», то пусть теперь окончит студию, секцию, музшколу, победит хоть раз на олимпиаде. Но это совершенно не тот возраст, когда конкретное занятие нужно проецировать на всю последующую жизнь.
Например, ребенок играет в куклы — маме же не приходит в голову, что так будет всю жизнь? Но если тот же ребенок играет на пианино — стоп, это навсегда, давайте зафиксируем. Это как раз тот возраст, когда ребенок хочет попробовать МАКСИМУМ деятельностей. Этот выбор просто необходим для последующего этапа — в подростковом возрасте должны сформироваться стойкие интересы, и профессиональное самоопределение.
А что получается в реальности — в три года у ребенка «драмкружок, кружок по фото», домой он приходит только ночевать, потому что ему «надо развиваться». Потом плюс школа и домашние задания до ночи. И когда он вырастает до того возраста, что маме уже физически его не утащить силком на кружок, он наконец-то бросает все, и не хочет ничему учиться, а главное — никем работать.
Поэтому в старшем дошкольном (5-6) и младшем школьном (6-10) возрастах постарайтесь показать ребенку разные сферы деятельности.
Внимание!!!
Речь идет не о кружках и студиях, а о человеческих деятельностях вообще. То есть — как почтальон раскладывает почту, как в деревне косят траву, и т.п. и т.д.
Чем больше у ребенка будет этот выбор в представлении и особенно в действиях, тем лучше не только для личностного развития и самоопределения, а и для развития мышления. Просто потому, что это возраст познания в деятельности, точно так же, как раннее детство — познание в манипуляции предметами.
Итак, если действительно хочется поискать те сферы, в которых ребенок позже может найти себе применение, то лучше брать разовые мастер-классы, знакомить ребенка с разными видами искусств и ремесел, прежде чем отдавать его на год обучения, или что совсем ужасно — на семь-десять лет без права на побег. Конечно, и здесь не стоит слишком увлекаться, и водить ребенка на разовые занятия по нескольку в день и все дни недели. Но предоставить какой-то выбор из разных сфер желательно.
Если у ребенка есть стойкое желание чем-то заниматься (то есть, больше двух месяцев он хочет это делать), тогда стоит думать о регулярном обучении, предварительно желательно показать ему разовые занятия, попробовать изучить материалы или инструменты (одно дело — увидеть у кого-то в руках, другое дело самому подержать). И только после этого начинать регулярное обучение (желательно не раньше старшего дошкольного возраста, конечно).
(как распознать интересы и желания, мы потом будем говорить).
Если ребенок в начале обучения хочет бросить то занятие, к которому у него очень явные способности, все равно лучше или временно сделать паузу, или поискать замену, но в той же сфере. Но, даже если ребенок полностью прекратил занятия, хотя у него были к этому способности, лучше не тащить его туда через силу. Самоопределения под прессом не бывает! Это стоит запомнить каждому родителю!
Лучше пусть он развивает способности с нуля в той сфере, которую позже выберет самостоятельно, чем будет «блистать» там, где его принудили заниматься, потому что он «такой способный». Можно построить все, что угодно, на одном желании, совершенно без способностей.
Но вот обратное неверно! Даже недюжинные способности не помогают, когда человек делает свое дело с отвращением. Кстати, очень часто первые успехи обманчивы, и человек находит себя позже прямо в противоположной области. А то дело, которое было «призванием» с точки зрения родителей, становится только хобби, или уходит вообще. Не нужно приводить в мир еще одно несчастное натасканное «дарование», лучше подарить светлую позитивную самостоятельную личность.
Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов «Чтение как приключение» Марины Озеровой