Почему «ночной» памперс более вреден, нежели «дневной»?

noshenie-pampersov

Марина Озерова, педагог, психолог:

Мозг не отключается во время сна, то есть он «не спит», а наоборот — у малыша он работает и развивается интенсивнее именно в периоды сна. Следовательно, как раз в подсознательное откладывается более прочно все то, что происходит во сне: например, ощущение безопасности и близости мамы во время совместного сна; сосание во сне (очень быстро дети выучиваются находить источник питания, не просыпаясь — тоже сложная работа мозга); все другие впечатления, доступные органам чувств во время сна (например, аудиальные). И, соответственно, высаживание более закрепляется в мозгу во время сна, нежели дневное. И наоборот — ношение памперсов, если во сне ребенок постоянно находится в памперсе, мозг получает команду «ненужности регуляции» этой системы. Мозг наш (к сожалению и к счастью) очень экономично работает — он не любит совершать «лишних движений» и поэтому перестает отдавать те команды, которые становятся неактуальными. Команды на установление биоритмов и регуляцию мочеполовой системы в случае с памперсами становятся ненужными.

Почему именно ночью у высаживаемых детей ранее устанавливается регуляция мочеиспускания?

У малышей в период бодрствования весь организм совершает огромную работу — все действия, с нашей точки зрения недостойные даже внимания, для них сложные задачи, требующие больших затрат: прием пищи, отправление естественных надобностей, махи ручками-ножками и все остальное требует серьезной работы. То, что мы считаем автоматическими действиями — для малыша большой энергоемкий труд.

Любые впечатления периода бодрствования — новая информация для мозга. Поэтому груднички так много спят — мозг работает в режиме накопления информации во время короткого бодрствования и переработки информации во время продолжительного сна. То есть, если так можно выразиться, именно во сне в мозгу происходит «закрепление пройденного».

«Дело в том, что именно во время сна у детей активно синтезируется гормон роста, а так же совершается основная работа и развитие головного мозга».

«Сон необходим младенцу прежде всего для того, чтобы постепенно упорядочить знания и представления о мире. В этот сложноорганизованный процесс вовлечены функции внимания, памяти, систематизации и многие другие, в реализации которых сон принимает самое прямое и непосредственное участие. Расстройства сна у детей существенно снижают продуктивность этих функций.

Освоение нового, неожиданного для ребенка неизбежно сопряжено со стрессами, которые при недостатке сна способны привести к серьезным расстройствам эмоционального состояния, поведения ребенка.

В отличие от взрослого, организм ребенка активно растет и развивается. Известно, что процесс роста зависит от взаимодействия нескольких гормонов. Главный среди них вырабатывается в гипофизе. В течение дня гормон роста спрятан, зато ночью, в то время как дети спят, в крови содержится наибольшее количество гормона. Ученые установили, что гормон роста (соматотропный гормон) секретируется в наиболее значительных количествах (80 %) в первые два часа сна. Недостаток сна в детском возрасте может повлечь за собой отставание в росте и замедление физического развития».

«Ведущая, регулирующая роль мозга в жизнедеятельности человека требует высокой активности метаболических процессов и хорошего кровоснабжения нервных клеток. Головной мозг активен не только во время бодрствования, но и во время сна. Известно, что в фазе быстрого сна обмен веществ в мозге может быть даже большим, чем при бодрствовании.»

Мозг не отключается во время сна, то есть он «не спит», а наоборот — у малыша он работает и развивается интенсивнее именно в периоды сна.

Следовательно, как раз в подсознательное откладывается более прочно все то, что происходит во сне: например, ощущение безопасности и близости мамы во время совместного сна; сосание во сне (очень быстро дети выучиваются находить источник питания, не просыпаясь — тоже сложная работа мозга); все другие впечатления, доступные органам чувств во время сна (например, аудиальные).

И, соответственно, высаживание более закрепляется в мозгу во время сна, нежели дневное. И наоборот — если во сне ребенок постоянно находится в памперсе, мозг получает команду «ненужности регуляции» этой системы. Мозг наш (к сожалению и к счастью) очень экономично работает — он не любит совершать «лишних движений» и поэтому перестает отдавать те команды, которые становятся неактуальными. Команды на установление биоритмов и регуляцию мочеполовой системы в случае с памперсами становятся ненужными. Поначалу все новорожденные подают какие-то сигналы во время отправления своих нужд — просто потому, что эти действия для них очень новы и сложны (в мамином животике таких тяжелых работ не было).

Но при этом для одних детей это перерастает в другие знаки, уже менее различимые внешне и установку биоритма, у других детей это просто уходит за ненадобностью — как уже было сказано в статье про памперсы, нет связи между подготовкой к действию (ее никто не замечает), самим действием и результатом (результат не ощущается, и памперс меняют далеко не после каждого пописа). Соответственно, мозг отключает все эти ненужные действия и закрывает тему регуляции надолго — он просто не умеет работать вхолостую, все то, что он делает, должно быть востребовано.

Смотрите также онлайн-лекцию Нины Табаковой «Естественная гигиена как альтернатива подгузникам» (лекция №4 цикла «Марафон для начинающих мам»)

Лекции и практикумы Марины Озеровой: бесплатная онлайн-лекция  «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение»

 

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2021. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика