Про опасные игры

opasnye-igry-detej

Как известно, «в каждом маленьком ребенке, и мальчишке, и девчонке, есть по двести грамм взрывчатки, или даже полкило…». Дети так или иначе тянутся к приключениям, опасностям, и т.п. Запретить это полностью не получится «без потерь» — тут (при полных запретах) возможны два варианта: либо ребенок действительно «в клетке на привязи» и потом, вырвавшись из-под маминой юбки, «отрывается», либо у него убивается всякая любознательность и инициатива, и он восполняет нехватку впечатлений совсем нежелательными методами, самый безобидный из них — виртуальная реальность (чтение запоем — сюда же).

Так вот, между «запретить все и посадить на цепь» и «дети могут все, что угодно, все равно у них есть врожденное чувство самосохранения» должна быть какая-то золотая середина.

Я основные идеи по этому поводу изложу так, чтобы не было кривотолков.

1. Первое — чувство опасности, риска, приключений вполне нормальное, вопрос в том — откуда ребенок получает все эти эмоции. Подавлять какие-либо эмоциональные состояния — дело неблагодарное, неизвестно откуда потом это все вылезет (а главное, как я уже говорила — какими методами).

Я вижу это так же, как с любой потенциальной опасностью — мы же не прячем от малыша горячие предметы и не изолируем его от бытовых вещей, а учим, что такое «горячо» в доступной ему мере (не дадим забежать в костер, а вот потрогать пальчиком горячий хлеб или прихватку — пожалуйста). Чувство самосохранения действительно существует, это не самообман родителей, но главное — его не подавить.

Родители дают младенца на руки подержать всем, кому не лень — потом учат, что «с чужимим дядями не разговаривают» — где логика? Какое может остаться чувство самосохранения, если его с самого начала разрушали? Полная изоляция от «опасностей» в младенчестве и раннем детстве уничтожают это самое чувство самосохранения на корню.

Ребенок, ползая и начиная ходить, должен ударяться, падать, опрокидывать на себя что-то (не кипяток, да? и не бытовую химию или ящик гвоздей, а вот пустая корзина или стопка полотенец вполне сойдут — иначе как он поймет, что не за любой предмет можно потянуть на себя?). Так же разрушительны и постоянные запреты — если ребенка вообще не учат владеть ситуацией, а все делают за него. Ребенок должен уметь видеть опасность, и предпринимать какие-то действия для ее устранения.

Понятное дело, что обучение этому начинается не в 18 лет, а несколько раньше. Например, когда ребенок учится бегать-лазать-прыгать. Тогда родители могут либо истерично орать «не ходи туда! там бух! уйди оттуда! сейчас ты свалишься! тут высоко! это страшно!» и т.п., либо учить ребенка рассчитывать свои силы и оценивать ситуацию.

Если ребенок постоянно надеется на помощь мамы, держащей за штаны, он не будет правильно ставить ножки на спортивных снарядах и ощущать собственный вес, координировать движения и т.п. Можно позволить ребенку упасть в безопасных условиях (с первой ступеньки лестницы, а не с трехметровой высоты)- так, чтобы он понял, что вообще при несоблюдении некоторой техники безопасности можно упасть. Это вместо того, чтобы его никуда не пускать, и поднимать на лестницу, сажать до школьного возраста на качельки, и т.д.

2. Второе, на мой взгляд, важное — учить видеть потенциальную опасность (опять же, без паранойи и склонности видеть за каждым углом смертельную опасность). Тут лучше позволить один раз кувырнуться дома с края кровати и запомнить предупреждение «осторожно, край!», чем потом кувырнется где-то на улицы, оступившись на краю чего-то другого. И здесь для меня важно, что бывают опасные ситуации (надо проехать по горному серпантину осторожно — другой дороги нет, а поднимаемся на эту гору) от сознательного «выброса адреналина» т.е. создания для себя этих опасных ситуаций (перебежать «на спор» перед машиной). Вот профилактикой второго и должны заниматься родители до того возраста, когда дети уйдут одни на улицу.

3. Я думаю — особо «экстремальные» дети вырастают либо там, где они «как трава», сами по себе, либо там, где они наконец вырвались из-под гиперопеки.

4. Как мне лично кажется, здесь хорошо подходит правило «не умеешь победить — возглавь!». Пусть ребенок ходит в горы с родителями, или в поход, или на байдарках, или в пещеры лазает (последнее мы особенно любим, и дома играем в пещеры и археологические раскопки.

И приключения, и со страховкой, и совместная деятельность, и новые впечатления, и положительные эмоции. Кроме того, что это просто интересно, это очень сплачивает семью. Я не призываю заниматься всеми известными экстремальными видами спорта, но для детей действительно плачевно, если они раз в году на летних каникулах видят какие-то активные действия, а все остальное время «сидят дома».

5. Ответственность за свои действия закладывается не тогда, когда дети уже могут гулять одни, без присмотра родителей, а с самого начала выполнения этих самых действий, то есть — в раннем детстве.

6. Дети, которые вызывающе совершают всякие слишком опасные действия, обычно стараются таким путем привлечь внимание. Опять же — к кому вопрос? К родителям. Плюс к этому — задолго до того, как ребенок начинает совершать опасные действия ради пустого бахвальства или «на спор», родители могли научить его адекватно самовыражаться и не повторять за толпой.

7. Увы, от этого правила не уйти ни в какой теме — мы не можем организовать ребенку идеальные условия, особенно в городе. И при этом ему придется как-то повзрослеть, научиться одному ездить в транспорте, бегать без поддержки мамы и т.п.

8. После детства настанет взрослая жизнь. в ней так или иначе происходят какие-то опасные ситуации (они у каждого свои), и ребенку придется с ними справляться — без нас. без учебника, без инструкции, без помощи (иногда и такое случается).

Отдельно хочу сказать о возрасте. В том возрасте, когда я боюсь оставить ребенка дома одного, он еще не может уехать один на велосипедах с друзьями. Еще один важный момент — улица опасна по определению, а дом — безопасен для сознания ребенка. Внутренний мир — внешний, чужой. Поэтому во внешнем как раз включаются определенные защитные механизмы, если мы их не заглушили до этого.

Смотрите также бесплатный онлайн-практикум «Ванька-встанька: как помочь ребёнку справиться с опасностью?» (ведет психолог Руфина Ширшова)

http://community.livejournal.com/deti_v_semje/

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2020. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика