Психотерапия в русском фольклоре

russkij-folklor

Юлия Постнова, руководитель Родительской школы «Драгоценность», профессиональная акушерка и доктор-остеопат: Мы редко задумываемся над тем, как много среди нас, городских жителей, людей «издерганных», с различными душевными  и психическими расстройствами. Если приглядеться,  то даже в транспорте можно достаточно часто встретить персонажей с признаками психического заболевания. Что уж говорить про так называемых «здоровых невротиков» — то есть людей, у которых нет никаких психиатрических диагнозов, но, тем не менее, они страдают от разных степеней депрессии, чрезмерного напряжения нервной системы, и это выражается в истериках, срывах, сердечных приступах — да мало ли еще в чем?

Все эти проблемы в нашем обществе традиционно считаются сферой профессиональных интересов психологов и психотерапевтов, в тяжелых случаях – психиатров. Но, если посмотреть на это явление с точки зрения фольклориста-«полевика», много ездившего с экспедициями в русскую глубинку, то можно заметить, что деревенские жители намного спокойнее, чем городские. У них гораздо реже регистрируются психические заболевания, а в те времена, про которые нам с мужем рассказывали в фольклорных экспедициях, про такое жители вообще и не припомнят. Возникает вопрос: почему?

Вот здесь опять всплывает тема напряжения и расслабления. У деревенского жителя телесное напряжение встретишь редко. Сельчанина даже по походке можно всегда отличить от городского: походка у деревенских в чаще всего очень расслабленная, вразвалочку, немножко на полусогнутых («сахарных») ногах, готовых в любую минуту пуститься в пляс даже в трезвом состоянии. Обитатели сельских просторов широко расставляют ноги и широко машут руками.

Деревенский мужик  размашистым жестом будет показывать дорогу на улице,  не боясь задеть кого-то рядом. В городской среде деревенского жителя всегда можно узнать по голосу, особенно в общественном транспорте. Эти люди по своей природе не могут тихо разговаривать, подавлять в себе эмоции радости или горя. Они громко и звучно смеются, мощно, как сирены, воют на похоронах… Наверняка все слышали, как могут «разговаривать» между собой две бабки через 40-60 метров своих огородов. Причем делают они это, совершенно не напрягаясь, –  там, где городской человек уже давно охрип бы!

Мы же, городские люди, разговариваем в общественных местах тихонько, чтобы не мешать другим, потому что так воспитаны, ходим на прямых ногах или ездим на машинах, не  размахиваем руками в общественном транспорте — вокруг много народу и можно кого-то задеть ненароком, люди будут возмущаться: размахался!

Мы привыкли подавлять свои эмоции, стесняться их. Нам в детстве говорили «Веди себя потише!», и своих детей мы тоже часто просим быть потише. Конституция человека, выросшего в городе, уже приспособлена к узким местам, тесным комнатам, множеству народа. Но вот вспомним: мы приезжаем в деревню, отправляемся отдыхать на природу (а нас туда, кстати, почему-то неудержимо тянет подчас!) — и через несколько дней и походочка, и голос, и всё тело меняются! Коленочки сами собой расслаблено сгибаются ближе к земельке, руки начинают шире размахивать —  места-то вокруг много! — смех становится громким и мы … Да, успокаиваемся, начинаем себя физически – и, что немаловажно, психически — чувствовать намного лучше!

Что это действует на нас?

Я думаю, в первую очередь, земля — живая, не закованная в асфальт — на которую мы опираемся. Кстати, деревенские жители редко страдают плоскостопием, «шпорами на ногах»  и другими проблемами опорно-двигательного аппарата.  И еще — много свободного пространства, дающего возможность безнаказанно выразить себя, не подавляя эмоции, а раскрывая их.

А вследствие этого в нас «открывается»  опорный звук – тот самый, которым владеют почти все живущие в сельской местности, потому что у всех здесь открыты горло, грудная диафрагма и… душа! Открытый опорный звук помогает расслабить и очистить естественными, природными вибрациями тело, успокоить гнев и учащенное дыхание, избавиться от болей, возникающих в процессе физического и эмоционального напряжения. Это тот чудесный инструмент, с помощью которого мы можем разговаривать со своими внутренними органами в любой экстремальной  для тела ситуации —  в родах, болях различной этиологии, депрессивных или агрессивных  состояниях.

На Руси (да и у других народов тоже) издавна существовали  календарные обряды, позволяющие планомерно, из года в год, выразить в полной мере подавленные чувства и эмоции. На Святках, на масленичных гуляниях, на празднике Ивана Купалы люди надевали маски, рядились в вывернутые наизнанку тулупы и лохмотья, преображаясь до неузнаваемости.

В неузнанном состоянии можно безобразничать на полную катушку, высказывать в глаза всё, что накопилось за долгий  период постов и воздержаний. А потом к народным праздникам добавляются православные, без которых немыслима история русской культуры. Это Прощёное воскресенье с удивительным душевным катарсисом, когда каждый на коленях просит прощения у священника, а священник — у народа, и все друг у друга, и всё это со слезами на глазах!

А хороводы и игрища молодых, когда присматривались, влюблялись и «женихались» прямо в танце — и не было депрессий по поводу поиска партнеров!  Здесь тебе и телесно-ориентированная психотерапия с «театром прикосновений», и процессуально-ориентированная терапия… все виды психологических практик можно найти в русском фольклоре! Какой обычай или обряд ни возьми в любой из областей России — мы увидим, что он удивительно психотерапевтичен. Не нужно психиатров и даже психологов: в традиции заложены и лечение, и профилактика.

И, что немаловажно — пение. Пение всегда и везде — и круглый год! На том самом опорном звуке, с затабуированными текстами – где, опять же, зачастую сокрыты неприличные действия, о которых вслух не скажешь. Вот тебе и «подавленный» стыд!

Взять хотя бы календарь — так называемые постовые песни…Весна, тело томится, молодежь хочет встречаться – а нельзя: пост. Но на помощь приходит опорный очистительный звук… и сюжет про воробья и решето, где все невысказанные желания и томления уже  озвучены. Это, разумеется, не исключает исповеди и усиленных постовых молитв – но традиция, эта проверенная многими поколениями экстренная «психологическая самопомощь», снимает напряжение, освобождает душу для высокого и важного…

В русских свадьбах повсеместно невеста себя «хоронит» и плачет, как на похоронах. И все подружки плачут вместе с ней. Это — инициация в жизнь, полную смирения и терпения. Нужно отплакаться, а не подавлять страх и тревогу перед будущей жизнью в чужой семье. Я уж не говорю о совершенно грамотном переживании острого горя после физической смерти ближнего! Даже специальных плакальщиц нанимали. Они помогали отплакаться, не задерживать в себе лишних эмоций, которые, стоя комком в горле, будут влиять на психосоматику человека в дальнейшей его жизни в общине…

В жизни нашей Родительской школы «Драгоценность» очень много фольклора. Это неудивительно: трое бывших участников Ансамбля народной музыки под управлением Дмитрия Покровского работают в Школе. Поэтому в праздниках, мастер-классах для беременных, рождественских «ёлках» и Масленицах нет ничего придуманного — всё проходит в соответствии с традицией. (Бедная наша уборщица! Каждый раз после наших праздников она выбирает из щелей в полу овес, которым забрасывают на Святках… находит под шкафами крашеные яйца, которые неизменно катают на Светлом воскресении…)

Беременные пары (и не только они!) особенно любят танцевать Усть-Цилемскую кадриль. Это удивительное действо, состоящие из большого количества пар, где каждая женщина  чувствует себя леди, а каждый мужчина — джентльменом. Каждой женщине множество мужчин оказывают внимание (мимолетное, ритуализированное – но искреннее!)  — на несколько секунд, в притопе, поклоне, кружении. Но какие это секунды, какая энергия в движении, какой блеск, уверенность и мужская сила в глазах! И мужчине за несколько минут — смущенно и застенчиво, лукаво и озорно! — улыбается множество женщин, ни за что не отвечая…потому что это — всего лишь танец! Это ли не психотерапия? Понимаешь, как можно влюбиться с первого взгляда и навсегда, и это всё неуловимо, но очень важно:  движения, жесты, взгляд — все невербальные переживания. Расстановки по Хелингеру отдыхают…(Шутка, конечно! И да простят меня психологи!)

Вот и придумал уже много лет назад мой муж Дмитрий Фокин — артист, фольклорист и педагог — тренинг-семинар «Психотерапия в русском фольклоре». Чтобы с помощью опорного звука (который он «находит»  практически у всех участников), на основе традиционных обрядов и танца, с помощью актерских техник и специальных упражнений  помочь каждому, кто придет, найти в себе то самое «настоящее», что забыл человек в своей городской жизни с маленьким квартирами и офисами, автомобилями и неоднозначными отношениями.

На нашем семинаре люди учатся расслабляться. Расслабляться —  значит доверять самому себе и миру. Если в теле есть доверие пространству — это значит, что человек нашел ту часть себя, на которую он может опереться. На семинаре мы будем много петь — может быть, это даже будет многоголосье. И постараемся прикоснуться к сакральному смыслу народных текстов  и действий, почувствовать на себе их психотерапевтическое воздействие.

В пространстве тренинга мы потихонечку, незаметно для себя, снимем свои «маски» с помощью практик традиционного русского фольклора. Может быть, не для всех это будет легко сделать «вот прям сразу» — слишком тяжко может оказаться бремя городской жизни. Но мы гарантируем, что в конце семинарского дня вы уйдете расслабленным и радостным. Скорее всего, кому-то станет легче общаться с теми, с кем общение давалось с трудом (с начальником, например).

Совершенно точно, что вы совершите необыкновенное открытие, связанное с вашим внутренним миром, встретитесь с самим собой — с тем, которого не знали или которого «знали, но забыли»… Совершенно точно вы удивитесь и обрадуетесь этой встрече – и, конечно, запомните ее надолго! Не исключено, что вы будете пользоваться полученными знаниями в своей повседневной жизни, на работе и в общении с миром. Почему бы не попробовать?

Смотрите также онлайн-лекцию  «Психологическая готовность семьи к рождению ребенка» психолога Галины Филипповой
Смотрите также онлайн-практикумы о родах врача-реабилитолога Олега Леонкина из цикла
«На старт, внимание! …»

  • Спасибо огромное за статью! Внутри очень откликается, и могу подтвердить на собственном опыте, т.к. хожу на фольклор.

  • Опорный звук лично мне очень помог в рождении двоих деток. При этом, странное дело, правильный, открытый опорный голос не только обезболивает, но и дает ощущение, что все идет правильно…

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2020. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика