Стрельба в Ивантеевке и подростковая субкультура «прирожденные убийцы»

prirozhdennye-ubiytsy

По следам истории «стрелка» из Ивантеевки.

В подмосковной Ивантеевке ученик зашел в класс, напал на учительницу с топором и начал стрелять по одноклассникам. Это была бойня, которую он готовил. И на нее никто из взрослых не отреагировал. По словам знакомой мальчика, у него был расстрельный список, который он повсюду носил с собой…Помимо сверстников в нем был и родной отец. 15-летний юноша хотел убить его за то, что тот «гнобил» сына…

Гелена Иванова, психоаналитический психотерапевт, президент благотворительного фонда «Шанс»:     Любая подростковая субкультура выполняет те же функции, что и любая культура взрослых: она дает иллюзию уникальности.

     Подросток, отделяясь от родителей, попадает в реальный мир, который зачастую не соответствует тому миру или жизненным идеалам и ценностям, которые создавались родителями внутри семьи или, наоборот, не создавались в силу неудовлетворительного внутрисемейного взаимодействия.

     Подросток не имеет стабильной зрелой структуры психики, не имеет критического мышления, поэтому субкультура становится на время подросткового кризиса своеобразным «островом» подростковой идентичности.

     Любая субкультура необходима подростку для поиска  идентичности, создания собственного внутреннего мира, иллюзорной свободы от родительских авторитетов, установок и выражается посредством одежды, прически, музыки, свойственным той или иной молодежной субкультуре.

     В современном  быстроменяющемся и высокотехнологичном мире у подростков больше нет прежних границ и запретов, как это было в предыдущие столетия, поэтому субкультуры не только легко мигрируют по континентам, меняя языки и  сохраняя формы субкультур, но и становятся более жестокими, лишенными чувств и переживаний, принижая поэтому не только ценность собственной жизни, но и ценность жизни других людей.

    К таким субкультурам относится и субкультура «Прирожденных убийц», которая появилась в США в начале 90-х годов прошлого столетия, и буквальным гимном которой для подростков служил фильм культового американского режиссера Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы» (1994 г.).  С появлением интернета и доступностью информации данная субкультура дошла, спустя десятилетия, и до российских подростков.

      У российских подростков, последователей «Прирожденных убийц», свои многочисленные группы в социальных сетях, свои атрибуты, своя музыка, свои идеалы.

     В период подросткового кризиса  бессознательные фантазии подростков превалируют над их разумом, как и конкретное мышление превалирует над символическим, когда подростки абсолютно буквально воспринимают любую информацию из вне: « Но машины не умеют ВДУМЧИВО обрабатывать информацию. Они подают ее так, как они запрограммированы» (из дневника подростка из Ивантеевки).

      Им кажется, что их развитие зашло в тупик, и в своих фантазиях они пытаются уничтожить пропасть, отделяющую их от более взрослого статуса, поэтому «магический акт насилия» осуществляется подростком тем способом, который соответствует представлению подростка о его всемогуществе и грандиозности своей личности, как попытка «быстро повзрослеть».

 Идеология ненависти и агрессии

    Культура «Прирожденных убийц» — это идеология ненависти и агрессии, как у панков или готов, в противовес субкультурам эмо или, так называемых, «групп смерти», где основное в субкультуре — апатия, безысходность и депрессия, причиняющие страдания только самому подростку, где романтизируется собственная смерть.

     Культура «Прирожденных убийц» — это культура подростков, где в семьях подростки предоставлены сами себе, когда родители заняты своей собственной личной жизнью или карьерой. Никто не интересуется их чувствами, их переживаниями, их успехами и неудачами. Они тотально одиноки, им трудно устанавливать социальные и эмоциональные контакты. Их объектный мир — «неживой», поэтому они увлечены оружием и другими подобными атрибутами ненависти и агрессии.

     Идеал «Прирожденных убийц», что «убийственные фантазии, ставшие реальностью, обеспечат им место в истории, как и собственная смерть».


     Подросток из Ивантеевки является фанатом подростков Дилана Килборга и Эрика Харриса, расстрелявших 13 школьников в американской школе «Колумбайн» 20 апреля 1999 г. в день рождения Гитлера, идеологией которого об избранности подростки восхищались.

    Они любили слушать тяжелый рок, любили читать Ницше и смотреть фильмы про нацистскую Германию, войну во Вьетнаме, оба вели дневники. Одноклассники их не любили, а они, в свою очередь, ненавидели одноклассников.

«Мы были изгоями. Вы за все заплатите. А нам все равно — мы все равно умрем, но мы оставим след в истории»

     Американские подростки писали в своих дневниках перед совершением преступления: «Мы избранные», «У нас будут последователи», «Мы похожи на богов», «Мы выше человечества», «Мы  вас ненавидим, потому что вы не принимаете нас в свой круг», «Мы были изгоями. Вы за все заплатите. А нам все равно — мы все равно умрем, но мы оставим след в истории», «Я ненавижу все. Почему я не могу умереть…», «У тебя отличный день, но ты вспоминаешь, что полон любви, которая никому не нужна».

   За два года до преступления подростки привлекались к уголовной ответственности за кражу, на них писали заявления родители других подростков в полицию, но все ограничилось небольшими наказаниями и непринятием серьезных мер помощи и работы с подростками.

     Родители этих детей за два года до трагедии не обеспокоились, что в их комнатах хранились огромные запасы боеприпасов. Поэтому преступление спокойно готовилось целый год, и даже было снято домашнее видео за месяц до трагедии, где боеприпасы были учебными, но подростки, которых расстреливали, были теми самыми учащимися школы «Колумбайн», некоторые из которых  погибли 20.04.1999г. в той самой школе.

      Полицейские, родители, преподаватели, школьники были уверены, что все эти военные атрибуты , плащи, оружие, компьютерные игры с убийствами, домашнее видео с расстрелами, всего лишь очередная игра подростков. Тем более, что подростки, несмотря на то, что чувствовали себя изгоями в школе не испытывали ненависти к определенному подростку или группе подростков, как и при убийстве школьников ни одна из жертв не была предметом особой ненависти подростков.

      Таким образом, фантазии двух американских подростков превратились в реальную трагедию и оставили след в истории, как одно из чудовищных преступлений с многочисленными жертвами, о чем подростки и фантазировали, задумывая убийства в школе «Колумбайн», как и свое самоубийство.

     Их фантазии стали реальностью.

После этого преступления появились многочисленные последователи подростков

…песни, фильмы, романтизирующее это преступление, включая очень популярных музыкальных исполнителей — кумиров подростков.

       Подобная трагедия произошла в школе в Ивантеевке лишь с тем отличием, что у подростка не было настоящего оружия и, таким образом, удалось избежать жертв.

     Судя по социальной странице подростка на социальной странице, он копировал «Прирожденных убийц», как минимум, год. Та же одежда, дневник, те же военные атрибуты, плащ, оружие, компьютерные игры с расстрелами, фотографии с военной символикой, многочисленные группы с оружием, тематические группы про американских подростков — убийц и другие подобные группы, прославляющие знаменитых маньяков и убийц, включая многочисленные группы с музыкальными композициями на эту тематику, посвященные убийцам и прославляющие их.

      Так в группе «Мир Маньяков и Серийных убийц»  написано: «Первое наше сообщество было создано еще в 2008 г., и с тех пор мы оказываем влияние на всех, чей интерес кроется в главной загадке 21 века: «Насилие — врожденный ген или результат массовой культуры».

    Серьезный вопрос, на который и каждый из нас хочет получить ответ.

В день трагедии в школе «Колумбайн» в 1999г., спустя 18 лет после трагедии, подросток из Ивантеевки напишет на своей странице в Контакте: «Вот и снова тот самый день. Неважно, что происходит вокруг, как ко мне относятся, я задумываюсь, нужен ли я здесь… жизнь прекрасна друзья, но порой уж лучше смерть» (из дневника подростка из Ивантеевки).

    У подростка нет друзей в Контакте, нет и в реальной жизни, судя по комментариям его одноклассников. Чтобы найти компанию для прогулки он пишет : «Срочно! Нужна техническая помощь! Кто гулять?… » И сам пишет ответы: «-Я… -Я… -Я…, Не я…». Ответ ему никто так и не написал…
     Может, поэтому его уход от реальности в мир фантазий, как и у многих современных подростков — это тот самый интернет, где никто не осуждает, не унижает, не критикует, где ты «как бы со всеми» и одновременно «по-прежнему одинок» и можешь всегда выбрать, какую именно информацию ты хочешь получить в отличие от телевидения, где нет подобного широкого выбора?

     «Не поймут, зачем я ношу сапоги, не поймут, за что я их ненавижу, не поймут, за что я их люблю. Ни-ког-да», «Я не несу угрозы. Во мне есть опасность, но она есть также и в каждом человеке на земле. Я хотел, чтобы общество вокруг меня задумалось. Быть плодом, к которому многие тянулись» (из дневника подростка из Ивантеевки).

Фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы» — не ода насилию и ненависти, а невероятно гениальный и тонкий инструмент критики общества, телевидения и СМИ.

      Это фильм о нашей повседневной  реальности, который задает вопрос обществу и тут же на него отвечает: «Что происходит в мире с человеком, который живет в мире бесконечного хаоса, безумия и насилия в семье, на телевидении, в обществе, в интернете, в СМИ?»

     Подобные публичные сцены насилия и жесткости на экранах и в реальной жизни являются источником «тотальной анестезии» современного общества и, тем более, детей и подростков, с их незрелой структурой психики, когда становится невозможно понять, где заканчиваются фантазии и начинается реальность. Душевная и физическая боль, переживаемая человеком, превратилась в экранные бесчувственные, бестелесные фантазмы, «как бы» переживания, не имеющие к подлинным человеческим переживаниям и чувствам никакого отношения.

     История подростка из Ивантеевки, как и фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы», обращается к тем же вопросам.

    Единственное, мы абсолютно ничего не знаем о деталях взаимоотношениях подростка из Ивантеевки в семье.

     Как и спустя 18 лет, мы не имеем абсолютно никакой достоверной информации о семейных взаимоотношениях в семьях американских подростков, расстрелявших 13 школьников в школе «Колумбайн». Их родители никогда не давали интервью…

       На этот вопрос у нас пока, к сожалению, нет ответа…

       « Вся жизнь это пространство, космос. В космосе множество звезд. Ты следуешь за ними. В моем случае есть только одна звездочка. Она гаснет и появляется новая. И так снова и снова. Я тянусь к одной. Она будто зовет меня. А потом угасает. НО всегда есть новые. Я не могу выбрать, к какой звезде лететь. Какая ярче? Какая теплее? А может все-таки вернуться к старым?» 24.03.17 г. (из дневника подростка из Ивантеевки).

     Подросток из Ивантеевки-это палач и жертва одновременно. Он, как и другие подростки-последователи субкультуры «Прирожденные убийцы», порождение современного общества насилия, хаоса и безумия, который в поисках собственной идентичности из-за тотального одиночества в реальном мире и поиска собственного «Я» не справился с подростковым кризисом и совершил преступление.

     Но, как и в фильме Оливера Стоуна «Прирожденные убийца» насилие в очередной раз породило следующее насилие…

Смотрите также бесплатный онлайн-практикум «Ванька-встанька: как помочь ребёнку справиться с опасностью?» (ведет психолог Руфина Ширшова)
Открытый урок с Еленой Вроно «Выход есть»

[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика