Участие родителей в детских играх

uchastie-roditetelej

Прежде всего хочу сказать, что это очень сильно зависит от возраста детей, а также особенностей их характеров (дети-ровесники бывают более самостоятельные или менее).

Кто-то возится со своими игрушками в детской, в гордом одиночестве, и мама волнуется — а все ли в порядке с ребенком?! Кто-то ни на шаг, ни на минуту не оставляет маму (наш случай), и мама опять волнуется — что не так?! Все так. И в первом, и во втором примере. Это как брюнет или блондин — разница от природы. Но есть какие-то общие принципы, по которым мы строим наше участие.

Поскольку малыши до трех лет неотвязно бегают за мамой и игра у них еще не стала основной деятельностью, будем говорить о детях старше трех.

  1. Родители участвуют в играх время от времени, но дети при этом могут (умеют) играть самостоятельно.
  2. Родители участвуют в тех играх, в которые невозможно играть в одиночку или не хватает участников (если ребенок единственный — партнерские игры, если детей несколько — маловато участников, приглашаем родителей).
  3. Родители участвуют в играх тогда, когда у них есть возможность (мама, бросай все и беги со мной играть — не та ситуация).
  4. Родители участвуют в играх, а не ведут игры. То есть, у них не первая, не лидерская роль. Они могут подсказать идею, научить какой-то игре, пояснить правила и т.п. Но они не должны играть ЗА ребенка, главная активная роль — его, а не их.

Иногда можно видеть, как взрослые организовывают игры, участвуют в них, помогают, направляют, подсказывают. Вышли из игры — все, дети не могут дальше продолжать самостоятельно. Не стоит забывать о том, что ребенок развивает игру и развивается в ней. Часто самые хорошие идеи приходят в ситуациях «мама, мне ску-у-учно!».

Что касается детей младше трех лет: я думаю, что жизнь не может строиться вокруг ребенка, это неправильно. Мне нравится принцип «жизнь с ребенком», а не жизнь ради ребенка. Поэтому посвятить весь день тому, как бы «правильно и развивающе» поиграть с младенцем — большая ошибка. Младенец должен видеть маму в ЕСТЕСТВЕННОЙ деятельности. Валяться на развивающем коврике и беспрестанно трясти перед младенцем новомодными погремушками — не совсем естественная мамина деятельность.

Малыши хотят исследовать окружающий мир — им просто не нужно в этом мешать. Большинство современных «развивающих игр» и игрушек для младенцев лишь маркетинговая уловка, и не более того. Для малыша гораздо более «развивающе» видеть мамины дела, трогать окружающие бытовые предметы, пытаться освоить окружающее пространство. Как я уже писала про младенцев, самые хорошие игры в этот период — пестушки и потешки.

В период раннего детства (1-3 года) малыши осваивают «взрослые» дела, их основное занятие — манипулирование предметами. То есть, развешивать с мамой стирку, ставить на стол посуду, «мыть» (это ужасно! — улыбка) полы для развития ребенка дает во много крат больше, чем все студии и занятия со специальными пособиями и методиками. Все психологические новообразования развиваются ВНУТРИ ведущей деятельности.

Ведущая деятельность — предметно-манипулятивная.

Соответственно, делаем выводы — дать ребенку бытовых предметов, и пусть учится «методом тыка», глядя, как этими предметами орудуют папа и мама. Усиленно учить ребенка в этом возрасте сюжетно-ролевой игре не стоит. Она совершенно спокойно сформируется сама, когда придет время. Если ребенок сам начинает играть таким образом, строить сюжеты — замечательно, но не тянем усиленно «вперед и вверх», сам придет.

Обычно в этом возрасте родители нужны для того, чтобы отрабатывать на них усвоенные действия (научилась моя дочка играть в «готовку еды», и приходилось мне сто раз в 15 минут что-то «кушать»). На случай, когда родители ужасно заняты (или уже не могут видеть эту игру), можно припасти какие-то очень интересные предметы, которые можно перекладывать-пересыпать-открывать-закрывать и т.п. (у нас был стратегический запас помпонов для рукоделия, пуговиц, шариков. Сейчас это стеклянные разные фигурки). В общем, ребенку нужен максимум действий с чем-то, соответственно и к игре такое же отношение (одна ситуация и максимальное ее проигрывание).

Смотрите также вводную лекцию из Цикла «Игры разума» Евгении и Анатолия Гин
Открытый урок
«Игра и дети». Ведет педагог, автор методики игрового обучения детей разных возрастов Женя Кац
Цикл онлайн-лекций
«Игра и дети» Жени Кац

Смотрите также бесплатная онлайн-лекция Марины Озеровой «Чтение как Приключение»
Онлайн-практикум Марины Озеровой «Чтение как приключение»
Цикл из 5 онлайн-практикумов  «Чтение как приключение» Марины Озеровой

http://community.livejournal.com/deti_v_semje/
[jetpack-related-posts]

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2024. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика