Юлия Шелепина о гиперактивности, режиме и о том, как не сойти с ума в современном мире

giperaktivnost-detej

Окончание. Начало в статьях «Материнская жертва оборачивается несчастливой жизнью ребенка» и«Возносить ребенка на пьедестал — самая опасная родительская ошибка».

Екатерина Осоченко: С Юлей Шелепиной, повитухой, целительницей, исследовательницей русских околородовых и повивальных традиций мы знакомы уже несколько лет. И для меня каждая встреча с ней – возможность заглянуть в глубокий колодец женской житейской мудрости.

На этот раз мы обе участвовали в Фестивале здорового родительства «Зарождение» в Екатеринбурге, и обратно нам случилось лететь в одном самолёте. На Фестивале Юля выступала с лекцией на тему славянских повивальных традиций, и один момент «зацепил» её особенно сильно. Этим она и поделилась во время полёта – а диктофон в подобных путешествиях всегда со мной.

Беседа в итоге получилась большая и очень глубокая. Начали с родов, постепенно вышли на ошибки современного воспитания, поговорили о синдроме дефицита внимания и гиперактивных детях, о вредной свободе выбора и том, куда катится мир, а закончили тем, что же можно со всем этим сделать.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

«СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ И ПРОСТО БЕСПОКОЙНЫЕ ДЕТИ – Я СКАЖУ ЭТО СТРАШНОЕ СЛОВО: РЕЖИМ»

Катя Осоченко: О гиперактивных детях хотела тебя расспросить. Ты как-то сказала, что им особенно противопоказана свобода выбора в том же магазине – именно у таких детей случается истерика в кассовой зоне…

Юля Шелепина: Да. Рассказываю. Есть синдром гиперактивности и дефицита внимания – так называемый СДВГ. Это – диагноз, у таких детей есть совершенно конкретные поведенческие признаки. Это проявляется тем, что ребёнок не может сосредоточиться, он плохо запоминает стишки и события, ему трудно пересказать то, что он посмотрел, услышал, увидел, и его внимание постоянно перескакивает с одного на другое, не удерживаясь более 20-ти секунд на одном предмете. Его мышление и поведение так называемое «полевое» — как зайчик по полю скачет туда-сюда, нет определённой траектории, его движения хаотичны. В результате такой жизни психика его быстро утомляется – и ребёнок с СДВГ начинает кричать. Но в отличие от просто темпераментных детей –холериков – ребёнок с диагнозом «гиперактивность» не может остановиться, его истерика будет продолжаться долго, и он ничего не будет воспринимать в таком состоянии, и не сможет успокоиться сам, без помощи взрослого.

— Так-так! А что – есть, значит, «две большие разницы»: СДВГ и — «просто темпераментные дети»? Как отличить их?

— Темпераментные – это склад характера. Они, в отличие от детей с СДВГ, хорошо всё запоминают, могут сосредоточиться на том, что им интересно. И в целом, их ум острее, чем у большинства сверстников. Они быстрее соображают – поэтому неусидчивы. Им просто бывает скучно. Вот пример типичного темпераментного, но никак не СДВГ ребёнка: учительница начинает задачу. «У Пети было три яблока. У Васи – четыре…» — этот уже тянет руку, выкрикивая с места: «Семь!» — учительница ему: «Я ещё не дочитала условие задачи!» — «Тогда одно!» — отвечает ребёнок.

— А СДВГ — ребёнок так не может?

— Нет, ты что! Он, скорее всего, не услышит условие задачи вообще – он будет вечно занят чем-то.

— А почему они получаются, дети с СДВГ? Это родовая травма?

— Как правило, это недоношенные дети. Или те, кто родился стремительно. Или ещё вариант – стимуляция в родах. Когда нервной системе плода не дали вызреть в утробе – и стимулировали наступление родов искусственно, по каким-то вымышленным признакам («перехаживание» или ещё что). Этот элемент – стимулированности – даёт такого пинка нервной системе плода. И он с этим импульсом живёт потом.

— Такой с рождения, бедняжка, вздрюченный …

— Ага. Вот это и приводит к СДВГ. Это не воспитание – это обстоятельства рождения.

— А дети просто с «быстрым темпераментом» — они могут быть скорректированы?

— Конечно! И, кстати, этим детям-холерикам часто ставят диагноз СДВГ совершенно несправедливо. Их сознание сохранено, нервная система не получала толчка – просто такова его скорость протекания психических процессов. Ему, чтобы он не заскучал, нужно постоянно давать пищу для размышления, для развития. Да, это неудобный ребёнок – взрослому нередко бывает утомительно быть с ним всегда на одной волне, мыслить в его скорости, отвечать на бесконечные вопросы. Но – в случае правильного обращения – это будет гений. Или человек с высокой одарённостью, безусловно.

— А какие рекомендации родителям детей с истинным СДВГ?

— Я скажу это страшное слово – режим. Такому ребёнку крайне необходимо, например, спать днём, а также прогулки на свежем воздухе – чтобы он набегался, устал и потом мог крепко заснуть. И ему важно получить пищу в одно и то же время: таким детям как раз очень показано кормление по режиму с раннего, как можно более раннего возраста. Иначе всё это выльется в ещё большую невротизацию: когда ребёнок 2-3-х лет не может ни успокоиться, ни уснуть без тити во рту…

— Да, я видела эти случаи – это изнуряет и ребёнка, и маму. Там уже мало любви остаётся, в таких отношениях…

— Тут надо понять одно: ребёнок не виноват. Это его стартовые условия, таковы обстоятельства его рождения, его психики. Иногда бывает и вовсе простая причина: раньше бабушки говорили – щетинка. Знаете, что это такое? Это первородная смазка, которая вошла в поры и местами не растворилась, а осталась там.

— А! так «щетинка» — это не волосы на самом деле?

— Нет! Это первородная смазка, спрессованная в порах. И ребёнку она мешает лежать. Новорождённый беспокоится, кричит, и никто не знает, в чём дело. Бабушки тогда выкатывали тестом – и щетинка выходила. А был ещё способ: ребеночка натирали всего материнским молоком, обмазывали тестом, клали на лопату и – в печь.

— В печь?! Как Баба Яга что ли?

— Ничего смешного, так и делали! Это была лечебная процедура, прогревание в остывающей печи – очень эффективно! Ребёночек в тесте размякал, поры раскрывались и всё оттуда выходило.

— Так Баба Яга – оказывается целительница?

— Конечно! Баба Яга – хорошая! Деток либо в печи так вот перепекали, либо в бане распаривали, а потом хлебным мякишем выкатывали – и ребёночек успокаивался.

— Ну, допустим, щетинку так называемую, (тем или иным способом) удалили, а ребёночек всё равно беспокойный. Что делать ещё?

— Во-первых, беспокойным деткам с самого рождения нужна вода.

— Но не холодные обливания, наверное?

— Да, разумеется. Обливания нужны вялым деткам, чтобы они пришли в тонус. А беспокойным – нет, не обливания, а тёплая, расслабляющая ванна. Причём, купания нужно устраивать в определённое время. Оно вычисляется индивидуально. Если вы замечаете, что от вечернего купания ребёнок возбуждается,  то сделайте это лучше утром. А если он от купания хорошо засыпает – сделайте это вечером, перед сном. И добавьте в ванночку стакан отвара седативных трав. Это прекрасно гармонизирует ребёнка с СДВГ-синдромом.

— Хорошо. Щетинку исключили, купанием сгармонизировали. Что ещё?

— Беспокойным деткам показано пеленание. Их надо фиксировать на сон.

— Мы про какой возраст говорим?

— Про новорождённых. И про то, что надо делать на сон. Надо надевать шапочку либо фиксировать его пелёнкой, так, чтобы голова была покрыта – это снимает лишнее беспокойство. А мягкая фиксация ручек не даёт ему пугать самого себя во сне – ведь часто беспокойные дети ещё больше себя возбуждают спонтанными движениями рук во сне.

— Но это же временная мера, наверное?

— Конечно! Только чтобы дать его нервной системе успокоиться. Речь не идёт о тугом пеленании, тем более, постоянно! Мягкая фиксация и только на сон. Если мама категорически против пеленания – то подойдёт вариант: сон на животе и что-то тяжёлое сверху.

— Подушкой его придавить?!

— Ну не придавить – небольшое утяжеление сверху на спинку. Чтобы дать ему чувство безопасности и успокоить нервную систему – не более того. Есть у латышей, например, такой приём: песочная рука. Это такая небольшая подушечка с шариками внутри, довольно тяжёлая – её кладут беспокойному младенцу на спинку во время сна. Или ещё приём – тяжёлое одеяло. Он помогает в работе с аутичными детьми. Когда их нервная система перегружена, им становится страшно – они начинают метаться, и тогда такого ребёнка заворачивают в тяжёлое одеяло или накидывают на него такой тяжёлый жилет. И вот это ощущения тяжести даёт им чувство покоя.

— Это как бы отсылает к внутриутробному периоду?

— Совершенно верно! Базовое чувство безопасности возвращается: «я в тесноте, я снова в матке, всё хорошо». Ведь всё это раздёрганное мельтешение СДВГ-детей – оно связанно с поиском границ. И, чтобы его успокоить, ему эти границы нужно дать. А самим родителям нужно понимать, что границы – это хорошо. И кроме нас детям эти границы не сможет показать никто.

— Ну, может, кто-нибудь и покажет ему эти границы, позднее, и это будет травматично…

— Да! Пусть лучше мама в раннем возрасте даст ему эти границы, чем чужие люди, когда ему придётся бодаться с миром.

— Хорошо. Если мама этого всего не учла – что делать? Ведь диагноз СДВГ ставится позднее, а в младенчестве родители просто стоически терпят, мучаются, считают ребёнка «беспокойным» и ничего ключевого не предпринимают. И по-настоящему озаботиться вопросом им приходит в голову уже годам к трём, когда начинается взаимодействие СДВГ-ребёнка с социумом…

— Нужно понимать, что у беспокойного ребёнка иначе протекают нервные процессы. У него скорость насыщения информацией гораздо выше, и вследствие этого он быстрее перегружается.

— Значит, такому ребёнку обязательно нужно спать днём…

— Да! Чёткий, стабильный режим для таких детей – это не наказание, это – лечение и спасение!

— Жаль, что часто мамы беспокойных детей этого не понимают, и действуют как раз наоборот: «ох, он такой суматошный, мы не можем наладить режим, и поэтому не спим, не гуляем вовремя, едим, когда хотим…»

— Это грубейшая ошибка! Это только усугубляет ситуацию! Нужно найти в себе силы ввести распорядок дня для такого ребёнка: вовремя поднимать, вовремя кормить, обязательно укладывать спать днём и — непременно! – с таким ребёнком нужно много гулять.

— Пусть тратит свой атомный ресурс…

— Причём, да, гулять – не в коляске, а чтобы он бегал. Потому что привязать такого ребёнка к себе – это всё равно, что сжимать пружину. И потом какой-то незначительный на первый взгляд пунктик может стать поводом – и вы получите истерику в полный рост. Или какое-то заболевание. Есть ещё отличная вещь – детские спортивные уголки, горки, лазалки. Постройте такой уголок дома – пусть ребёнок лазает там. Причём, с самого раннего возраста. Пусть учится преодолевать препятствия.

— Знаешь, по-моему, это для любого ребёнка справедливо, не обязательно с СДВГ-синдромом. «Движение – это жизнь»…

— Это да. Вот был у меня интересный случай. У одной весьма флегматичной мамы такой вот беспокойный ребёнок родился (кстати, асфиксия в родах тоже может давать синдром СДВГ). Но она всё осознавала и действовала правильно – она давала ему двигаться. Они жили в коммуналке, в такой узкой длинной комнате. И каждый вечер перед сном в возрасте лет четырёх он не засыпал, пока не набегается. Все легли, свет погасили. «Мам, можно я побегаю?» — «давай!» — и вот он эту комнату из конца в конец – туда-сюда, туда-сюда – раз сто пробегал. Потом ложился и засыпал спокойно.

— Надо отдать должное маме!

— О, да, она давала ему двигаться столько, сколько ему необходимо. Кроме того, он ходил у неё в четыре разных кружка, в спортивный, в музыкальную школу, и у него ещё оставался ресурс на то, чтобы побегать вечером.

— Это то, о чём говорил профессор Аршавский – принцип избыточной компенсации: чем больше мы тратим физического ресурса, тем больше сил нам даётся в дальнейшем; всегда даётся чуть больше, чем израсходовано.

— Видимо, да.

— А что с этим мальчиком сейчас?

— Ему 14 лет, он очень умный, талантливый, схватывает всё на лету, быстро пишет (правда, есть момент неаккуратности), но восприятие информации у него прекрасное.

— Все бы мамы так поступали – наверное, не было бы тогда «трудных детей». Я хочу вернуться к началу разговора – к субординации в семье. Вот смотри. Получается, что если у родителей такой беспокойный ребёнок родился – то с самого рождения вся семья подчинена всё-таки его интересам? Это же сколько сил и труда надо вложить, чтобы его гиперактивный синдром скомпенсировать! Так не получается ли, что мы всё-таки приплясываем вокруг ребёнка (что так неправильно с твоей точки зрения)?

— Получается, что да, приплясываем в каком-то смысле. Точнее, мы просто учитываем его особенности, его темперамент и разумно поступаем в этой связи, и главное – учим его самого жить в гармонии с самим собой. Но мы не ставим его во главу семьи! И уж точно мы не нагружаем его тяжестью выбора за всю семью: «как ты думаешь, милый, как нам провести выходные?». И так далее – вот такого не должно быть ни в коем случае! Это только дополнительно его нервную систему перегрузит – и рано или поздно она даст сбой.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ

КАК НЕ СОЙТИ С УМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Катя Осоченко: Знаешь, я подумала вот о чём. Вот всё говорят сейчас: «культура потребления», «нам навязывают ненужные вещи», «кризис перепроизводства»… А может быть, вовсе не общество и не реклама виновата – а привычка к потребительству идёт из семьи?

Юля Шелепина: Эта тенденция вполне объяснима, поскольку родителями сейчас становятся люди, прошедшие трудное детство. Сами вышедшие из бедных семей, нуждавшиеся в игрушках, поездках, одежде – вот они достигли взрослого возраста, и у них всё успешно, и они принимают решение: «у моих детей всё будет по высшему разряду!» И! что самое главное здесь – эти родители ждут от детей благодарности, радости (они сами-то конечно же радовались бы, будь они на месте своих детей). Но дети выдают реакцию совершенно противоположную: «да я вас ненавижу, да я вас не просил, да зачем вы меня родили!»

— «Наши дети сходят с ума, потому что им нечего больше хотеть»…

— Да, замечательная песня, очень её люблю – эти гимн современности. Им нечего хотеть – они получают всё по щелчку и не способны сами трудиться для достижения результата.

— Как хорошо, что не все дети всё-таки растут в таких условиях…

— Как ни парадоксально, но я думаю, что дети, растущие в более трудных, стеснённых условиях, нуждающиеся в чём-то – они более здоровы, устойчивы психически, чем те дети, которые растут в условиях изобилия. И – да – деревенские дети более устойчивые в этом плане в сравнении с избалованными городскими.

— Ну, скажешь тоже! Ведь и город городу рознь, да и деревня может быть разной: если это шикарный коттедж, оборудованный по последнему слову техники, где, опять таки, есть всё…

— Нет, разумеется! Я имею в виду деревню в классическом понимании слова: где минимум гаджетов и техники, где люди не сидят весь день перед телевизором и компьютером, потому что присутствует необходимость простого физического труда: сходить за дровами, натопить печь, огород полить, овощи свои собрать – а не купить в гипермаркете нечто, непонятно как выросшее…

— О, гипермаркеты – это ад современности!

— Это храмы потребления. Там всё кричит «купи-купи». И это ведёт к пресыщению. Человек перестаёт ценить важное и настоящее. Ты знаешь, кстати, что богатство и пресыщенность детей из королевских и царских семей – это миф?

— Так-так! Это интересно! А как воспитывали королевичей и царевен?

— Так вот я расскажу. Два характерных примера – из отечественной и зарубежной истории. Например, принц Чарлз поделился как-то воспоминанием из своего детства. Однажды он гулял в парке, ловил бабочек сачком – и начался дождь. Он бросил сачок и убежал. Так вот отец отчитал его и выставил обратно под дождь: «найди сачок и принеси обратно. В казне нет лишних средств, чтобы покупать принцу новые сачки». И мальчик пошёл искать сачок под дождём. И – запомнил этот случай на всю жизнь. И осознал, как важно ценить вещи.

— Замечательно. Такое ощущение формируется с детства: что ты – под присмотром целой нации, и ты не имеешь права «грести под себя»… В отличие от наших принцев современности…

— Да. Совершенно верно. Та же идея – богоизбранности – и в основе воспитания русских царских семей. Вы знаете, например, что собственных украшений у царевен не было? Дочери императора Николая на приёмы и балы надевали украшения, которые брали напрокат в казне – но они не владели этими вещами! И на каждый день рождения девочкам дарили по одной (!) жемчужине! И лишь к 16 годам их набиралось достаточно, чтобы получить собственное простенькое жемчужное ожерелье.

— Что сказать! Жизнь совсем другая сейчас…

— Сейчас жизнь лёгкая. Слишком даже лёгкая…

— Но, наверное, нужен какой-то баланс?…

— Разумеется, разумный баланс – нужен. История развивается по спирали, и время от времени наступают такие периоды в жизни человечества, когда слишком высокий уровень развития цивилизации (по сути – слишком лёгкая жизнь) должна быть скорректирована

— То есть время от времени маятник Истории совершает движение в сторону, противоположную цивилизации?

— Ну да. Как во времена Римской Империи – вовремя пришли варвары и скорректировали этот процесс. А сейчас История повторяет свой путь: то, что творится в Европе – где развитие цивилизации и уровень жизни достигли своего пика – сейчас там происходит обратный процесс, по сути – деградация. Все эти законы о легализации инцеста и педофилии, узаконенный гомесексуализм и прочие виды извращений – это путь в никуда, это признаки саморазрушения европейской цивилизации. Как и богатые римляне в своё время – которые попробовали всё, что только можно, и уже начали отрекаться от Бога внутри себя, также процветала и педофилия, и гомосексуализм, и живых людей скармливали львам для утехи толпы… То есть всё вот это – на самом деле показатель обратной стороны высокого уровня жизни, показатель разложения общества…

— …И? Где же варвары?..

— Так вот же они! Арабы уже наводнили Европу, беженцы из Африки, и отовсюду. И вот скоро они пойдут в эти их школы якобы толерантные – где есть уроки секса и всё такое прочее – и вот тогда мы посмотрим, что из этого будет.

— «Варвары» в очередной раз «опустят» Европу?

— Как знать. Может быть, и так. И если так случится, то для Европы это будет благом.

— Бог с ним. У Европы свой путь. К счастью для нас, наверное. Давай к ценностям, традиционным для нашего общества, вернёмся.

— Давай. Традиционно – на чём держится государство? На институте семьи. Это справедливо, кстати, для любого общества – и для европейского в том числе. Но мы не о них сейчас. Если институт семьи будет разрушен – общество придёт к деградации. Семья – это модель государства. И как и государство – семья держится на чётком распределении обязанностей. В российской традиции всегда было чётко распределение дел и обязанностей на мужские и женские. Есть сферы деятельности, которые подвластны только мужчинам, и есть зоны влияния женщин – и эти вещи не пересекались.

— Раньше – да. А сейчас что происходит со сферами влияния мужского и женского?

— Сейчас (благодаря той же Европе) границы традиционных сфер деятельности мужчин и женщин стираются, чисто «мужские» и чисто «женские» дела уже смешиваются, и общество терпимо относится к этому. Например, к тому, что женщине нравится отбойным молотком забивать сваи.

— Ну, Юль, вручную, отбойным молотком уже никто сваи не забивает. Но – женщина представлена в политике, женщина водит автомобиль. Плохо это разве? Я сама могу сказать как многодетная мама, водящая автомобиль, – это чрезвычайно удобно в современной жизни!..

— Ты знаешь, да. Я вот не вожу автомобиль, но как многодетная мать, очень хочу этому научиться. Но я просто к тому, что в любом случае тяжелый физический труд выполняли только мужчины – так было всегда, и это правильно. Мужчина так природой сконструирован. Но есть и такие моменты, с которыми ему не справиться, — и это находится полностью в компетенции женщины. И на этой иерархии всегда держалась семья. Это было тем, что скрепляет отношения.

— И было взаимное уважение: мужчина уважал женщину в её роли, а женщина – мужчину в его роли, и никто не оспаривал границы компетенций партнёра…

— Совершенно верно. И ещё один ценный момент в нашей исконной традиции: было не принято так вот открыто проявлять чувства и говорить об отношениях – то, что сейчас повсюду происходит. Эта всеобщая обнажёнка, все эти традиции, идущие от реалити-шоу…

— Сейчас вся частная жизнь – благодаря соцсетям – это сплошное реалити-шоу нон-стоп (тьфу ты, и слова-то все какие!)

— Вот именно! Каждый факт личной жизни фотографируется и немедленно выкладывается в интернет. Вся жизнь стала напоказ. Всё то, что было прежде скрыто, — теперь обсуждается откровенно и прилюдно. Это проявление такой тотальной любви к себе и глобальной обнажёнки.

— Но, как ни странно, это не делает людей ближе друг к другу!

— Ну да. Чем выше уровень жизни, тем дальше люди друг от друга эмоционально.

— Это всё ясно. Но такова – тенденция. Так развивается мир. Да, появились гаджеты, интернет, соцсети, инстаграм… Но как жить-то? Совсем уйти от этого, закрыться, жить в норе, устроить себе локально – каменный век? Мы живём в этом мире – «это факт», как ты говоришь. Как сохраниться при этом, как остаться человеком?

— Нужно немножко подняться над суетой. Осознать, что все достижения цивилизации – преходящи. Позавчера – телефон-автомат, вчера – пейджер, сегодня – мобильный телефон, завтра – айфон… Но люди не изменились по сути своей – важно всё время самому себе об этом напоминать. Пусть достижения технического прогресса будут лишь ещё одним инструментом для общения. Дополняя реальное общение – но не заменяя его!

— Юля, давай подведём итог. Куда мир катится? Как нам жить дальше, куда податься, за что держаться?

— Я бы сказала так. Нужно в душе своей и в сознании создать такой островок памяти, куда ты сможешь сложить все свои самые светлые переживания, победы и мечты из детства. Все светлые моменты общения с людьми, которые любили тебя и которых ты любил.

— Из детства?

— Из детства, да, и из юности – когда душа была чистая. Такой душевный фотоальбом, в котором есть главное. И возвращаться постоянно к тому, что для тебя главное. И каждый раз, когда сбился с пути, когда запутался и трудно, — возвращайся к этому и спрашивай сам себя: что для меня главное в жизни? Потому что, вещи, деньги, успех, уют – это не может быть главным. Главное в жизни – это отношения, это человеческое тепло, тепло души. Их не купишь ни за какие деньги. Тебя никто не будет любить за деньги, за успех…

— Или за жертву…

— Никто не будет любить тебя, если ты – жертва! Тебя пожалеют – раз, два, а потом тебя пнут. Нужно ценить человеческие отношения, основанные на истинной любви, уважении, сердечности. Ценить это тепло и в своей душе его сберегать. И ещё – вера в Бога. Постоянное ощущение – что ты создан по образу и подобию. И этот Бог – он не снаружи на нас смотрит, а изнутри; он смотрит на мир нашими глазами. И этого Бога внутри себя ценить и постоянно помнить об этом.  Когда тебе плохо, когда себя жалко и выхода нет совсем – вот эти маяки помогут сохранять свет и тепло.

Статьи по теме

О проекте

Концепция портала СОЗНАТЕЛЬНО.РУ отражает вдумчивый, научно обоснованный и естественный подход к воспитанию детей, здоровью семьи, построению добрых и гармоничных отношений. Собранная здесь информация будет наиболее интересна настоящим

читать подробнее

Контакты

© 2009-2019. СОЗНАТЕЛЬНО.РУ. Все права защищены.

Яндекс.Метрика